Понятие социальной нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления.

Содержание работы

РАЗДЕЛ I
1.Понятие социальной нормы.
2.Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.
3.Основные формы девиантного поведения.
4.Что понимается под аддиктивными формами девиантного поведения?
РАЗДЕЛ II
Тест

РАЗДЕЛ III
Определение понятий и категорий социологии

РАЗДЕЛ IV
Чем различаются между собой социология как академическая наука и предмет обучения? Каковы содержание образования и объём знаний по социологии?

Файлы: 1 файл

sotsiologia.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  курсу: «Основы социологии»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. группы МС-09

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

    

РАЗДЕЛ I

1.Понятие социальной нормы.

2.Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

3.Основные формы девиантного поведения.

4.Что понимается под аддиктивными формами девиантного поведения?

РАЗДЕЛ II

Тест

 

РАЗДЕЛ III

Определение понятий и категорий  социологии

 

РАЗДЕЛ IV

Чем различаются  между собой социология как академическая  наука и предмет обучения? Каковы содержание образования и объём  знаний по социологии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I

  1. Понятие социальной нормы.

Понятие нормы  является исходным для изучения любых  девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения. Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.

Социальная  норма закрепляет исторически сложившийся  в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения  людей, а также социальных групп  и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют  следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически  выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой  ситуации.Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример - радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира - через жесткие запреты Нового времени - к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают  в индивидуальном сознании негативные чувства - от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между  интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности. Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь - научного определения нормы. Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом "усреднение" людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал "нормального человека" как индивида, "обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное.

Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, "хорошим" гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а "нормальным" работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм - это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на "справляющихся" с ней и "несправляющихся", т.е. неуспевающих.

Наконец, норма  может быть идеальной - в виде обобщения  положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты "замечательных" людей, идеальная норма выступает  преимущественно в форме идеалов - вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно  важную роль в регуляции поведения  человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями  в историю человечества. Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427-347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут  в мире идей, которые управляют  их поведением. Идеи воплощают в  себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное  стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея - идея блага - отражает взаимосвязь других идей. В этике  Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь  осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда  их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, - абсолютный и общезначимый фундамент норм оциальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы - записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере  регулируемых отношений выделяют следующие  основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные. Таким  образом, социальные нормы создают  установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

Мы дали общую  характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.

 

2. .Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Оно

подразумевает любые  поступки или действия, не соответствующие  писаным

или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от

традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все 

находилось под  контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Так поступали правители  древней Спарты в V в. до нашей эры и советские

партийные органы в XX в.

 Борьба с девиациями  часто перерождалась в борьбу  с разнообразием чувств,

мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-

то время отклонения возрождаются, и в еще более  яркой форме. В конце80-х 

годов советская  молодежь подражала западным моделям  поведения 

настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

В большинстве обществ  контроль девиантного  поведения несимметричен: 

отклонения в  плохую сторону осуждаются, а в  хорошую — одобряются. В 

зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все 

формы девиаций можно  расположить на некотором континууме. На одном 

его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально

неодобряемое поведение:  революционеры, террористы, предатели,

преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с

максимально одобряемыми  отклонениями: национальные герои, выдающиеся

артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры,

передовики труда.

 Если  мы проведем  статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся  обществах и в обычных условиях  на каждую из этих 

групп придется примерно по 10—15% общей численности населения.

Напротив, 70% населения  страны составляют «твердые середняки» — 

люди с несущественными  отклонениями.

   Итак, всякое  поведение, которое вызывает неодобрение  общественного

мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс

явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В  широком 

смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся

от нормы. При  такой постановке вопроса следует  говорить о формах и 

размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения

относят уголовную  преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию,

гомосексуализм. В  узком понимании под девиантным поведением

подразумеваются такие  отклонения, которые не влекут за собой 

уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными.

Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в

социологии особое название — делинквентное  (буквально — преступное)

поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково  употребляются 

в социологии.

Каковы  же причины  девиации?  В конце XIX и начале XX в. Были

распространены  биологические и психологические  трактовки причин

девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая

связь между преступным поведением и биологическими особенностями 

человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат  деградации

к более ранним стадиям  человеческой эволюции. Этот тип можно  определить

по таким характерным  чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая 

бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила

широкое распространение, и некоторые мыслители стали  его 

последователями они  тоже устанавливали связь между  девиантным

поведением и  определенными физическими чертами  людей.

 Опираясь  на  исследование поведения двухсот   юношей в центре 

реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации

мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Основные  причины  девиантного поведения

Существуют  общие  причины девиантного поведения для всех групп

“риска”:

Социальное  неравенство. Это находит выражение в низком, подчас

нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь

молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица,

инфляция, коррупция  и т.д.

 Морально-этический  фактор девиантного поведения выражается в низком

морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии

вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой

напоминает базар, на котором все продается и  все покупается,  торговля

рабочей силой и  телом является рядовым событием. Деградация и падение 

нравов находят  свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве,

распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и

правонарушениях.

Окружающая  среда, которая нейтрально благосклонно относится  к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в  семье, проблемы овладения 

знаниями и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить 

взаимоотношения с  окружающими и возникающие на этой основе

конфликты, различные  психофизические отклонения в состоянии  здоровья,

как правило, ведут  к кризису духа, потере смысла существования.

 

3. Основные  формы девиантного поведения. 

Социология  девиантного поведения (от лат. deviatio - отклонение) - это специальная (частная) социологическая теория. Сегодня этот раздел социологической науки привлекает особое внимание, поскольку кризисная ситуация в нашем обществе динамизм, социальных процессов, происходящих в нем, разрушение привычных форм социального контроля неизбежно приводят к количественному росту отклонений, их качественным изменениям.

Содержание  понятия “девиантное поведение“. Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие “норма“. Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят воплощение в юридических законах, в морали, в этике, этикете и пр.

Одной из основных проблем социального развития любой  социальной системы является определение  направления отклонений от норм. Например, ныне классическую музыку И.С. Баха знает  практически каждый образованный человек, но при жизни Баха признали, мягко  говоря, “не от мира сего”, и только  более чем через сто лет спустя его смерти, он попал в разряд гениев.

В большинстве  случаев отклоняющееся поведение  подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы девиации, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми ложь, грубость и т.п.), фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства наказания по отношению к устойчивым формам девиаций определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Информация о работе Понятие социальной нормы