Понятие семейного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:59, реферат

Описание работы

Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой - брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….2
Понятие семейного поведения………………………………………………………….2
Виды семейного поведения……………………………………………………………..4
Брачное поведение……………………………………………………………………....4
Репродуктивное поведение……………………………………………………………..7
Социализационное поведение………………………………………………………….9
Самосохранительное (экзистенциальное) поведение………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………...10

Файлы: 1 файл

семьеведение.docx

— 41.30 Кб (Скачать файл)

а) этнической принадлежности: о роли этнической принадлежности можно  сказать, что помимо действия правила  эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто  социологические факторы, прежде всего  степень этнической однородности той  или другой территории.

б) роль возраста в брачном  отборе: его роль подтверждается многочисленными  статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько  специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а  небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

в) роль образования: роль образования  как фактора брачного отбора столь  же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше. В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент. В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования. Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе «подходящего» жениха. Отсюда, вытекает и существование «второго пика» внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины «сознательно» выбирают дорогу одинокого материнства. Правило гомогамии действует и в отношении некоторых других личностных характеристик. Среди них чаще всего называют ум (интеллект), физическую привлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения и т. д.

Близость: другим важнейшим  социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью  понимается пространственная, территориальная  близость, проживание по соседству, а  также работа в одной и той  же организации или учеба в  одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что  соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи  с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет  иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая  сходство ценностей, интересов.

 

    1.  Репродутивное поведение

Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства  населения. Поэтому анализу рождаемости  всегда уделялось особое внимание.

Понятие «рождаемость» используют для характеристики процесса рождения детей либо в конкретном поколении, либо в совокупности поколений  или населении. Демография исходит  из того, что рождаемость зависит  не только от биологической способности  к воспроизведению потомства, но и от социально-экономической структуры  общества, существующей системы ценностей, общественной морали, образа и условий  жизни людей. Поэтому рождаемость  подвержена сильным изменениям, а  ее закономерности носят исторический характер.

Показатели  рождаемости в сильной степени  зависят от репродуктивного поведения  и мотиваций людей.

Репродуктивное  поведение - это действия людей и  отношения между ними, возникающие  в связи с рождением ребенка  или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение».

Репродуктивное  поведение в значительной степени  определяется уровнем потребности  в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения: - многодетное (потребность в 5 и более детях); среднедетное (потребность в 3-4 детях); малодетное (потребность в 1-2 детях).

Существует  определенный стереотип мышления, который  связывает ориентацию на многодетную  семью с экономической и культурной отсталостью, «стихийностью размножения», а малодетную - с «высоким» уровнем культуры и «сознательным ограничением рождаемости». Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей.

На  репродуктивное поведение влияют как  текущие условия жизни, так и  события прошлых лет. Современные  повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного  решения о рождении ребенка. В  то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье  соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение  экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение  условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина  наблюдается и в случае ухудшения  экономической ситуации.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности  в детях, которая обычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность в детях  является результатом усвоения определенной модели репродуктивного поведения  и связана с устоявшимися нормами  и правилами в обществе. Нормы  многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Таким образом, потребность в детях - это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей.

Несмотря  на всю консервативность, репродуктивное поведение также подвержено изменениям. В средние века репродуктивное поведение  было ориентировано на максимальное число рождений. В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими  возможностями достижения благополучия. Многодетность поощрялась социальными  и культурными традициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рождений применялось только при внебрачных связях. Главным способом регулирования  рождаемости было половое воздержание, система запретов связанных с  постами, религиозными обетами и  наказаниями. Широкое распространение  получило безбрачие. (Две крайности).

Переход к индустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению  в образе жизни семьи. Многодетность  постепенно утратила свою экономическую  роль, для удовлетворения психологической  потребности в детях родителям  было достаточно и небольшого количества детей. В результате произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах.

В современном пост-индустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление внесемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует. По статистике среди 5-6% семей, остающимися бездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, а не из-за намеренного решения не иметь детей1А.И. Антонов, В.М. Медков « Социология семьи». Москва- 1996 г.. Важнейшей характеристикой репродуктивного поведения является уровень потребности в детях. Понятно, что статистически это измерить невозможно. Поэтому в демографии используются методы социологического опроса. респондентам задаются вопросы об «идеальном», «желаемом» и «ожидаемом» числе детей. Дальнейший анализ опирается на гипотезу, что: «идеальное» число детей отражает господствующую в обществе социальную норму репродуктивного поведения; «желаемое» - свидетельствует о готовности иметь определенное число детей при наличии всех необходимых условий; «ожидаемое» - говорит об оценках современной жизненной ситуации и ближайших перспективах изменения семьи.

 

    1.  Социализационное поведение

Социализационное или родительское поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально-компетентной личности. В социологии семьи акцент делается на исследовании фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и семейных делах.

В области исследований социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в  воспитании, к конечным итогам воспитания и остальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обобщить это  все в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным  является измерение иерархии жизненных  ценностей и места в ней  ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано  с предположением, что высокая  ценность их сопровождается сильной  любовью к ним, которая есть главный  механизм воспитания.

По  мнению многих ученых, в социологических  теориях воспитания и социализации решающая роль отводится социальной среде, ролевым взаимодействиям  и формированию собственного Я.

 

 

    1.  Самосохранительное (экзистенциальное) поведение

В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла.

Медицинские и демографические сведения о  структуре заболеваний, ведущих  к смерти, выход на первый план сердечно-сосудистых и онкологических «причин» смерти (а так же несчастных случаев на транспорте, производстве и т.д.) свидетельствовали о росте эндогенных воздействий на смертность, т.е., не связанных с внешними факторами: эпидемиями, стихийными бедствиями и войнами.

Стремление  изучить желания людей, связанные  со здоровьем и роком жизни, считалось  доступным и диктовалось верой  в то, что реализация этих желаний  дает итоговые результаты здоровья и  сроки жизни. Те или иные стратегии  самосохранительного поведения проявляют себя не сразу, а в течение длительного времени, т.е. последствия поведения отдалены во времени от «причин» и поэтому не связываются обыденным сознанием в единую цепочку детерминации.

Поведение родителей в отношении собственного здоровья и жизни их детей, а также  соответствующее поведение детей  по отношению к родителям, так  же как и поведение медицинского персонала в отношении пациентов  и т.д., не входят по определению в  самосохранительное поведение. Забота родителей о детях и взрослых детей о родителях - это отдельный вид социального поведения, который может включаться в состав семейного поведения, причем забота родителей прямо относится к родительскому поведению, тогда как забота о своих родителях - разновидность родственного поведения.

Потребность в индивидуальном самосохранении является частью общей иерархии потребностей. В терминах динамической концепции  потребностей А. Маслоу она относится к уровню потребности в безопасности, но если интерпретировать ее как разновидность «комплекса» потребностей в здоровье, сохранении целостности тела и самой жизни. Однако можно постулировать многослойный характер потребности в самосохранительное поведение, и тогда придется признать, что вся система потребностей сводится в потребности самосохранения. В самом деле, высший уровень иерархии потребностей - социальный - можно рассматривать как потребность личности в социальном самосохранении, сохранении социального статуса и лица. Резкое изменение социального положения, интерпретируемое как понижение, падение, крах, может привести к отказу от телесного существования. Потребность личности в психологическом самосохранении, сохранении определенности Я при контактах с другими людьми - это потребности в уважении Я общении и принадлежности к себе подобным. Наконец, третий уровеньсамосохранения Я как телесного существа описывается потребностью в сохранении жизни, целостности организма, потребностью в здоровье на всех стадиях жизненного цикла и потребностью в связи с этим в длительном сроке жизни, позволяющем пройти все этапы жизненного цикла личности.

Вот этот уровень и образует движущую силу самосохранительного поведения личности.

 

Заключение

Таким образом, проблема соотношения семьи  с обществом и другими социальными  институтами, а также взаимосвязи  семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому  постоянно предпринимались попытки  осмысления социального положения  семьи.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые  предусловия функционирования социума  путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

В социологии семьи и брака сделано  немало. Отмечается значительное продвижение  в разработке теории, ее понятийно-категориального  аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к  исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При  должной систематизации и дополнениях  разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать  фундаментальность и укрепить целостность  специальной социологической теории семьи и брака.

Информация о работе Понятие семейного поведения