Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 05:10, реферат
В процессе развития социологии сформировались три методологические традиции (классика, модерн и постмодерн), которые сходным образом реализуются в «правилах» научного мышления отдельных школ и направлений. Несмотря на то, их возникновение тесно связано с кризисом естественнонаучного познания и поступательной разработкой новых подходов к исследованию, каждая из них не «вымирала» окончательно, а продолжала существовать.
Можно сказать, что социология в своем становлении прошла три основных эпохи развития профессионального (рефлексивного или самообращенного, критичного) мышления, на протяжении которых ученые меняли свои представления о том, «что есть наука».
Введение 1
Постмодерн и потребность нового социологического знания 2
Бауман: социология постмодерна 5
Заключение 8
Список использованных источников и литературы 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский Государственный Педагогический Университет»
Факультет управления
Кафедра Управления качеством
Реферат
Постмодернизм в социологии
Выполнил: Варанкин А.П.
Группа Б-2231
Проверила:
преподаватель
О.В. Власова
Сургут 2013 г.
Содержание
Введение 1
Постмодерн и потребность
Бауман: социология постмодерна 5
Заключение 8
Список использованных источников
и литературы 9
Введение
В процессе развития социологии
сформировались три методологические
традиции (классика, модерн и постмодерн),
которые сходным образом
Можно сказать, что социология
в своем становлении прошла три
основных эпохи развития профессионального
(рефлексивного или
Постмодернизм возник как направление, ориентированное на исследование социальной жизни с позиций культурологии, и получил широкое распространение, когда сфера культуры, из которой он объективно вышел, заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди остальных социальных сфер.
Несмотря на обусловленность
культурологическими
1
Постмодерн и потребность нового социологического знания
Экспериментируя в сфере познавательных возможностей, социологи делали множество интересных и важных открытий, одно из которых было особенно окрыляющего свойства. Оказалось, что последовательная реализация идей постклассической науки и движения от элементарного к значительно более сложному и одновременно рациональному потребовало повышения качества познания; следовательно, профессионализма самих исследователей, изощренных в технологии и методологии, а главное – в познании контекстов.
Проблема «понимания»
в социологии, которую методологически
сформулировал на предыдущем этапе
развития обществознания М.Вебер, была
преобразована в задачу «придания
на основе понимания точных значений»
разнообразным социальным актам
в структуре изучаемой
Осознание того, что одни и те же социальные действия и события, происходящие в разное время и в различных общественных обстоятельствах, имеют разный смысл, а разные человеческие сообщества придают им весьма отличающиеся друг от друга значения, переместило внимание исследователей от непосредственно объекта к его уникальным контекстам, которые придают социальным фактам особое звучание. Социология тем самым стала смотреть на свой объект шире и одновременно реалистичнее, не абстрагируясь от процессов, которые происходят вне определенных самими социологами предметных границ.
Интерес к социальной семантике
(системе знаний о знаках и значениях),
переместивший в центр
Но вопрос об универсальной рациональности в определении значения и выработке объяснения происходящего отпадает, поскольку один и тот же «знак» (социальное событие, явление, факт) приобретает разные значения в зависимости от перемены:
1) объективных обстоятельств
(контекста, который в свою
очередь может определяться и
рассматриваться субъектом
2) субъективных обстоятельств
(ценностной шкалы наблюда
2
Каждое большое и малое
человеческое сообщество имеет собственный,
неповторимый ценностный мир, который
определяет его социальную культуру, внутренние
нормы общежития. Каждая культура имеет
свою «рациональность», и событие приобретает
разные значения в рамках разных типов
рациональности. Культуры и соответствующие
им типы рациональности качественно несравнимы,
к ним нелогично применять принципы внешнего
(универсально-
Следовательно, решили постмодернисты, не надо «расчищать» пространство социального познания и «рационализировать» (или объективировать) свою позицию, технологии познания и предмет науки (т.е. избирательные представления социологов об объекте). Надо пополнять знания об обществе множеством профессиональных авторских интерпретаций социальных явлений. Они признали, что всякая рациональность, всякая наука есть игра. Потому что не может быть ни универсального объяснения, ни универсальной теории в исследовании общества и социальных процессов.
Постмодернизм отрицает научность (в ее позитивистском и сциентистском понимании). Однако социологический «постмодерн» – это не хаос персональных изложений по принципу «что вижу – о том пою» или безудержного полета «свободных ассоциаций на тему…», хотя, как шаловливое дитя рефлексивности, он все же страдает этим. Просто в рамках новой парадигмы сложились новые критерии квалифицированного изучения социальной реальности в условиях, когда исследователь осознает, что не в силах преодолеть собственную субъективность.
Отрицая какие-либо принципы (научные стереотипы), постмодерн признает «стиль», соответствовать которому может только социальный исследователь, обладающий высоким уровнем профессионализма, поскольку постмодернистская социология преследует следующие цели:
давать множество объяснений, и многообразных, объяснений состоянию и развитию «объекта»;
синтезировать новые интерпретации и способы познания на основе раскрепощенного владения элементами всей предыдущей социологической культуры (классики и модерна);
качественно (творчески содержательно
и инструментально мастерски) соответствовать
все усложняющейся системе
3
Становление новой парадигмы
в социологии, которая внешне выглядит
довольно легковесно: как уход от проблем
строгой научной организации
исследования и верификации (проверки)
результата, отказ от следования традиции
и превращение социологии в поле
для интеллектуально-
С одной стороны, современная социология постмодерна ответственно и профессионально решает проблему «границ и возможностей» социального познания, превращая «игру субъективностей» и допущение множества интерпретаций в самостоятельный эвристический механизм. Принципы свободы интерпретаций и множества разнообразных объяснений одного явления решают две принципиальные задачи:
1) обеспечения свободы творческого профессионального самовыражения, что позволяет пополнять коллективный банк социологических идей, и
2) использования нового
способа «верификации», когда
ядро «истины» начинает
С другой стороны, перемещение познавательных акцентов на субъекта исследования отражает гуманистические тенденции в обществах современного типа, когда интерес к внутреннему миру человека и индивидуальным проявлениям духовности обогащает развитие всего общества.
Со всеми своими плюсами и минусами эти парадигмы продолжают развиваться: классическая методология – вопреки скепсису и моде, неклассическая – вопреки собственной сложности и теоретическому «разброду», постнеклассическая – вопреки непониманию и внутренней неопределенности. Существуя порознь, но создавая единое современное научное поле с его актуальной проблематикой и разнообразными методами, вместе они передают полифонию осмысленных впечатлений и системных представлений об обществе, в котором мы живем.
В условиях постмодерна социальные
трансформации неизбежно
4
Бауман: социология постмодерна
Зигмунд Бауман – родился в 1925 году, польско-американский социолог, непосредственно ставящий своей целью обоснование социологии постмодерна.
З. Бауман исходит из того, что есть множество определений постмодерна, каждое из которых отражает те или иные стороны этой новой реальности. Для самого Баумана постмодерн – это определенное состояние ментальности, отличное от ментальности модерна.
Вот лишь некоторые основные
черты постмодерна, выделенные З. Бауманом,
одним из создателей социологии постмодерна
в книге «Признаки постмодерна»
плюрализм культур, который распространяется на буквально все: традиции, идеологии, формы жизни и т. д.;
постоянно происходящее изменение;
отсутствие каких-либо властных универсалий;
доминирование средств массовой информации и их продуктов;
отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы.
Особенно нормативность размывается в сфере морали, которая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:
Люди перестают быть плохими или хорошими. Они просто «морально амбивалентны».
Моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью.
Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.
Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль.
Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет механизма морального контроля.
Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого.
Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами.
5
Это отличие выражается, прежде всего, в рефлексивности постмодернистов, в их критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеям и действиям. Постмодернистская ментальность позволяет индивидам преодолевать власть структур, характерную для общества модерна, которая задавала вполне определенные жизненные ориентиры. Более того, постмодернистская ментальность дает индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это позволяет им лучше реализовать свой интеллектуальный потенциал вне зависимости от социального происхождения.
Ментальность постмодерна не нацелена на поиск окончательных истин. Скорее, постмодернисты стремятся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность.
Модернисты стремятся понять мир, прежде всего, с помощью рационального инструментария. Постмодернисты не чураются иррациональных понятий, толерантно относятся к мистике и вообще учатся жить с явлениями, которые пока не получили объяснения.
Модернисты хотят
Бауман написал целую работу, посвященную сравнительному анализу ментальности модерна и постмодерна. Она называется «Законодатели и интерпретаторы: о модерне, постмодерне и интеллектуалах».