Постмодернизм в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 05:10, реферат

Описание работы

В процессе развития социологии сформировались три методологические традиции (классика, модерн и постмодерн), которые сходным образом реализуются в «правилах» научного мышления отдельных школ и направлений. Несмотря на то, их возникновение тесно связано с кризисом естественнонаучного познания и поступательной разработкой новых подходов к исследованию, каждая из них не «вымирала» окончательно, а продолжала существовать.
Можно сказать, что социология в своем становлении прошла три основных эпохи развития профессионального (рефлексивного или самообращенного, критичного) мышления, на протяжении которых ученые меняли свои представления о том, «что есть наука».

Содержание работы

Введение 1
Постмодерн и потребность нового социологического знания 2
Бауман: социология постмодерна 5
Заключение 8
Список использованных источников и литературы 9

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 37.98 Кб (Скачать файл)

Под «законодателями» социолог имеет в виду интеллектуалов с  модернистским мышлением. Для них характерно следующее: авторитарные суждения, особенно в случаях, когда необходимо сделать выбор между разными мнениями; вера в правильность и обязательность; интеллектуалы могут иметь больший доступ к знанию в сравнении с остальными; считается, что продукция интеллектуалов имеет универсальную валидность; интеллектуалы имеют право выносить заключения о значимости локальных идей, их моральной ценности.

«Интерпретаторы» – интеллектуалы  с постмодернистским мышлением.

 

 

6

Соответственно, для них  характерно иное: они переводят, точнее, делают доступными идеи одного сообщества для восприятия другим сообществом; они не ориентированы на выбор  «лучших идей», их цель – обеспечить коммуникацию между автономными  сообществами; интерпретаторы стремятся  предотвратить искажение в процессе коммуникации; для этого они развивают  глубокое понимание той системы  знания, которую необходимо адаптировать для восприятия другими.

Предмет социологической  теории постмодерна. Постмодернистская  социология, по мнению Баумана, должна быть в принципе отлична от современной  социологии, ибо имеет дело с нерациональной культурой постмодерна. Стало быть, сама постмодернистская социология должна быть нерациональной по форме, из чего логически следует, что она  должна радикально отказаться от традиционного  теоретико-методологического инструментария классических и модернистских социологических  парадигм. Хотя Бауман признает справедливость данного постулата, он полагает, что  сегодня он сам не готов к обоснованию  нерациональной социологии и, по возможности, выступает за преемственность, сохранение постмодернистской социологией  всего того, что уже наработано мировой социологической мыслью. В постмодернистской социологии научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации.

По мнению Баумана, полипарадигмальная сущность социологии должна сохраниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий, так, чтобы каждая из них, по существу, могла дополнять полученные результаты всех других теорий. Заметим, что подобный взгляд ещё в начале восьмидесятых годов высказывал Дж. Ритцер.

В силу высказанных соображений  Бауман особые усилия прилагает к  созданию социологической теории постмодерна. Такой подход предполагает определенную преемственность с социологией  классической и модерна.

Принципиальные положения, высказанные Бауманом об обществе постмодерна, следующие. Нельзя постмодерн рассматривать  через призму ценностей современного общества. Постмодерн это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда следует, что постмодерн не болезненная  форма и не аномия современного общества. «Постмодернистское общество есть система  со своим собственным правом», –  заключает Бауман. И социология постмодерна  должна принять «специфику постмодернистской  конфигурации, вместо того, чтобы рассматривать  её как больную или деградированную  форму современного общества».

 

 

 

7

Заключение

Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение неопределенности весьма многих социальных реалий. Становятся очевидными проявления, связанные со случайностью, многовариантностью и альтернативностью.

Как же исследовать эти  новые реалии с собственно социологических  позиций?

Некоторые социологи стали  исходить из того, что для анализа  отмеченных выше реалий требуется принципиально  новый тип теоретизирования о  социальном мире.

В самом общем виде их воззрения свелись к следующему.

Эра всеобъемлющих социальных теорий, которые могли бы дать рациональные ответы на многочисленные иррациональные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные социальные реалии, смешанные стили жизни и т. д., закончилась.

Ожидать разработку теорий в духе Маркса, Дюркгейма или Парсонса ныне не приходится. Вместе с тем многие постмодернисты являются сторонниками и последователями этих социологов, что, несомненно, сказывается на характере их взглядов (своим локальным и этноцентристским интерпретациям подчас пытаются придать неоправданно глобальные обобщения).

В отличие от классических и современных социологических  теорий, нацеленных на выявление истины, на представление целостного знания о сущностных связей определенной области  действительности, теории постмодерна  по духу релятивистские. Они открыты не только для рациональных, но и для иррациональных понятий. Их главная цель – найти не исчерпывающие ответы, а выявить характерные тенденции современного общественного развития. Она образно определяет процесс распространения особых социальных практик, характерных для ресторанов быстрого обслуживания, во многие сферы общественной жизни – образование, медицину и т. д.

Теории постмодерна, строго говоря, не являются собственно социологическими.

Они вбирают достижения целого ряда дисциплин – лингвистики, антропологии, математики, особенно семиотики, включающей в себя не только язык, но и другие знаковые и символические системы, и т. д. Во многих из них практически  отсутствуют границы между реальностью  и виртуальной реальностью, предметами и их образами, между наукой и  фантастикой, детерминизмом и индетерминизмом.

 

 

8

Список использованных источников и литературы

1.http://systinfo.ru/kultura_i_postsovremennost/kratkaya_harakteristika_postmodernizma.html

2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: учебник для вузов / Под редакцией проф. В. И. Добренькова – М.: Гардарика, 1999 – 432 с.

3. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. Учебник для вузов. - Екатеринбург, 2002.

4. Добреньков В. И. , Кравченко А. И. Социология. Учебник – М.: Инфра – М., 2003 – 624 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Постмодернизм в социологии