Потребность в принадлежности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ потребности в принадлежности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность и классификация потребностей;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и классификация потребностей 4
2. Потребность в принадлежности и любви. Принадлежность к социальной группе 9
3. Эффект принадлежности к группе 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Потребность в принадлежности.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Сущность  и классификация потребностей 4

2. Потребность  в принадлежности и любви. Принадлежность к социальной группе 9

3. Эффект  принадлежности к группе 12

Заключение 16

Список литературы 17

 

 

Введение 

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. Например, состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида, выступает как интерес, устремленность, энергия действования. Момент зависимости, представленный в потребности, фиксируют термином «потребностное состояние», имея в виду, что индивид выступает скорее как пассивное, «страдающее» существо. Активный же момент потребности заключен в устремлениях индивида (оборотная сторона состояния зависимости).

К человеческим потребностям относятся  его витальные нужды и устремления (от «vita» – жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.; и, наконец, экзистенциальные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия, рост и т.п.

Целью работы является анализ потребности в принадлежности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность и классификация потребностей;
  • рассмотреть потребность в принадлежности и любви и принадлежность к социальной группе;
  • обозначить эффект принадлежности к группе.

Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов заключения и списка литературы.

1. Сущность и  классификация потребностей

 

Состояние чувства нехватки характерно абсолютно для любого человека. Сначала  это состояние носит весьма неясный  характер, точно неизвестна причина  такого состояния, но на следующем этапе  нам становится понятно, в чём  мы нуждаемся. Такое чувство зависит  от внутреннего мира каждой личности. Сюда входят, географические условия, воспитание, национальные, исторические предпосылки, вкусовые предпочтения.

Итак, потребности – это, прежде всего, желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определённых благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение, либо удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей, на что в данном случае мы и акцентируем наше внимание.

Потребности – это осознанные запросы или нужды в чём либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти.

При классификации необходимо учитывать  следующие признаки:

  1. объективное содержание потребностей (материальные, социальные, духовные);
  2. принадлежность к одному или другому субъекту (индивид, группа, общество в целом);
  3. роль потребностей по отношению к материальному производству.

Потребности можно разделить на первичные и вторичные. Первичные (низшие) потребности – это потребности в пище, одежде, безопасности и т. д. Вторичные (высшие) потребности – это духовные потребности, сюда можно отнести потребности в культуре спорте, саморазвитии. Потребности безграничны. Потребность создаёт мотивации, а та ведёт к конкретному действию. Кроме этого, потребности бывают:

    • экономическими, для которых необходимо производство (те, которые в готовом виде не встречаются);
    • неэкономическими – потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в солнечном свете, воде, чистом воздухе).

Самое известное исследование людских  потребностей было проведено психологом Абрамом Маслоу. Он построил иерархию потребностей, которая в дальнейшем будет называться «пирамидой Маслоу». Потребности расположены по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже. Итак,

  • физиологические потребности (обеспечивают поддержание и сохранение жизни), к ним относятся потребности в жилище, одежде, питании, сексуальные влечения;
  • потребность в безопасности и защищённости (в том числе и психологической). Сюда относятся: защита от угроз, страха, боли и т. п.;
  • потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке (потребность в социальных контактах) удовлетворяется общением, осознанием симпатии со стороны людей;
  • потребность в уважении и признании (самоуважение, одобрение) может быть реализована через профессиональную компетентность и эрудицию, материальные возможности человека и его способность принимать решения;
  • потребность в самовыражении (самоактуализации) проявляется в раскрытии личных ресурсов, приобщении к прекрасному, воплощениисобственных идей в жизнь и т.д.

Предоставленная классификация потребностей, на сегодняшний день является наиболее популярной. Хотя, существуют так же и другие взгляды на потребности. К примеру, классификация потребностей Х. Мюррея:

  • доминантность;
  • агрессия;
  • поиск дружеских связей;
  • отвержение других;
  • автономия;
  • пассивное повиновение;
  • собственной неполноценности;
  • потребность в уважении, поддержке;
  • потребность достижения;
  • потребность быть в центре внимания;
  • потребность игры;
  • эгоизм (нарциссизм);
  • социальность (социофилия);
  • потребность поиска покровителя;
  • потребность оказания помощи;
  • потребность избегания наказания;
  • потребность самозащиты;
  • потребность преодоления поражения, неудачи;
  • потребность порядка;
  • потребность суждения.

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся  производственные потребности, потребности в государственном управлении, охранения окружающей среды, обороне и т.п.

С экономической деятельностью  общества связаны производственные потребности. Данные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают в себя потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в различных ресурсах, рабочей силе, сырье, технике, материалах для производства продукции, потребности в управлении выпуском продукции на разных уровнях – участка, фирмы, предприятия.

Эти потребности удовлетворяются  в процессе деятельности отдельных  хозяйств, связанных между собой как потребители и производители.1

Экономические ресурсы подразделяются на материальные и людские. Материальные, в свою очередь, – на естественные – «земля» и инвестиционные – «капитал». Людские ресурсы делятся на труд наёмных работников – «труд» и предпринимателей – «предпринимательская способность».

Указанные четыре фактора производства – труд, земля, капитал и предпринимательская способность – необходимы для любого производства.

В основе определения категории  потребности находится модель: «нужда – желание – потребность – спрос».

Потребность – это желание, сформулированное в терминах потребительских свойств. Потребность – то желание, направленное на конкретный продукт (конкретная разновидность продукта с конкретными потребительскими свойствами).

В то же время необходимо обратить внимание на почти полное отсутствие показателей потребности. Потребность  в разработках по конкретизации  показателей потребности продиктована применением конкретного определения  сегментации именно через потребность. Следуя этой логике, разработанные  ранее признаки сегментации по свойствам  продукта должны входить в число  показателей потребности. Таким  образом и в соответствии с  вышеизложенным, к системе показателей  потребности относятся:

  1. система рангов по важности потребительских свойств продукта;
  2. система субъективных оценок важности потребительских свойств продукта;
  3. система оценок выраженности свойств продукта по принципу «не хуже чем», причём включая не только субъективные, но и объективные свойства;
  4. система оценок выраженности свойств продукта по принципу «разумной достаточности», причём включая не только субъективные, но и объективные свойства;
  5. система оценок выраженности свойств продукта по принципу «идеального уровня».2

Итак, если вы предлагаете клиенту  товары или услуги, то они должны удовлетворять его потребности  и быть надёжны, экологичны, безопасны, экономичны, эстетичны, удобны, повышать его статус и материальную заинтересованность.

 

 

2. Потребность в принадлежности и любви. Принадлежность к социальной группе

 

После того, как потребности  физиологического уровня и потребности  уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в  любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда  остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или  детей. Он жаждет теплых, дружеских  отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его  такими отношениями, семья, которая  приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду  и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.3

Приходится признать, что у нас  очень мало научных данных об этой потребности, хотя именно она выступает  в качестве центральной темы романов, автобиографических очерков, поэзии, драматургии, а также новейшей социологической  литературы. Эта источники дают нам  самое общее представление о  деструктивном влиянии на детскую  психику таких факторов, как частые переезды семьи с одного места  жительства на другое; индустриализация и вызванная ею общая гипермобильность населения; отсутствие корней или утрата корней; утрата чувства дома, разлука  с семьей, друзьями, соседями; постоянное ощущение себя в роли приезжего, пришельца, чужака. Мы еще не привыкли к мысли, что человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными  ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу.

Важной эмоциональной  потребностью является принадлежность – ощущение того, что ты являешься «частью чего-то»: группы, сообщества, семьи. Сознание своей принадлежности придает нам силы и вызывает ощущение, что все в порядке. Некоторые люди настолько сонастроены со Вселенной, что понимают и признают свое место в ней. Большинство же из нас просто хотят «найти свое место в этом мире». Так к чему же мы «принадлежим»?

Люди, лишенные ощущения принадлежности, чувствуют себя «потерянными» и начинают еще больше замыкаться, еще сильнее изолировать себя. Необходимо понимать, что ощущение принадлежности приходит изнутри.

Связь человека с другими  людьми устанавливается на основе не только потребности в любви, но и  целой группы близких к ней  потребностей – в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопонимании, в принадлежности к какой-либо социальной группе и т.п. В социологии существуют термины ингруппа и аутгрута. Аутгруппа – это все «чужие», «не наши», к сообществу которых человек себя не относит. Ингруппа – это «свои», «наши», «мы» (моя семья, мои друзья, мои коллеги, однополчане, сослуживцы, земляки и т.п.). Любой человек стремится найти свою ингруппу (к которой он принадлежит) и установить в ней систему социальных связей, дружеских и деловых отношений. Для этого ему могут понадобиться самые разнообразные услуги: получение образования и навыков общения, свойственных данной группе, освоение ее образа жизни, приобретение предметов, которыми пользуются члены этого сообщества.

Подчеркивая важность потребности  в контактах, общении, дружбе и сотрудничестве, А. Маслоу так писал о ситуации в современном ему обществе: «Мы  по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений  на общей территории, в клане, с  людьми одного «сорта», класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вместе, объединиться, быть частью группы. Я уверен, что значительное и резкое увеличение количества групп социально-психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных различными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с растущими ощущениями отчуждения, холодности и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью, разрушением традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и детей и устойчивым характером урбанизации... То же самое наблюдается в группах солдат, которых общая внешняя угроза заставила оказаться в обстановке неожиданного братства и близости, и которые могут впоследствии пронести эту близость через всю жизнь. Любое общество с благоприятными условиями должно удовлетворять эту потребность тем или иным путем, если оно хочет выжить и остаться здоровым».4

Информация о работе Потребность в принадлежности