Понятие субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: подростковая субкультура как фактор социализации личности.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации подростка и рассмотреть особенности подростковой субкультуры как фактора социализации личности.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

«Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне девушек легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале ХХ в. его относили к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической  считается «ирокез» – полоска  длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду.

Деструктивный и нигилистический  характер носит субкультура сатанистов. Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» лицами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случая, когда подростки убивали своего товарищи, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Скинхеды (скины, неонацисты). Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты  какого-либо футбольного клуба.

Футбольные фанаты – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

Футбольное  хулиганство зародилось в Англии в конце 1950-х годов XX века. Во многом благодаря английскому влиянию  на трибунах советских стадионов  стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще  более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

В настоящее  время российский «околофутбол»  можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Главными игроками на российской околофутбольной сцене  традиционно являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый  ожесточенный характер и вызывают широкий общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московских клубов «Динамо» и «Локомотив».

Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г.). В Йошкар-Оле насчитывалось более 10 таких группировок, среди которых наиболее крупными были «Сомбат» и «Микрашка». Основные черты «казанского феномена»:

- наличие территории  влияния и борьба за ее расширение;

- установление  системы прав и обязанностей участников группировок, а также системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций;

- поддержание  иерархии соподчиненности на  основе возрастных различий, авторитетности  и права «сильного»;

- образование  союзов, объединений, поглощение  слабых более сильными;

- планирование  противоправных акций;

- использование  приемов и методов разжигания  вражды;

- сбор денег  внутри группировки, поборы с  других подростков, проживающих  на контролируемой территории.

Некоторые группировки  гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка

1.1. Особенности  развития подростка

 

Подростковый  период называется переходным именно потому, что на этом этапе происходит переход от состояния детства  к взрослому. Для родителей этот период взросления ребенка оказывается самым сложным, так как подросток резко отказывается от детской роли в отношениях с родителями, и они обнаруживают, что найти общий язык c ребенком становиться все более сложной задачей. Подростки, в свою очередь, находясь в неком поиске своей новой, взрослой и независимой личности, противостоят не только родителям, но всей культуре взрослых, стремясь организовать свое собственное сообщество, живущее по законам отличным от мира взрослых. Это объясняет их стремление в стремлении к коллективу, которое выражается в организации собственных компаний.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В  отличие от предыдущих возрастных этапов в основном направленных на  подражание, здесь  ориентация  становится направленной на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам.

В этот период, так же, происходит формирование нравственных понятий, представлений, убеждений и системы ценностей подростка. Процесс формирования личности  подростка теперь будет складываться в зависимости от того, какой нравственный опыт он приобретает, какую нравственную деятельность осуществляет.

Поиск  себя и самовыражении вынуждают подростков искать примеры для подражания и идеалы. В этот период процесс формирования самосознания, происходит по средствам "примерки" на себя качеств, принадлежащих тем, кого подросток считает своим идеалами. Проблема только в том, что эти идеалы могут быть очень разными, а их качества слишком противоречивыми, чтобы сформировать из них единую  полноценную личность. В связи с этим, добиться нужного сходства с идеалами, заведомо, невозможно, что и является центральной проблемой несущей в себе массу переживаний по этому поводу.  
Именно поэтому, образуются подростковые субкультуры, которые представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, т.е. ту безопасную, для подростка, зону, в которой он может сохранять и формировать свою индивидуальность. Подростковая субкультура – это  некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого. Именно это и помогает выйти из конфликта пубертатного возраста не менее эффективным способом, чем следование нормам установленным родителями. Субкультуры не только дают возможность подростку установить свои правила и ритуалы, но и, как бы, разрешают ему те или иные способы проявления самовыражения.         Например, принадлежность к подростковой субкультуре «эмо»- разрешает свободно выражать все свои эмоции как положительные, так и отрицательные, а готическая субкультура – разрешает размышления о смерти, дает возможность осмыслить смерть и ее место в жизни, сделав знание о ней менее травматичным и пугающим.  
Подростки, которым нравятся так называемые «ролевые игры», например, по  различным приключенческим книгам (Гарри Поттер, Властелин Колец), могут позволять себе почувствовать в игровой форме свою значимость и силу, исполняя роли волшебников или рыцарей. Кроме того, ролевые игры позволяют развить мотивацию преодоления трудностей. В сложных жизненных обстоятельствах, когда подростку тяжело и не хватает уверенности в себе, он находит в такой вымошленной жизни поддержку.  
Многие дети к пубертатному периоду еще не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их и находить безопасные способы их выражения. Агрессия распространенное явление, сопровождающее гормональные перестройки организма, характерные для подростков. Она часто смущает и пугает подростков, которые отрицают и подавляют ее, не имея возможности осознать причины ее возникновения.  
Это особенно выражено, если в семье активно отрицают или осуждают проявления агрессии ребенком и,  поэтому, не прививают ему социально приемлемые способы ее выражения. А ведь невозможность выразить негативные эмоции может привести к несоответствию внутренних потребностей реальной жизни и, таким образом, спровоцировать серьезный внутриличностный конфликт или даже нервный срыв.  
Способы утилизации агрессии присутствуют во многих субкультурах. Например, общество футбольных фанатов бунтующих на стадионах или поведение панков на концертах. Такое поведение помогает им снять напряжение от сильного давления социальных норм и правил, которые часто слишком активно навязываются подросткам родителями и школой.  
Таким образом, в некоторых субкультурах можно даже увидеть элементы психотерапии, ведь, во многом, именно поэтому они так привлекают подростков. Ведь они помогают быть в согласии с собой, свободно обращаться с негативными и позитивными чувствами. Вот почему подростки собираются в группы - им легче совместно решать свои проблемы, отстаивать свои права и искать смысл жизни.  
С одной стороны, компания, может стать для подростка очень ценным ресурсом, так как одна из главных потребностей пубертатного периода – это его принадлежность к группе. Общение со сверстниками позволяет ему пробовать новые модели поведения в безопасной обстановке, не испытывая давления социальных норм взрослых. Но, с другой стороны субкультура не так безопасна, как это может показаться на первый взгляд. Она представляет собой особую систему, жестко регулируемую авторитетными сверстниками и, тем самым, может навязать какую либо роль, изолирующую подростка от остального общества, что может существенно осложнить, в дальнейшем, возвращение во взрослый культурный мир.  
Однако, несмотря на это, наибольшую опасность представляет не сама по себе субкультура, а недостаточная психологическая готовность тех подростков, для которых такое сообщество становиться, по сути, единственным местом безопасности и авторитета по причине их отсутствия в семье. А это, в свою очередь связано с неблагоприятной обстановкой в семье или неправильным отношением родителей к новому статусу своего взрослеющего ребенка. Именно, в том случае, когда с началом подросткового возраста отношения с родителями оказываются лишенными понимания и наполненными негативом или установлением жесткого контроля, ребенок начинает остро нуждаться в поддержке со стороны, чтобы пережить этот сложный и наполненный конфликтами период.  
Поэтому, для родителей важно, еще до начала подросткового кризиса сформировать доверительные и спокойные отношения с ребенком. Тогда, потребность в противостоянии будет менее выражена, и подросток не будет чувствовать себя отвергнутым. 
В любом случае, даже если по каким либо причинам отношения в семье сложились не столь благополучно и были нарушены, всегда можно попытаться их изменить. Однако, это возможно только при уважительном отношении к личности ребенка, его желаниям и внутренним переживаниям.  
Стоит проявить внимание и участие к жизни ребенка, узнавать в какой субкультуре он состоит, какие у нее особенности и, что конкретно его привлекает в ней. При этом, важно проявлять уважение, доверие, давать подростку право на самовыражение и  демонстрировать готовность всегда оказать ему помощь и поддержку при необходимости. 
Не лишним будет, получить реальное представление о друзьях, с которыми общается подросток - нередко случается так, что родители судят о них предвзято, будучи ослепленными тревогой за своего ребенка. Важно познакомиться с ними, выказать уважение не критикуя и не читая нотаций. И, вполне возможно, это снизит родительскую тревогу, а ребенку даст понять, что его семья и компания не, на столько, параллельные или взаимоисключающие миры.  
Если же опасения оказались не напрасными. Важно искать помощи со стороны, так как детско-родительский конфликт, почти наверняка, помешает вам добиться прогресса. Поэтому,  стоит,  либо искать людей, которые пользуются авторитетом или  уважением подростка и могут повлиять на него (например учителя или тренера пользующихся особым уважением), либо обратиться за профессиональной помощью к психологу.

 

1.2. Подросток и субкультура.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80-е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой  способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит  от ряда факторов:

  • От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;
  • От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
  • От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в  том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением.  Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

 Рост самодеятельных  молодежных групп связан с  особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Речь идет о  стремлении к самоорганизации, к  утверждению своей самостоятельности, характерном для социального  созревания на подростковом и юношеском  этапах. Эта тенденция проявляется  в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой- желание протеста, порой даже неосознаваемого.

Информация о работе Понятие субкультура