Понятие социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:24, реферат

Описание работы

Преобладание договорного регулирования над централизованным государством позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход от «конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству».

Файлы: 1 файл

Письменнач работа соц партнерство.docx

— 24.74 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Становление рыночной экономики предопределило необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного  регулирования над централизованным государством позволяет активизировать участие работников и работодателей  в установлении условий труда  и развивать их отношения на основе социального партнерства. Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их интересов, т.е. оно означает переход  от «конфликтного соперничества  к конфликтному сотрудничеству».

 

1. Понятие  социального партнерства.

В настоящее время нет единства в определении понятия «социальное  партнерство», и в различных источниках оно трактуется по-разному.

Смысловое значение словосочетания «социальное  партнерство» – это совместная деятельность субъектов трудовых отношений. В  экономической и социальной политике этот термин означает консультации и  сотрудничество между наемными работниками  и работодателями на разных уровнях  по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

В широком смысле социальное партнерство  означает сотрудничество различных  социальных слоев и групп для  достижения общих целей. По своей  сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов  экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

Практика  показывает, что противоречия между  наемными работниками и работодателями чаще всего возникают по поводу оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и др. В связи с различными и противоположными интересами между  работниками и работодателями возникают  объективные противоречия. Если эти  противоречия не устраняются, возникают  серьезные социальные конфликты, чреватые тяжелыми социальными, экономическими и политическими потрясениями. Цивилизованное общество – при ведущей роли государства – должно быть способно предотвращать неуправляемое развитие таких событий.

Социальное  партнерство не должно вести к  соглашательству или, напротив, к  постоянной конфронтации. Оно должно способствовать выработке таких  позиций и договоренностей, которые  позволяют удовлетворять интересы сторон в конкретных условиях, достигать  компромисса, способного установить социальный мир на предприятии, в организации, на территории, в отрасли и в  стране в целом.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в случаях, когда  они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных  трудовым законодательством.

Интересы  работников могут представлять различные  профсоюзные организации, в том  числе и не входящие в структуры  общероссийских объединений профсоюзов. Основной способ осуществления социального  партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Объектом  социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства исходя из оценки уровня жизни и показателей, характеризующих  этот уровень в целом по РФ, в  ее субъектах, а также в районах, городах и организациях.

В системе регулирования социально-трудовых отношений и развития социального  партнерства важнейшая роль принадлежит  государству.

В случаях невозможности достижения согласия между тремя сторонами  некоторые правительства прибегают  к формированию социально-экономической  политики в одностороннем порядке  – через законодательство.

 

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров  и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для  организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные  органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, – соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативных  правовых и иных актов органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления в сфере  труда, а также документы и  материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов или органами местного самоуправления, принимающими указанные  акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений или  мнения их сторон (заключения соответствующих  профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных  актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов или органами местного самоуправления, принимающими указанные  акты.

 

2. Рекомендации

Для того, чтобы ситуация начала изменяться, в первую очередь необходимо улучшить механизмы исполнения законов для  совершенствования правовых аспектов социального партнерства. Государство  и профсоюзы стараются создать  наибольшее количество объединений  работодателей, а работодатели, используя  эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства  и каждая сторона старается выжить за счет других.

Использование тех или иных мер должно быть согласовано  в ходе соответствующих переговоров  социальных партнеров. Среди возможных  мер могут быть выделены следующие  действия, связанные с сохранением  кадрового потенциала и рабочих  мест:

отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни;

временный отказ от введения совмещения профессий;

временное ограничение приема работников и  сокращение вакансий;

перевод в соответствии с нормами трудового  законодательства высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;

перевод работников в соответствии с нормами  трудового законодательства на работу в другие подразделения и организации;

совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени в  порядке, предусмотренном трудовым законодательством;

установление  для отдельных категорий работников неполной рабочей недели с корректировкой размера заработной платы локальными нормативными актами организации, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации  в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;

предоставление  по просьбе работников (по личному  заявлению) отпусков без сохранения заработной платы;

передача  подразделениям организации для  выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее подрядными организациями.

В антикризисную программу могут  быть также включены мероприятия, предусматривающие:

осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

переобучение, повышение квалификации работников с учетом имеющихся вакантных  рабочих мест в организации, ее филиалах, в том числе на условиях совместного  с органами местного самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных организаций и градообразующих организаций за счет средств, предусмотренных для реализации региональных программ занятости;

оказание  помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической  деятельности, включая организации, расположенные в других регионах, при содействии органов государственной  службы занятости;

направление работников на обучение другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием  производства;

установление  режима неполного рабочего времени  для самостоятельного поиска работы.

Стороны социального партнерства разрабатывают  совместные мероприятия, направленные на обеспечение занятости работников, находящихся под риском увольнения, с учетом реализуемой региональной программы содействия занятости.

Проект  комплекса (программы) антикризисных  мероприятий целесообразно обсудить на общем собрании (конференции) работников, а также при необходимости  с органами местного самоуправления.

В организациях могут предусматриваться и другие процедуры обсуждения программы антикризисных мер, согласованные работодателем и работниками.

Вне зависимости от форм и методов  подготовки и организации антикризисных мер в комплекс планируемых мероприятий рекомендуется включать механизмы по контролю за выполнением намеченных мер, предусматривающие ответственность сторон.

Программа антикризисных мер в организациях может содержать иные мероприятия, в том числе в области охраны труда, обеспечивающие снижение социальной напряженности и способствующие выходу из кризиса, не противоречащие законодательству.

Разработать долгосрочную стратегию развития социального партнерства с целью создания целостного механизма его реализации;

Создать совместные информационные и экспертные площадки, с привлечением к работе учёных и практиков, в целях выработки  инициатив и предложений по развитию социально-трудовых отношений;

Развивать культуру взаимодействия, ведения диалога (переговоров, консультаций) по вопросам социально-трудовых отношений с  целью достижения компромиссных  решений, повышать авторитет социального  партнёрства;

Содействовать созданию первичных профсоюзных  организаций, как законного и наиболее организованного представителя интересов работников в социальном партнёрстве;

Улучшать  качество коллективных договоров, предусматривать  в них обязательства сторон в  количестве и размерах, не ниже, чем  в соглашениях, действующих в  отношении работодателя;

Обеспечить  взаимодействие органов местного самоуправления, профсоюзных органов территорий с прокуратурой, Государственной  инспекцией труда, налоговой службой по вопросам привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере труда, соглашений и коллективных договоров;

  Повышать эффективность деятельности  государственных, муниципальных  и профсоюзных органов, осуществляющих  контроль и надзор за соблюдением  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права  (в том числе соглашений и  коллективных договоров);

Принимать оперативные меры реагирования к  работодателям и первичным профсоюзным  организациям, не выполняющим обязательства  коллективных договоров и соглашений, действующих в их отношении;

Организовать  совместное обучение представителей сторон социального партнерства по всем аспектам трудовых отношений;

Поддержать  инициативу управления по труду и занятости населения по введению в его структуру специалистов по труду муниципальных образований края;

Содействовать повышению социальной ответственности работодателей соглашениям, в том числе о минимальной заработной плате;

Определить  приоритеты социально-ответственным  работодателям, чтобы бизнесу стало  выгодным быть социально-ответственным;

Продолжить  переговоры о поэтапном увеличении размера региональной минимальной  заработной платы для работников бюджетной сферы до размера, установленного для работников внебюджетного сектора  экономики края;

Информация о работе Понятие социального партнерства