Постмодернизм в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 05:10, реферат

Описание работы

В процессе развития социологии сформировались три методологические традиции (классика, модерн и постмодерн), которые сходным образом реализуются в «правилах» научного мышления отдельных школ и направлений. Несмотря на то, их возникновение тесно связано с кризисом естественнонаучного познания и поступательной разработкой новых подходов к исследованию, каждая из них не «вымирала» окончательно, а продолжала существовать.
Можно сказать, что социология в своем становлении прошла три основных эпохи развития профессионального (рефлексивного или самообращенного, критичного) мышления, на протяжении которых ученые меняли свои представления о том, «что есть наука».

Содержание работы

Введение 1
Постмодерн и потребность нового социологического знания 2
Бауман: социология постмодерна 5
Заключение 8
Список использованных источников и литературы 9

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 37.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры

«Сургутский Государственный Педагогический Университет»

 

 

 

 

Факультет управления

 

 

Кафедра Управления качеством

 

Реферат

 

Постмодернизм в социологии

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Варанкин А.П.

Группа Б-2231

 

Проверила:

преподаватель

О.В. Власова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2013 г.

 

Содержание

 

Введение 1

Постмодерн и потребность нового социологического знания  2

Бауман: социология постмодерна 5

Заключение 8

Список использованных источников и литературы 9 

Введение

В процессе развития социологии сформировались три методологические традиции (классика, модерн и постмодерн), которые сходным образом реализуются  в «правилах» научного мышления отдельных  школ и направлений. Несмотря на то, их возникновение тесно связано  с кризисом естественнонаучного  познания и поступательной разработкой  новых подходов к исследованию, каждая из них не «вымирала» окончательно, а продолжала существовать.

Можно сказать, что социология в своем становлении прошла три  основных эпохи развития профессионального (рефлексивного или самообращенного, критичного) мышления, на протяжении которых ученые меняли свои представления о том, «что есть наука». В результате сложились весьма отличающиеся друг от друга социологические культуры, или стилистики профессионального мышления ученых-обществоведов.

Постмодернизм возник как  направление, ориентированное на исследование социальной жизни с позиций культурологии, и получил широкое распространение, когда сфера культуры, из которой он объективно вышел, заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди остальных социальных сфер.

Несмотря на обусловленность  культурологическими построениями, постмодернизм нельзя считать только ими порожденным. Само понятие "постмодернизм" появилось, фактически, одновременно в  культурологических и социологических  работах. В 1934 году, когда Федерико де Ониз впервые использовал термин "postmodernismo", историки и социологи были готовы к тому, чтобы воспринять всю современную эпоху как post-modern период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Постмодерн и  потребность нового социологического знания

Экспериментируя в сфере  познавательных возможностей, социологи  делали множество интересных и важных открытий, одно из которых было особенно окрыляющего свойства. Оказалось, что  последовательная реализация идей постклассической  науки и движения от элементарного к значительно более сложному и одновременно рациональному потребовало повышения качества познания; следовательно, профессионализма самих исследователей, изощренных в технологии и методологии, а главное – в познании контекстов.

Проблема «понимания»  в социологии, которую методологически  сформулировал на предыдущем этапе  развития обществознания М.Вебер, была преобразована в задачу «придания  на основе понимания точных значений»  разнообразным социальным актам  в структуре изучаемой общественной реальности. «Декодирование», расшифровка  сигналов (знаков), свидетельствующих  об изменении локальных и системных  состояний общества, требовало широкого применения качественного анализа, целосного и глубокого теоретического восприятия наблюдаемых социальных явлений, их многоплановой концептуальной (связной на­учной) трактовки.

Осознание того, что одни и те же социальные действия и события, происходящие в разное время и  в различных обществен­ных обстоятельствах, имеют разный смысл, а разные человеческие сообщества придают им весьма отличающиеся друг от друга значения, переместило внимание исследователей от непосредст­венно объекта к его уникальным контекстам, которые придают социальным фактам особое звучание. Социология тем самым стала смотреть на свой объект шире и одновременно реалистичнее, не абстрагируясь от процессов, которые происходят вне определен­ных самими социологами предметных границ.

Интерес к социальной семантике (системе знаний о знаках и значениях), переместивший в центр познавательных амбиций постмодернистской социологии проблему интерпретации,позво­лил современным ученым весьма оригинально и в то же время радикально решить задачу достижения рациональности познания.

Но вопрос об универсальной  рациональности в определении значения и выработке объяснения происходящего  отпадает, по­скольку один и тот  же «знак» (социальное событие, явление, факт) приобретает разные значения в зависимости от перемены:

1)  объективных обстоятельств  (контекста, который в свою  очередь может определяться и  рассматриваться субъектом весьма  избирательно) и

2)  субъективных обстоятельств  (ценностной шкалы наблюда­теля, выносящего суждение).

2

Каждое большое и малое  человеческое сообщество имеет собственный, неповторимый ценностный мир, который определяет его социальную культуру, внутренние нормы общежития. Каждая культура имеет свою «рациональность», и событие приобретает разные значения в рамках разных типов рациональности. Культуры и соответствующие им типы рациональности качественно несрав­нимы, к ним нелогично применять принципы внешнего (универсально-рациональностного) сравнения лучше – хуже, поскольку нечто можно оценить только в рамках ценностной шкалы, имма­нентной (внутренне присущей) данной культуре.

Следовательно, решили постмодернисты, не надо «расчищать» пространство социального  познания и «рационализировать» (или  объективировать) свою позицию, технологии познания и предмет науки (т.е. избирательные  представления социологов об объекте). Надо пополнять знания об обществе множеством профессиональ­ных авторских интерпретаций социальных явлений. Они признали, что всякая рациональность, всякая наука есть игра. Потому что не может быть ни универсального объяснения, ни универсальной теории в исследовании общества и социальных процессов.

Постмодернизм отрицает научность (в ее позитивистском и сциентистском  понимании). Однако социологический  «постмо­дерн» – это не хаос персональных изложений по принципу «что вижу – о том пою» или безудержного полета «свободных ассо­циаций на тему…», хотя, как шаловливое дитя рефлексивности, он все же страдает этим. Просто в рамках новой парадигмы сложи­лись новые критерии квалифицированного изучения социальной реальности в условиях, когда исследователь осознает, что не в силах преодолеть собственную субъективность.

Отрицая какие-либо принципы (научные стереотипы), по­стмодерн  признает «стиль», соответствовать  которому может толь­ко социальный исследователь, обладающий высоким уровнем про­фессионализма, поскольку постмодернистская социология пресле­дует следующие цели:

давать множество объяснений, и многообразных, объяснений состоянию  и развитию «объекта»;

синтезировать новые интерпретации  и способы познания на основе раскрепощенного  владения элементами всей предыдущей социологической культуры (классики и модерна);

качественно (творчески содержательно  и инструментально мастерски) соответствовать  все усложняющейся системе связей, которую мы именуем «современное общество».

 

3

Становление новой парадигмы  в социологии, которая внешне выглядит довольно легковесно: как уход от проблем  строгой научной организации  исследования и верификации (проверки) результата, отказ от следования традиции и превращение социо­логии в поле для интеллектуально-художественного самовыраже­ния «забавляющихся» (играющих) своим социальным материалом интерпретаторов – на самом деле глубоко связано с логикой процессов развития современной науки и общества.

С одной стороны, современная  социология постмодерна ответ­ственно и профессионально решает проблему «границ и возмож­ностей» социального познания, превращая «игру субъективностей» и допущение множества интерпретаций в самостоятельный эврис­тический механизм. Принципы свободы интерпретаций и множе­ства разнообразных объяснений одного явления решают две прин­ципиальные задачи:

1)  обеспечения свободы  творческого профессионального  само­выражения, что позволяет пополнять  коллективный банк социо­логических идей, и

2)  использования нового  способа «верификации», когда  ядро «истины» начинает постепенно  просвечивать сквозь множество  интерпретаций, строгих количественных  сведений, разнообразных оценок  и контекстуальных изложений.

С другой стороны, перемещение  познавательных акцентов на субъекта исследования отражает гуманистические тенденции в обществах современного типа, когда интерес к внутреннему миру человека и индивидуальным проявлениям духовности обогащает развитие всего общества.

Со всеми своими плюсами  и минусами эти парадигмы продол­жают развиваться: классическая методология – вопреки скепсису и моде, неклассическая – вопреки собственной сложности и теоретическому «разброду», постнеклассическая – вопреки непо­ниманию и внутренней неопределенности. Существуя порознь, но создавая единое современное научное поле с его актуальной проблематикой и разнообразными методами, вместе они передают полифонию осмысленных впечатлений и системных представлений об обществе, в котором мы живем.

В условиях постмодерна социальные трансформации неизбежно центробежны по характеру,обостряя отношения систем, находящихся на различных уровнях закрытости/открытости.Закрытые системы, тяготея к самосохранению любой ценой, в принципе не способны эффективно и толерантно обмениваться ресурсами с другими системами, прежде всего, с «инородными» культурными ценностями. Они крайне враждебны к открытым системам, видя в них риски для «чистоты» своих ценностей, – еще одна из причин современного фундаментализма.

4

Бауман: социология постмодерна

Зигмунд Бауман – родился  в 1925 году, польско-американский социолог, непосредственно ставящий своей  целью обоснование социологии постмодерна.

З. Бауман исходит из того, что есть множество определений  постмодерна, каждое из которых отражает те или иные стороны этой новой  реальности. Для самого Баумана постмодерн – это определенное состояние  ментальности, отличное от ментальности модерна.

Вот лишь некоторые основные черты постмодерна, выделенные З. Бауманом, одним из создателей социологии постмодерна  в книге «Признаки постмодерна»:

плюрализм культур, который  распространяется на буквально все: традиции, идеологии, формы жизни  и т. д.;

постоянно происходящее изменение;

отсутствие каких-либо властных универсалий;

доминирование средств массовой информации и их продуктов;

отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы.

Особенно нормативность  размывается в сфере морали, которая  становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:

Люди перестают быть плохими  или хорошими. Они просто «морально  амбивалентны».

Моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью.

Моральные конфликты не могут  быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.

Нет такого явления как  универсальная, общая для всех мораль.

Соответственно, нет рационального  порядка, ибо нет механизма морального контроля.

Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую  систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает потребность  быть для другого.

Люди обречены на жизнь  с неразрешимыми моральными дилеммами.

5

Это отличие выражается, прежде всего, в рефлексивности постмодернистов, в их критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеям и действиям. Постмодернистская ментальность позволяет индивидам преодолевать власть структур, характерную для общества модерна, которая задавала вполне определенные жизненные ориентиры. Более того, постмодернистская ментальность дает индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это позволяет им лучше реализовать свой интеллектуальный потенциал вне зависимости от социального происхождения.

Ментальность постмодерна  не нацелена на поиск окончательных  истин. Скорее, постмодернисты стремятся  к утверждению нового стандарта  истины, предполагающего её относительность.

Модернисты стремятся  понять мир, прежде всего, с помощью  рационального инструментария. Постмодернисты не чураются иррациональных понятий, толерантно относятся к мистике и вообще учатся жить с явлениями, которые  пока не получили объяснения.

Модернисты хотят контролировать мир, покорять природу. Постмодернисты не только не стремятся к этому, а, напротив, предпринимают усилия, чтобы разрушить этот контроль. Бауман замечает: «Модерн был долгим маршем в тюрьму. До нее так никогда и не дошли (однако в некоторых местах, таких как сталинистская Россия, гитлеровская Германия или маоистский Китай, подходили весьма близко), хотя не из-за недостатка старания».

Бауман написал целую  работу, посвященную сравнительному анализу ментальности модерна и  постмодерна. Она называется «Законодатели  и интерпретаторы: о модерне, постмодерне  и интеллектуалах».

Информация о работе Постмодернизм в социологии