Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:09, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том,
что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию,
ориентируясь по моральным ценностям.
Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.
Особенно ее значение раскрывается по методу "от противного": общественное
единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие
нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и
для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения
этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет,
пока ты не выберешь его сам.
Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из
обывательского болота. Здесь я сама предъявляю себе требования, и сама же их
выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию
поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В
критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой
человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти -
остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на
поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.
Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее,
оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как
науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального
выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду
не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих
культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают
его потребностям и интересам.
Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в
понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное
исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла
явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его
особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в
мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим
усилиям. Потому на нас ложится ответственность за себя и за других.
Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в
качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,
можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с
объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы
умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность
наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.
Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к
нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его
любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их
перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека
человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого
другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько
воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими"
соображениями. При наличии
такой способности к
только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее,
т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у
нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности
поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом
свою автономию.
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный
анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности
они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования
проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для
успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное
проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
То, что сегодня обычно называется "моралью", охватывает лишь один из этих
наборов моральных кодексов,
социально-биологический
объектной метафизике этот единственный социально-биологический кодекс
считается незначительной, "субъективной", физически не существующей частью
вселенной. По мере углубления в эти вопросы понятно, что разделение статичных
моральных кодексов весьма важно. По существу они представляют собой небольшие
самодостаточные моральные империи, так же изолированные друг от друга, как и
статические уровни, чьи конфликты они разрешали:
1.
Есть моральные кодексы,
биологической жизни над неживой природой.
2. Есть также моральные кодексы, провозглашающие
превосходство социального
порядка над биологической
морали, запрещение наркотиков, убийства, прелюбодеяния, воровства и тому
подобное.
3.
Есть моральные кодексы,
интеллектуального порядка над социальным: демократия, суд присяжных, свобода
слова, свобода печати.
4. Есть динамическая мораль, которая не является кодексом.
Её можно было бы назвать "кодексом Искусства" или чем-нибудь в этом роде, но
искусство обычно считается настолько побочным явлением, что такое название
просто подрывает всю его важность.
Получалось так, что статичные структуры, которые связывают и удерживают один
уровень организации, часто на другом уровне организации вынуждены сражаться
за своё существование. Мораль - это не простой набор правил. Это очень
сложная борьба конфликтующих структур ценностей. Этот конфликт - то, что
остаётся от эволюции. Новые структуры по мере развития приходят в
противоречие со старыми. И каждый этап эволюции оставляет после себя ворох
проблем.
Из этой борьбы между конфликтующими статическими структурами возникают концепции
добра и зла.[21]
PЕдинство права и морали
Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты
проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются
ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат
регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные,
экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели
согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению
достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества,
основывается на общности
социально-экономических
общества, приверженности людей
к идеалам свободы и
Что же общего между правом и моралью?
1.
И те, и другие являются
экономическим базисом и обществом;
2.
Имеют общую экономическую,
идеологическую основу;
3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих
ценностей в обществе;
4.
Они состоят из общих правил
поведения, выражающие
волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне
дисциплины и порядка в обществе;
5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют
санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
6.
Представляют собой средства
активного воздействия на
людей.
Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной
потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального
целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества.
Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как
ответ на эту социальную потребность.
И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области
общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой
социальных отношений. Они связанны с поведением людей в широких областях их
социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание
«универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно
сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным
сферам их действия.
Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах как отношения
собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В
тоже время, действие права также выходит далеко за пределы указанных
отношений.
Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или
пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в
едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, точное взаимодействие норм
права и морали. Тесная связь права и морали, определяемая едиными сферами
общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они
«работают» однонаправлено, взаимно дополняя друг друга. Реальная картина
соотношения права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-
исторического анализа.
Известно, что в антагонических общественно-экономических формациях каждый
класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни, в то время
как система права всегда выражает интересы морали различных классов. Мораль
господствующих классов поддерживает правовые нормы и принципы, а мораль
угнетенных классов нейтральна к праву, она противоборствует закрепленным в
праве социальным позициям господствующих классов, связанных, прежде всего с
обладанием собственностью и политической властью.
Общность права и морали,
порожденная едиными
дополняются общностью их функционального значения, право и мораль формируют
эталоны и стандарты, включаемые
в ценностно-нормативную
Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя «связный
ряд общения», приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный
характер и выступающих регуляторами поведения людей. Общность права и морали
(по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы
. С одной стороны, Гегель
определяет посредством
«нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой