Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:09, реферат
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
самосознания[24]». С другой стороны,
право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли
[25]»
Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной
оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика,
деятельность политических лидеров и т. п.)
Таким образом, и правовая
и моральная системы
объединяет их.
Выдающийся судебный деятель А. Ф. Кони большое внимание уделял проблеме
внутреннего убеждения судьи. Судья, по убеждению А. Ф. Кони, должен напрягать
все свои душевные силы для отыскания истины в деле. «В основе душевного
приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная
обязательность»[26]. По мнению Кони
«совесть – это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно
от справедливости»[27].
Право во всех его проявлениях – как нормативная система, движение
общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью.
Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.
Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять
выше нравственности. Однако, социальные схемы, отодвигающие право на задний
план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока
ничего кроме вреда не приносили.
Правовая жизнь общества
не может развиваться вне
гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого
достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих
нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения –
свидетельство повышения идеалов и моральной ценности права. «Нравственное
измерение» права – неотъемлемое условие его дальнейшего развития и
совершенствования, усиление его личностной, гуманистической ориентации.
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие на
поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из
которых обладает своей спецификой.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются
фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами
свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к
разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом
мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической
активности человека, способ его существования в правовых и нравственных
отношениях.
Вместе с тем право и мораль выступают как мерила свободы индивида, определяют ее
границы. Право является
формально конкретно
свободы. Причем речь идет не об абстрактной свободе, а о тех ее масштабах,
которые детерминированы конкретным способом производства, социальной
структурой, культурным развитием общества. «Право по своей сущности и,
следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно
обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы,
формальная свобода».[28]
заключение
Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно
возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых и
моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение
права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее
будет движение общества по пути прогресса.
Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению
общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом
выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего
общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения
«Все, что не запрещено законом – разрешено» в регулировании общественного
порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле,
что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании
индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь,
достоинство, долг, которые
проникают в правосознание
ним, корректируют его правовое поведение.
Список литературы
[12] Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.:Юоайт,2000. - с.307.
[13] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1987. - с.291,339.
[14]Матузов Н.И., Малько А.В.
Теория государства и права. Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Юристъ,2001. - с.292.
[15]Словарь по этике /Под ред.
Кона И. С. – 3-е изд. – М.: Полит.лит., 1975. – с.168-172.
[16]Комаров С.А. Общая теория
государства и права. Учебник. – 2-е изд., изм. и. доп. - М.: Юрайт,1998. -
с.48.
[17] Франк С.Л. Ницше и этика
"любви к дальнему" //Франк С.Л. Сочинения. - М.,1990.- с.4. (G. Simmel.
Einleilung in die Moralwissenschaft)
[18] Франк С.Л. Ницше и этика
"любви к дальнему" //Франк С.Л. Сочинения. - М.,1990.- с.4. (Так говорил
Заратустра, Ч.1, глава "О радостях и страстях". Nietzsche, VI, 52)
[19] Франк С.Л. Ницше и этика
"любви к дальнему" //Франк С.Л. Сочинения. - М.,1990.- с.5. (Постоянная
гражданская война (нем.)
[20] Персинг Р.М. Лайла. Исследование морали. – М.: Лавка Языков,2001. – с.149.
[21] Персинг Р.М. Лайла. Исследование морали. – М.: Лавка Языков, 2001. – 89с
[24] Гегель Г.В.Ф. Философия
права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.:Мысль,1990. -
с.327-329.
[25] Гегель Г.В.Ф. Философия
права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. – М.:Мысль,1990. -
с.327-329.
[26] Кони А. Ф. Избранные
сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.: Юрид.лит.,1959. - с.95.
[27] Кони А. Ф. Избранные
сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. – М.: Юрид.лит.,1959. - с.71.
[28] Алексеев С. С. Философия права. - М.: Норма, 1999. - с.26.