Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

Задача и цель работы: определить степень зависимости между экономическим поведением, потребностями и интересами субъектов рыночной экономики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….. 3
Экономическое поведение как предмет
социологического анализа ……………………………….…………… 4
Генезис человеческих потребностей ………………………………… 9
Сущность экономических интересов. Взаимосвязь потребностей и интересов ……………………………………………………………… 14
Стимулы, мотивы, интересы и их связь с экономическим поведением……………………………....…………………………….. 17
Национально-государственные интересы современной России………………………………………………………………….. 19
Заключение …………………………………………………………… 27
Список литературы…………………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова»

 

Финансовый факультет

 

РЕФЕРАТ

по курсу « Экономическая социология»

направления «Финансовый менеджемент»

 

На тему «Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении»

 

 

Выполнил

студент группы № 2114 Чирик Е.В.

 

Преподаватель

доцент по кафедре психологии

 Бадмаева С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….. 3

Экономическое поведение как предмет

социологического анализа ……………………………….…………… 4

Генезис человеческих потребностей  ………………………………… 9

Сущность экономических интересов. Взаимосвязь потребностей и интересов ……………………………………………………………… 14

Стимулы, мотивы, интересы и их связь с экономическим поведением……………………………....…………………………….. 17

Национально-государственные интересы современной России………………………………………………………………….. 19

 

Заключение …………………………………………………………… 27

Список литературы…………………………………………………… 28

 

Введение

Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении

На рубеже 21-го века, с активным развитием мировой экономики, прирастающей все большим кол-вом теорий и моделей развития, на повестку дня выходят вопросы, связанные с объяснением, регулированием и предсказанием экономического поведения субъектов рыночных отношений. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают проблемы выявления генезиса человеческих потребностей и выявлений интересов, мотивирующих и стимулирующих физических и юридических лиц заняться предпринимательской деятельностью. Действительно, если не учитывать при описании экономических законов желания и потребности покупателей и продавцов, выступающих в большинстве теорий в качестве основания или точки отчета, то компетентность таких закономерностей может быть поставлена под сомнение. Опираясь на все вышесказанное, делаю вывод, что специфика темы крайне актуальна, а детализация всех “подводных камней” поставленной проблемы роли потребностей и интересов в экономическом поведении человека привнесет ясность в разные, недостаточно освещенные, уголки такой великой и прекрасной науки, как экономика.

Задача и цель работы: определить степень зависимости между экономическим поведением, потребностями и интересами субъектов рыночной экономики.

 Понятия и термины: экономическое поведение, потребности личности, интерес, типология потребностей и интересов, стимулы, мотивы, факторы поведения человека.

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

Известно, что в основе оборота экономических ценностей (благ, услуг, информации)

лежат многочисленные и разнокачественные по характеру и содержанию, циклично

возобновляющиеся индивидуальные, групповые и массовые акты поведения людей.

Последние реализуют их для удовлетворения своих потребностей непосредственно или

в большей степени опосредованно.

Экономическое поведение — это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения.

Экономическое поведение как социальный феномен — предмет изучения экономики

и социологии. В первом случае внимание акцентируется на том, какие из редких

производительных ресурсов люди и общество, с помощью денег или без их участия,

избирают для производства товаров и распределения в целях потребления. Экономическая наука анализирует производство, методы организации ресурсов и распре-

деление богатства, объясняя влияние «чистых» экономических переменных друг на

друга. Социология изучает условия, ситуации, социально-культурные институты и социальные субъекты, которые реализуют свои интересы, в том числе экономические.

Предмет внимания социолога — модели социального поведения, связанные с применением и интерпретацией принципа максимизации результата и минимизации затрат, а

также те институты, которые делают возможным или существенно лимитируют

рациональное применение экономических ресурсов.

Весьма актуальным представляется анализ форм взаимной детерминации поведенческих стереотипов, программ поведения социальных субъектов и движения экономических ресурсов. При этом формируются и конституируются многообразные функциональные, прагматические и социальные результаты, способствующие приращению

человеческих возможностей или же существенно ограничивающие альтернативы

социального поведения.

Каждый социальный субъект, независимо от статуса, постоянно (прямо или косвенно) включается в разные сектора хозяйственной и производительной жизни общества, является участником (активным или пассивным) процессов перемещения и трансформации экономических ценностей. Последние он создает (производит), потребляет, обменивает, присваивает и т.п., извлекая конкретную пользу (выгоду) в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами.

Реализуя множество циклично возобновляющихся рациональных (или кажущихся таковыми) социальных действий, субъект сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяет и оценивает свое участие в обороте экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывая и обосновывая свои затраты и возмещения. Ожидаемым результатом экономического поведения являются выгоды (вознаграждения) за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономических ресурсов.

В строгом смысле экономическим поведением называются те социальные действия, в структуру и содержание которых включены простые и сложные элементы народнохозяйственной жизни (Н. Кондратьев). Последние имеют ценностное, натуральное и

комбинированное (стоимостное и натуральное) выражение.

Простые и сложные элементы хозяйственной жизни включаются в систему рыночных связей и отношений через конкретные действия людей, которые приводят рыночные элементы в активное состояние, преследуя собственные интересы, часто противоположные по мотивам и содержанию. Сама природа используемых людьми рыночных элементов нормирует и алгоритмизирует специфику и порядок их социального поведения. Последнее находится в зависимости от: функционального назначения этих элементов; структуру их связей и зависимостей; конкретных параметров рыночной среды, где элементы функционируют; социальных механизмов и институтов, которые регулируют их трансформацию.

Таким образом, в основе социального поведения экономического типа лежит система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики разных

рыночных элементов. Они обязательны для всех легально действующих субъектов

экономического поведения. Эти нормы и правила закреплены юридически на государственном уровне, в соглашениях между людьми, в традициях и стереотипах

обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов.

Субъектам, реализующим различные модели экономического поведения, предписываются функционально и нормативно лишь исходные (необходимые и допустимые

для данных рыночных условий) рамки и ограничения. В указанных пределах они могут

строить в зависимости от своих целей, намерений, способностей, опыта и компетенции

разнообразные комбинации рыночных элементов и связанных с ними решений и

действий. Число комбинаций громадно, все зависит от расчета, специализации и качества имеющихся ресурсов, а также умения предвидеть следствия планируемых

действий.

В настоящее время в социологической науке отсутствует строгая классификация

видов экономического поведения. В моем понимании, это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микро подходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных социологических и экономических концепций.

Основываясь на вышеперечисленные предпосылки, можно выделить следующие классификации экономическое поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское.

1)Обменное поведение- обеспечивает движение экономических благ, услуг, информации по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности. Мера относительной редкости обращающихся товаров фиксируется в ценах и устанавливается в

процессе взаимоприспособления на рынке (Ф. Хайек). Она управляет действиями

субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.

Можно выделить наиболее типичные модели и их модификации, которые характеризуют функциональную специфику и многомерность поведенческих программ, реализуемых при обмене экономическими ценностями:

А) коммерческое: связано с движением и предложением различных благ на

основе поиска информации об их относительной ценности и использованием этой

информации для получения определенной выгоды от их оборота. Расширенной версией

классического коммерческого поведения является маркетинг. Функция последнего

сводится к созданию условий и ситуаций, влияющих на позитивную мотивацию

потребителей и покупателей, на формирование благоприятной инфраструктуры и

конъюнктуры сбыта.

Б) монетарное: обеспечивает обмен благами между субъектами на базе

использования ликвидных средств путем сравнительной оценки редкости этих благ и

перераспределения выгод. Монетарное поведение — своеобразная «смазка» рыночных

процессов, которая помогает минимизировать операционные и другие издержки,

связанные с функционированием обмена. Социологический анализ позволяет рационализировать мотивационную и социокультурную матрицы монетарного поведения на

индивидуальном, групповом и массовом уровнях. На основе изучения функций

символических проводников социального обмена и взаимодействия, одним из которых

являются деньги, это помогает понять механизмы стоимостной коммуникации

между людьми.

 

В) посредническое: особая разновидность коммуникативных действий, связанных с обменом ценовой и иной информацией между, как минимум, тремя агентами

рыночного процесса (например, продавцом, покупателем и третьим лицом, которое

связывает их экономические интересы, преследуя собственную выгоду). Эффективная

реализация тех или иных экономических задач базируется на поиске, получении, хранении и передаче конфиденциальной информации. Последняя распределена неравномерно и является весьма редким благом. Естественно, речь идет о конъюнктурной

информации, которая ценна только в определенное время и в определенном месте.

2) Производственное поведение- связано прежде всего с накоплением, концентрацией

материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и др. ресурсов,

их комбинированием для получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от обращения на рынке. Эта весьма упрощенная трактовка, конечно, не раскрывает всего комплекса факторов, характеризующих поведение субъектов, выступающих в качестве товаропроизводителей. Наиболее существенное заключается в том, что производственное поведение — прежде всего «поведение, основанное на поиске и поддержании таких комбинаций «затраты — выпуск»,

которые позволяют максимизировать разницу между доходами и издержками».

Таким образом, в условиях рыночной экономики решения, мотивации и действия

производителей направлены на поиск оптимальных комбинаций стоимостных и нестоимостных факторов труда. Это позволяет увеличивать прибыль в данный конкретный

промежуток времени, если определены величина и соотношение «спрос — предложение» на выпускаемую продукцию

2) Дистрибутивное (распределительное) поведение- обеспечивает соединение рыночных субъектов с экономическими ресурсами, определяет норму и меру присвоения

полезных свойств и выгоды от их обращения. Рынок в этом смысле можно рас-

сматривать как бесконечный процесс редистрибуции огромной массы экономических

ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами.

Специфика, функциональные и мотивационные особенности дистрибутивных моде-

лей зависят от меры доступа к ресурсам и, соответственно, степени контроля за

получением выгоды от их оборота. Можно выделить три основные модификации:

хозяйственные (суверенно-дистрибутивные), функционально-дистрибутивные и комиссионно-дистрибутивные.

Информация о работе Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении