Понятие социальной нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления.

Содержание работы

РАЗДЕЛ I
1.Понятие социальной нормы.
2.Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.
3.Основные формы девиантного поведения.
4.Что понимается под аддиктивными формами девиантного поведения?
РАЗДЕЛ II
Тест

РАЗДЕЛ III
Определение понятий и категорий социологии

РАЗДЕЛ IV
Чем различаются между собой социология как академическая наука и предмет обучения? Каковы содержание образования и объём знаний по социологии?

Файлы: 1 файл

sotsiologia.docx

— 59.49 Кб (Скачать файл)

Уровень проституции  резко вырос с развитием капиталистических  отношений,  что вызвало серьезное  общественное беспокойство. В последней  трети ХIХ в.были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского  надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода  отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с  начала 20-х годов ХХ в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться   услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп.

  В нашем  обществе проституция считалась  «отсутствующей», длительное замалчивание  реальной ситуации привело к  тому, что обнародование факта  существования проституции вызвало  у многих «шоковый» эффект. Отсюда  и нездоровый интерес, и гневные  требования, и некоторая растерянность.   Проституция активно изучалась  в первые годы Советской власти, однако позже исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е годы, а первые результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем   недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих  женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из  деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему  материальному благополучию и «красивой жизни».

 Общество  всегда искало пути и средства  борьбы с проституцией. В истории  существовали три основные формы  политики по отношению к проституции:  прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией.

   Как  показал исторический опыт, ни  правовая, ни медицинская регламентация,  направленная против представительниц  этой древнейшей профессии, не  позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует:социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

 

   2.6. Особенности  девиантного поведения подростков.

 

   Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

 Для объяснения  таких явлений обычно обращаются  к теории нейтрализации, суть  которой заключается в том,  что подросток становится правонарушителем,усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят  причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное.   Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи  кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более  важным обязательствам (не мог бросить  товарищей, не имел права трусить  и т.д.). Все это свидетельствует  о высоком уровне инфантилизмая, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности.

  Это не  может не беспокоить, так как  сегодня на общем фоне роста  различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее  распространение получают половая  распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков,наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

 В основе  же всех отклонений подросткового  поведения лежит неразвитость  социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть  слепок с социальных отношений  в обществе.

Как видно  из вышеприведенного, формы девиации весьма разнообразны; каждая обладает своими специфическими, присущими только ей особенностями, хотя некоторые из них тесно связаны друг с другом. Это разнообразие форм   девиации определяет не только проблему статуса и положения индивида в обществе, но и проблему борьбы с негативной стороной девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II

1.Социальная  структура –«анатомический»скелет общества.-«да»

2.Социальный  статус играет главенствующую  роль среди знакомых,а личный – среди незнакомых людей.-«нет»

3.Дети рабочих  и крестьян чаще переходят  в интеллигенты, нежели дети интеллигентов  –в рабочие и кристьяне. –«да»

4.Чем выше  образование , тем меньше шансов продвинуться наверх. –«нет»

5.Рабство  не существовало и не существует  в новое и новейшее время.-«нет»

6.Универсальным  измерителем неравенства в обществе  является образование.-«да»

7.Восходящая  социальная мобильность обычно  осуществляется добровольно,нисходящая-принудительно.-«да»

8.Социальный  статус семьи-один из факторов индивидуальной мобильности.-«да»

9.Функцией  политических институтов является  удовлетворение потребностей общества  в производстве и распределении  материальных благ.-«да»

10.Порог бедности  в одном столетии может считаться  порогом изобилия в другом.-«нет»

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III

1.Натурализм  в современной социологии —  две противоборствующие концепции  натурализма: 

-концепция,  основанная на идее признания  физических или биологических  факторов в качестве основных  образующих сил в истории, в  развитии общества;

-концепция,  основанная на идее признания  социального природным — так  называемой            «третьей природой», развившейся  из физической природы и биологической  природы, но не сводящейся к  ним.

Первая концепция  натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим или физическим (редукционизм). Вторая концепция натурализма в социологии, будучи развитием идей Эмиля Дюркгейма, положена в основу теории социального натурализма, развиваемой украинским учёным А. Н. Костенко и изложенной в частности в его работе «Культура и закон — в противодействии злу» (2008). Сущность теории социального натурализма состоит в признании существования наряду с физической и биологической природами также социальной природы, которая существует по своим, присущим ей законам — законам социальной природы, отличным от законов физической и биологической природы.

2. `Социальным  фактом`, по определению Дюркгейма,  является всякий образ действия, четко определенный или нет,  но способный оказывать на  индивида внешнее давление и  имеющий в то же время свое  собственное существование, независимое  от него. При рождении индивид  находит готовыми законы и  обычаи, правила поведения, религиозные  верования и обряды, язык, денежную  систему, функционирующие независимо  от него. Эти образы мыслей, действий  и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Следствием объективности  социальных фактов является другая  их характеристика - оказываемое  на индивидов давление, принуждение  последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на  себе социальное принуждение.  Юридические и моральные правила,  например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов. Социальные факты - образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

3. Общество  постиндустриальное  — это следующая  стадия развития общества и  экономики после индустриального  общества, в экономике которого  преобладает инновационный сектор  экономики с высокопроизводительной  промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных  и инновационных услуг. И с  конкуренцией во всех видах  экономической и иной деятельности.В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

4.Социальное  время - время, в которое человеческая  активность создает общество. Характеризуется  возможностью ускорения или замедления  в зависимости от частоты событий.  Люди, создавая социальное время  событиями личной жизни, могут  относиться к нему как к  надиндивидуальной внешне заданной и неизменной системе координат. Однако они сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей.Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его с временем выполнения общественных функций. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования». Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях.

5. Наблюдение  в социологии – это метод,  который используется с определенными  ограничениями, поскольку не все  социальные явления можно изучать  с его помощью. Это возможно  лишь с объектами, которые можно  воспринимать с помощью слуха  и зрения. К примеру, забастовку  нужно исследовать с обязательным  применением этого метода. Конечно,  оно должно применяться в едином  комплексе со многими другими  методами по сбору информации.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ IV

Чем различаются  между собой социология как академическая  наука и предмет обучения? Каковы содержание образования и объём  знаний по социологии?

Изучение  любой науки начинается с выяснения  ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки –  это сфера реальности, на которую  направлен исследовательский поиск  в целом. Предмет науки – это  такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются  данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь  разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято  считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

Информация о работе Понятие социальной нормы