Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа
Конституция Российской Федерации предусматривает защиту материнства и детства, а так же в соответствие со статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В Российском законодательстве прописано ряд гарантий на случай рождения ребенка или ухода за ним, компенсирующих временно отсутствующий заработок или же способствующий экономической стабильности малоимущих семей.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Государственные пособия гражданам, имеющим детей…………………..4
1.1. Роль пособий гражданам, имеющих детей, социальное значение пособий………………………………………………………………………………….4
1.2. Виды пособий гражданам, имеющих детей в социальной защите……..5
Глава 2. Правовое регулирование выплат гражданам, имеющим детей………...15
2.1 Продолжительность выплат пособий……………………………………..15
2.2 Сроки обращения и назначения выплат…………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………………24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… Глава 1. Государственные пособия гражданам, имеющим детей…………………..4
Глава 2. Правовое регулирование выплат гражданам, имеющим детей………...15 2.1 Продолжительность
выплат пособий…………………………………….. 2.2 Сроки обращения
и назначения выплат…………………………… Заключение…………………………………………………… Список используемой литературы…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
С развитием в Российской
Федерации демократических
Конституция Российской Федерации предусматривает защиту материнства и детства, а так же в соответствие со статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В Российском законодательстве прописано ряд гарантий на случай рождения ребенка или ухода за ним, компенсирующих временно отсутствующий заработок или же способствующий экономической стабильности малоимущих семей.
Актуальность данной работы заключается в том, что рождаемость в нашей стране повышается, а информированность населения о гарантиях, предусмотренных государством, остается той же. В тоже время институт социального обеспечения граждан имеющих детей продолжает развиваться, размеры выплат ежегодно индексируются, а спектр их разнообразия расширяется, защищая наиболее нуждающиеся слои населения.
Из выше изложенного хочется выделить следующую цель курсовой работы: рассмотреть действующее законодательство в сфере социального обеспечения граждан имеющих детей, а так же провести его правовой анализ
Объектом исследования данной работы стали нормативные основы, правоприменительная практика в сфере применения социально обеспечения к гражданам, имеющих детей.
Структура данной работы состоит
из введения, 2 глав и 4 пунктов, заключения
и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
Рассматривая роль пособий и их социальное значение, стоит сначала рассмотреть такие понятия как:
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или с целью оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода.
Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка и т.д.
В Российской Федерации (далее по тексту РФ) материнство и детство, семья находятся под защитой государства,1 а так же обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т.д.
Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.
Целями государственной политики в области социального обеспечения являются:
-- смягчение негативных
последствий бедности, снижение
социального неравенства и
-- повышение эффективности
социальных пособий и
-- расширение рынка и
повышение качества
-- расширение свободы
выбора граждан, пользующихся
бесплатными или
Гарантом социальной стабильности
в нашей стране является государство,
через действующее
Некоторые основания для
обеспечения граждан
В России установлена система
государственных пособий
Виды пособий гражданам, имеющим детей:
Рассмотрим их более подробно:
Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Причем до начала 40-х годов беременность и роды рассматривались как один из случаев обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Впоследствии данная выплата по беременности и родам превратилась в самостоятельный вид пособия. Цель такого пособия — возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.
Пособие по беременности и родам, как это не покажется парадоксальным, характерно вовсе не для всех развитых стран. В США, например, оно не предусмотрено на общегосударственном уровне и введено лишь в отдельных штатах. В СССР и впоследствии в России данному виду социального обеспечения традиционно придавалось и придается ныне повышенное значение: право на отпуск по беременности и родам и получение за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право закреплено в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, в Трудовом кодексе РФ, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Уже многие годы всем работающим женщинам без какого-либо исключения пособие выдается в размере полного фактического заработка. Следует иметь в виду, что некоторые правила, касающиеся в основном заработка, из которого исчисляется данное пособие, подсчета общей суммы причитающегося пособия, совпадают с теми, которые действуют в отношении пособия по временной нетрудоспособности. Они были установлены еще законодательством СССР2
Ранние сроки — беременность
до 12 недель. Цель этого пособия —
стимулировать своевременное
Право на получение этого
дополнительного пособия
Пособие по уходу за маленьким
ребенком вместе с частично оплачиваемым
отпуском за период такого ухода введены
в СССР в 1981 г. Право на это пособие
предоставлялось женщинам: рабочим
и служащим, имеющим общий трудовой
стаж не менее одного года; обучающимся
с отрывом от производства; членам
колхозов. Пособие предназначалось,
таким образом, для женщин, занятых
в общественном производстве, включая
тех, которые проходили
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующий круг лиц, имеющих право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет.
Во-первых, это матери (отцы,
усыновители, бабушки, дедушки, другие
родственники или опекуны, фактически
осуществляющие уход за ребенком), подлежащие
государственному социальному страхованию.
К ним относятся все граждане,
выполняющие работу по трудовому
договору (контракту), а также некоторые
другие категории работников, также
подлежащие государственному социальному
страхованию (адвокаты, члены кооперативов
и др.). Для ряда категорий работающих
граждан предусматривается
В данном случае допускается замена основного получателя пособия — матери другим лицом, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцом, усыновителем, бабушкой, дедушкой, другим родственником или опекуном). Однако это лицо также должно подлежать государственному социальному страхованию в период своей работы на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Здесь происходит как бы делегирование права на получение пособия матерью ребенка, отказавшейся от использования данного отпуска, другому лицу. Ни в каких иных случаях такое делегирование не допускается.
Во-вторых, это матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в которой они трудились по трудовому договору (контракту), включая организации или воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации, а также уволенные в указанный период в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами России, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается в этом случае матери, не получающей пособия по безработице.