Понятие социального института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Содержание работы

I. Понятие социального института
1.1. Характеристика социального института
1.2. Наличие цели деятельности социального института
1.3. Набор социальных позиций и ролей социального института
1.4. Функции социального института
II. Религия как социальный институт
2.1. Определение религии как социального института
2.2. Анализ религии как социального института

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

I. Понятие социального института

1.1. Характеристика социального  института 

1.2. Наличие цели деятельности  социального института 

1.3. Набор социальных позиций  и ролей социального института 

1.4. Функции социального  института 

II. Религия как социальный институт

2.1. Определение религии  как социального института 

2.2. Анализ религии как  социального института 

 

    1. Понятие социального института.

 

1.1. Характеристика  социального института.

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных  значениях. Говорят, об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое  значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализмами и  стандартизации общественных связей, и отношений. А сам процесс  упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Андреев  Ю. П. Категория «социальный институт» //Философские науки. - 1984.- № 1.

Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.

Социальные институты  выполняют в обществе функции  социального управления и социального  контроля как одного из элементов  управления.

Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных  условий, нарушение которых наносит  ущерб социальной системе. Основными  объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств  для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом  в целом. Принятие определенной системы  ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы  передать индивидам установленные  в данной общности образцы поведения  и способы деятельности.

Социальные институты  руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в  определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение  определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское  обслуживание и т. д.

Например, литераторы и артисты  имеют гарантированную свободу  творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются  исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит, как уже было отмечено выше, как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки  зрения - это совокупность стандартизированных  образцов поведения правомочных  лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения  воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя  и т. д.).

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и  иных социальных норм. Наряду с этими  институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в  обществе продолжает играть институт религии.

Каждый социальный институт характеризуется:

Наличием цели своей деятельности;

Набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института;

Конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели.

Рассмотрим более подробно эти характерные черты социального  института. 

1.2. Наличие цели  деятельности социального института.

Одним из необходимых условий  появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты признаны организовывать совместную деятельность людей в  целях удовлетворения тех или  иных социальных потребностей.

Так, институт семьи удовлетворяет  потребность в воспроизводстве  человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между  полами, поколениями и т. д.

Институт высшего образования  обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить  свои способности для того, чтобы  реализовать их в последующей  деятельности и обеспечивать свое существование  и т. д.

Возникновение определенных общественных потребностей, а также  условия для их удовлетворения являются первой характерной чертой социального  института. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал “Россия” - 2001 - №1.

1.3. Набор социальных позиций  и ролей социального института

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы  не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействия. Социальные институты носят надындивидуальный  характер, обладают своим собственным  системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное  общественное образование, которое  имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты  могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью  их функций. Прежде всего, это система  ценностей, норм, идеалов, а также  образцов деятельности и поведения  людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует  сходное поведение людей, согласовывает  и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы  удовлетворения их потребностей, разрешает  конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние  равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов  еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы  они стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы  ими в процессе социализации, воплотились  в форму социальных ролей и  статусов.

 

Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и  ожиданий является второй характерной чертой социального института. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.

 

1.4. Функции социального  института.

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функции  социальных институтов:

1) Воспроизводство членов  общества.

Главным институтом, выполняющим  данную функцию, является семья, но к  ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация

Передача индивидам установленных  в данном обществе образцов поведения  и способов деятельности - институты  семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение.

Обеспечиваются экономическо-социальными  институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления  и контроля

Осуществляются через  систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения  и т. д. Социальные институты управляют  поведением индивида через систему  поощрений и санкций.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства,  соединяя, вместе с тем, экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни.

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры.

 

 

3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию  индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства  и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения,  регламентируют методы передачи  и обмена информацией, приветствия,  обращения и т. д., регламент  собраний, заседаний, деятельность  каких-то объединений. Социальные  институты//Социально-политический  журнал. -1993.- № 4.

На основе вышеизложенного, можно дать сделать следующие  выводы.

Социальные институты - это  организованные объединения людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых  членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой  цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института.

Во второй части курсовой работы «Религия как социальный институт»  мы попытаемся рассмотреть религию  как социальный институт. 

II. Религия как  социальный институт.

 

2.1. Определение  религии как социального института.

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии  должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в  себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным  аспектам человеческого бытия, и  вместе с тем функционирует в  обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими  социальными институтами, позволяет  с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества. Отсюда проистекает вторая методологическая особенность социологического анализа  религии, заключающаяся в том, что  при исследовании ее функций как  социального института необходимо уделить особое внимание тем из них, которые относятся к культурной системе общества, то есть связаны  с ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная методологическая особенность социологического анализа  религии состоит в том, чтобы  учитывать позицию личности, точку  зрения актера, то есть самого действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить  в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот момент также чрезвычайно  важен, ибо чисто внешнее, объективное  наблюдение и изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука", а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое значение религии.

Информация о работе Понятие социального института