Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:48, реферат
Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
I. Понятие социального института
1.1. Характеристика социального института
1.2. Наличие цели деятельности социального института
1.3. Набор социальных позиций и ролей социального института
1.4. Функции социального института
II. Религия как социальный институт
2.1. Определение религии как социального института
2.2. Анализ религии как социального института
СОДЕРЖАНИЕ
I. Понятие социального института
1.1. Характеристика социального института
1.2. Наличие цели деятельности социального института
1.3. Набор социальных позиций и ролей социального института
1.4. Функции социального института
II. Религия как социальный институт
2.1. Определение религии как социального института
2.2. Анализ религии как социального института
1.1. Характеристика социального института.
Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Термин "социальный институт"
употребляется в самых
Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления.
Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Социальные институты
руководят поведением членов общности
через систему санкций и
Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт
выглядит, как уже было отмечено
выше, как совокупность лиц, учреждений,
снабженных определенными материальными
средствами и осуществляющих конкретную
социальную функцию. С содержательной
стороны - это определенная система
целесообразно ориентированных
стандартов поведения определенных
лиц в конкретных ситуациях. Так,
если юстиция как социальный институт
внешне может быть охарактеризована
как совокупность лиц, учреждений и
материальных средств осуществляющих
правосудие, то с содержательной точки
зрения - это совокупность стандартизированных
образцов поведения правомочных
лиц, обеспечивающих данную социальную
функцию. Указанные стандарты поведения
воплощаются в определенных ролях,
характерных для системы
Важнейшими социальными
институтами являются политические.
С их помощью устанавливается
и поддерживается политическая власть.
Экономические институты
Каждый социальный институт характеризуется:
Наличием цели своей деятельности;
Набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;
Конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.
Рассмотрим более подробно
эти характерные черты
1.2. Наличие цели
деятельности социального
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты признаны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.
Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д.
Возникновение определенных
общественных потребностей, а также
условия для их удовлетворения являются
первой характерной чертой социального
института. Андреев Ю.П. Роль социальных
институтов в жизни общества//Общественно-
1.3. Набор социальных позиций и ролей социального института
Социальный институт образуется
на основе социальных связей, взаимодействия
и отношений конкретных лиц, индивидов,
социальных групп и иных общностей.
Но он, как и другие социальные системы
не может быть сведен к сумме этих
лиц и их взаимодействия. Социальные
институты носят
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.
Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является второй характерной чертой социального института. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
1.4. Функции социального института.
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функции социальных институтов:
1) Воспроизводство членов общества.
Главным институтом, выполняющим данную функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2) Социализация
Передача индивидам
3) Производство и распределение.
Обеспечиваются экономическо-
4) Функции управления и контроля
Осуществляются через
систему социальных норм и предписаний,
реализующих соответствующие
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные
институты - собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные
2) Политические институты
- государство, партии, профсоюзы
и другого рода общественные
организации, преследующие
3) Социокультурные и
4) Нормативно-ориентирующие
- механизмы морально-этической
5) Нормативно-санкционирующие
- общественно-социальную
6) Церемониально-символические
и ситуационно-
На основе вышеизложенного, можно дать сделать следующие выводы.
Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Во второй части курсовой
работы «Религия как социальный институт»
мы попытаемся рассмотреть религию
как социальный институт.
II. Религия как социальный институт.
2.1. Определение
религии как социального
Исходным пунктом объективного
социологического анализа религии
должно быть понимание ее как социокультурного
института. Такой подход к изучению
религии, которая совмещает в
себе черты культурной системы, то есть
определяет сферу значений, символов
и ценностей, относящихся к фундаментальным
аспектам человеческого бытия, и
вместе с тем функционирует в
обществе в качестве самостоятельного
социального института (социальной
подсистемы) в тесной связи с другими
социальными институтами, позволяет
с максимальной полнотой и объективностью
выяснить и проанализировать уникальную
роль религии в человеческой истории,
в жизни современного общества. Отсюда
проистекает вторая методологическая
особенность социологического анализа
религии, заключающаяся в том, что
при исследовании ее функций как
социального института