Потребность в принадлежности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ потребности в принадлежности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность и классификация потребностей;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и классификация потребностей 4
2. Потребность в принадлежности и любви. Принадлежность к социальной группе 9
3. Эффект принадлежности к группе 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Потребность в принадлежности.docx

— 41.87 Кб (Скачать файл)

Потребности в любви, дружбе, общении, объединении людей в  социальные группы существуют в любом  обществе. Их обслуживают прямо или  косвенно различные виды сервисной  деятельности, которые изменяются и  эволюционируют вместе с этими потребностями.

 

 

3. Эффект принадлежности к группе

 

Эффект принадлежности к  группе – это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.

В начале XX века в социальных науках господствовали теории инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Дауго – в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство  принадлежности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 1916 году пытался объяснить все психические  феномены стадным инстинктом и понимал  его как нечто первичное, как  склонность всех однородных животных существ к объединению. В это  же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как  потребность в принадлежности к  социальной группе.5

Затем 3. Фрейд в книге  «Психология масс и анализ человеческого "Я"» вводит понятие «идентификация» определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что грпповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».

Английские психологи  Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х  годов изучали процесс осознания  индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения  которой, заключаются в следующем:

  • человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;
  • когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;
  • эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств – любви или ненависти, гордости или стыда;
  • поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Итак, в сущности групповая  идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая  установка, она состоит из трех компонентов  – когнитивного, эмоционального и  поведенческого и регулирует поведение  человека в группе.

Французский психолог С. Московичи  предложил гипотезу о том, что  сознание человека строится как идентификационная  матрица, в основе которой лежат  множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно  разделить групповые идентичности на три группы:

  • объективные природные идентичности – человек, пол, возраст;
  • объективные социальные идентичности – национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;
  • субъективные идентичности – ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.6

В определенное время в  зависимости от сложившихся обстоятельств  одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную  иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую  информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта  идентификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры cpaвнения собственной группы с другими  группами и человек реагирует  на мир и окружающих людей с  позиций своей групповой принадлежности.

При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) мест доминирующей занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и поведение  человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных  иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают  профессиональны идентификации, дома – семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные, в общении с представителями других стран культурно-этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образом, группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию.

Необходимо отметить, что  в последние годы в научной  литературе в качестве обозначения  групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность».

Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных  социально-психологических эффектах. Они влияют на7:

  • психофизиологию человека (психофизиологический эффект);
  • деятельность человека (эффект социальной лени);
  • мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия)
  • поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эффект подражания);
  • восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бумеранга);
  • общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма);
  • эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара).

 

Заключение

 

Потребность принадлежности начинает действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности к другим, в своей семье и/или группе. Групповая принадлежность становиться доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма (изгнания, гонения), отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности играют значительную роль в нашей  жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности  удовлетворяются, и они получают много ласки.

Подростки, стремящиеся найти  любовь в форме уважения и признания  своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических  или других сплоченных группах. Молодые  люди испытывают потребность в любви  в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с  лицом противоположного пола. Слова  популярных песен служат достаточным  доказательством могущественного  влияния потребностей принадлежности и любви в этот период жизни.

На влияние потребностей принадлежности влияют такие важные факторы как кочевнический образ  жизни, люди не ищут в таких случаях  близких взаимоотношений, а это  является одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.

 

Список литературы

 

  1. Ковалев, А.И. Социология / А.И. Ковалев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 209 с.
  2. Кравченко, Л.И. Основы социологии / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2009. – 759 с.
  3. Любушин, Н. П. Социология / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 356 с.
  4. Нешитая, А.С. Основы социологии / А.С. Нешитая. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2009. – 456 с.
  5. Орлов, А.Д. Социология / А.Ю. Орлов. – М.: Экономистъ, 2008. – 890 с.
  6. Харевич, Г.Л. Социология / Г.Л. Харевич. – М.: Академия управления, 2008. – 164 с.
  7. Хомидов, А.У. Социология / А.У. Хомидов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 789 с.

1 Орлов, А.Д. Социология / А.Ю. Орлов. – М.: Экономистъ, 2008. – С. 211.

2 Любушин, Н. П. Социология / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 144.

3 Харевич, Г.Л. Социология / Г.Л. Харевич. – М.: Академия управления, 2008. – С. 91.

4 Ковалев, А.И. Социология / А.И. Ковалев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – С. 117.

5 Нешитая, А.С. Основы социологии / А.С. Нешитая. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2009. – С. 158.

6 Хомидов, А.У. Социология / А.У. Хомидов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 147.

7 Кравченко, Л.И. Основы социологии / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2009. – С. 188.


Информация о работе Потребность в принадлежности