Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:24, реферат
Преобладание договорного регулирования над централизованным государством позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».
Введение
Становление
рыночной экономики предопределило
необходимость изменения
1. Понятие социального партнерства.
В
настоящее время нет единства
в определении понятия «
Смысловое значение словосочетания «социальное партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В экономической и социальной политике этот термин означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и работодателями на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.
В широком смысле социальное партнерство означает сотрудничество различных социальных слоев и групп для достижения общих целей. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.
Практика показывает, что противоречия между наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между работниками и работодателями возникают объективные противоречия. Если эти противоречия не устраняются, возникают серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество – при ведущей роли государства – должно быть способно предотвращать неуправляемое развитие таких событий.
Социальное
партнерство не должно вести к
соглашательству или, напротив, к
постоянной конфронтации. Оно должно
способствовать выработке таких
позиций и договоренностей, которые
позволяют удовлетворять
Сторонами
социального партнерства
Интересы работников могут представлять различные профсоюзные организации, в том числе и не входящие в структуры общероссийских объединений профсоюзов. Основной способ осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Объектом
социального партнерства
В
системе регулирования
В
случаях невозможности
Для
обеспечения регулирования
В
целях согласования интересов работников
(их представителей), работодателей (их
представителей) и государства по
вопросам регулирования социально-
Проекты
законодательных актов, нормативных
правовых и иных актов органов
исполнительной власти и органов
местного самоуправления в сфере
труда, а также документы и
материалы, необходимые для их обсуждения,
направляются на рассмотрение в соответствующие
комиссии по регулированию социально-
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
2. Рекомендации
Для того, чтобы ситуация начала изменяться, в первую очередь необходимо улучшить механизмы исполнения законов для совершенствования правовых аспектов социального партнерства. Государство и профсоюзы стараются создать наибольшее количество объединений работодателей, а работодатели, используя эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.
Использование тех или иных мер должно быть согласовано в ходе соответствующих переговоров социальных партнеров. Среди возможных мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением кадрового потенциала и рабочих мест:
отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни;
временный отказ от введения совмещения профессий;
временное ограничение приема работников и сокращение вакансий;
перевод в соответствии с нормами трудового законодательства высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;
перевод работников в соответствии с нормами трудового законодательства на работу в другие подразделения и организации;
совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;
установление
для отдельных категорий
предоставление по просьбе работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы;
передача подразделениям организации для выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее подрядными организациями.
В антикризисную программу могут быть также включены мероприятия, предусматривающие:
осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;
переобучение, повышение квалификации работников с учетом имеющихся вакантных рабочих мест в организации, ее филиалах, в том числе на условиях совместного с органами местного самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных организаций и градообразующих организаций за счет средств, предусмотренных для реализации региональных программ занятости;
оказание помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической деятельности, включая организации, расположенные в других регионах, при содействии органов государственной службы занятости;
направление
работников на обучение другим профессиям
в связи с возможным
установление режима неполного рабочего времени для самостоятельного поиска работы.
Стороны
социального партнерства
Проект
комплекса (программы) антикризисных
мероприятий целесообразно
В организациях могут предусматриваться и другие процедуры обсуждения программы антикризисных мер, согласованные работодателем и работниками.
Вне зависимости от форм и методов подготовки и организации антикризисных мер в комплекс планируемых мероприятий рекомендуется включать механизмы по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие ответственность сторон.
Программа антикризисных мер в организациях может содержать иные мероприятия, в том числе в области охраны труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности и способствующие выходу из кризиса, не противоречащие законодательству.
Разработать долгосрочную стратегию развития социального партнерства с целью создания целостного механизма его реализации;
Создать совместные информационные и экспертные площадки, с привлечением к работе учёных и практиков, в целях выработки инициатив и предложений по развитию социально-трудовых отношений;
Развивать культуру взаимодействия, ведения диалога (переговоров, консультаций) по вопросам социально-трудовых отношений с целью достижения компромиссных решений, повышать авторитет социального партнёрства;
Содействовать созданию первичных профсоюзных организаций, как законного и наиболее организованного представителя интересов работников в социальном партнёрстве;
Улучшать качество коллективных договоров, предусматривать в них обязательства сторон в количестве и размерах, не ниже, чем в соглашениях, действующих в отношении работодателя;
Обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления, профсоюзных органов территорий с прокуратурой, Государственной инспекцией труда, налоговой службой по вопросам привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере труда, соглашений и коллективных договоров;
Повышать эффективность
Принимать
оперативные меры реагирования к
работодателям и первичным
Организовать совместное обучение представителей сторон социального партнерства по всем аспектам трудовых отношений;
Поддержать инициативу управления по труду и занятости населения по введению в его структуру специалистов по труду муниципальных образований края;
Содействовать повышению социальной ответственности работодателей соглашениям, в том числе о минимальной заработной плате;
Определить приоритеты социально-ответственным работодателям, чтобы бизнесу стало выгодным быть социально-ответственным;
Продолжить переговоры о поэтапном увеличении размера региональной минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы до размера, установленного для работников внебюджетного сектора экономики края;