Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:59, реферат
Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Понятие семейного поведения………………………………………………………….2
Виды семейного поведения……………………………………………………………..4
Брачное поведение……………………………………………………………………....4
Репродуктивное поведение……………………………………………………………..7
Социализационное поведение………………………………………………………….9
Самосохранительное (экзистенциальное) поведение………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………...10
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой
сложное социальное явление, в котором
переплетаются многообразные
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.
Современная семья строится
в основном на брачных отношениях.
Социологи исследуют: мотивы вступления
в брак, причины прекращения брачных
отношений, всю гамму брачных
отношений между
В данной контрольной работе я исследую виды семейного поведения. Семейное поведение составляет основной интерес социологии семьи.
Семейное
поведение - поведение человека в
семье, которое отличается от индивидуального,
так как рамки семьи
Семья
- сложная самоуправляемая
В рамках ресурсного подхода именно проблемы сотрудничества-конфронтации, взаимодействия - противодействия, согласованности - рассогласованности, приобщенности - отчужденности являются важнейшим морально-психологическим противоречием семейного поведения, которое либо успешно преодолевается членами семьи и способствует ее развитию, либо обостряется и ведет к ее разрушению. Степень разрешения этой проблемы и проблем этого класса и является важнейшим показателем того, насколько успешно осуществляется семенное самоуправление. Преобладающий характер эффектов сотрудничества членов семьи друг с другом свидетельствует об их так называемой семейной компетентности, состоятельности. И, наоборот, преобладающий в среде семейного поведения характер антиэффектов конфронтации свидетельствует о некомпетентности или неготовности членов семьи к семейной жизни.
Существует понятие «
Для того, чтобы объяснить проявления поведение членов семьи в тех или иных их поступках, важно выяснить, от каких плюсовых или минусовых факторов зависит формирование сотрудничества, взаимодействия, согласованности членов семьи в семейной системе, т.е. к сплачивающим, объединяющим моделям индивидуального и группового поведения. В то же время важен и обратный аспект: какие минус - факторы ведут в семье к процессам конфронтации, противодействия, рассогласованности членов семьи в семейной системе, т.е. к разобщающим, разъединяющим моделям индивидуального и группового поведения. Здесь можно использовать предположение о том, что поведение членов семьи в семейной системе с одной стороны состоит из «человека действующего» и «человека общающегося» (взаимодействующего - противодействующего, приобщенного - отчужденного, в поведении которого проявляются объединяющие - разъединяющие, сплачивающие - разобщающие модели), с другой стороны - из «человека мотивированного» и «человека, включенного в информационные потоки», который проявляет себя побуждаемым - принуждаемым в мотивационном пространстве семьи и «функционалистом - дженералистом» в информационном пространстве семьи, т.е., либо видящим все процессы происходящие в семье исключительно с позиций исполняемых им функций (например, зарабатывания денег или обеспечения быта или воспитания детей) в семье, либо с позиций всех существующих задач, стоящих перед семьей, т.е. максимально широко, панорамно.
В семье, как и в любой организации имеется два типа отношений членов семьи друг к другу: инструментальное и ценностное, которые и создают мощный спектр их различных психологических переживаний. Ценностное отношение к себе закодировано в требованиях и ожиданиях каждого члена семьи. По отношению же к другим может и нередко встречается как раз иной код отношения - инструментальный, который предполагает определенное функциональное удобство, комфорт для себя. Тот или иной тип отношений либо создает ситуацию глубокой заинтересованности человека в семье, стремление его быть активным ее членом, субъектом происходящих внутри семьи процессов, стимулирует раскрытие им глубинных мотивационных ресурсов внутри семенной системы, либо, наоборот, создает глубокое переживание человеком безразличия к своей жизни в семье, способствует развитию разного рода мотивационных патологий в семейной организации, размотивирует, разрушает внутрисемейную среду. Так, безразличие родителей к сфере занятий их детей со временем способствует возникновению отчужденных моделей поведения последних - центр жизни ребенка перемещается в сторону противоположную собственной семье.
Таким образом, семейное поведение можно понять и «расшифровать» тогда, когда раскрываются социальные генотипы семьи. Они закодированы в таких противоречиях семьи как «сотрудничество - конфронтация», «взаимодействие - противодействие», «отчужденность - приобщенность», «согласованность - рассогласованность», «функционализм - дженерализм», «заинтересованность - незаинтересованность». Ключевыми генотипами - глубинными хранителями здоровой семьи оказываются такие полюса поведения членов семьи как «взаимодействие членов семьи - приобщенность к своей семье»; «взаимосогласованность поведения членов семьи - дженерализм или панорамное видение событий в семье»; «мотивационные ресурсы членов семьи». «Генетическое здоровье» любой семьи можно поддерживать, используя методы обратной связи, позволяющие членам семьи корректировать прежде всего собственное поведение.
Брачное поведение - это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».
Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:
1. Пространство возможных выборов. Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается «серийная моногамия», то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке. Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, «каждый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потенциальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает человека в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супругом в позднейших браках. Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак. В обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.
2. Степень свободы
Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы: Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии - эгзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.
В современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак - повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.
Правило же экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.
К социологическим факторам
брачного выбора относятся гомогамия
и близость (соседство): Гомогамия. Термин
гомогамия обычно употребляется
для обозначения тенденции
партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:
- возраст,
- этническая принадлежность,
- социальный статус,
- образование,
- уровень интеллекта,
- внешность,
- совместимость внутренних
часов (т.е. так называемые
При этом наибольшей является роль: