Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:29, реферат
Задача и цель работы: определить степень зависимости между экономическим поведением, потребностями и интересами субъектов рыночной экономики.
Введение ……………………………………………………………….. 3
Экономическое поведение как предмет
социологического анализа ……………………………….…………… 4
Генезис человеческих потребностей ………………………………… 9
Сущность экономических интересов. Взаимосвязь потребностей и интересов ……………………………………………………………… 14
Стимулы, мотивы, интересы и их связь с экономическим поведением……………………………....…………………………….. 17
Национально-государственные интересы современной России………………………………………………………………….. 19
Заключение …………………………………………………………… 27
Список литературы…………………………………………………… 28
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова»
Финансовый факультет
РЕФЕРАТ
по курсу « Экономическая социология»
направления «Финансовый менеджемент»
На тему «Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении»
Выполнил
студент группы № 2114 Чирик Е.В.
Преподаватель
доцент по кафедре психологии
Бадмаева С.В.
Москва, 2014
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….. 3
Экономическое поведение как предмет
социологического анализа ……………………………….…………… 4
Генезис человеческих потребностей ………………………………… 9
Сущность экономических интересов. Взаимосвязь потребностей и интересов ……………………………………………………………… 14
Стимулы, мотивы, интересы и
их связь с экономическим поведением……………………………....……………
Национально-государственные
интересы современной России………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………… 27
Список литературы…………………………………………………… 28
Введение
Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении
На рубеже 21-го века, с активным развитием мировой экономики, прирастающей все большим кол-вом теорий и моделей развития, на повестку дня выходят вопросы, связанные с объяснением, регулированием и предсказанием экономического поведения субъектов рыночных отношений. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают проблемы выявления генезиса человеческих потребностей и выявлений интересов, мотивирующих и стимулирующих физических и юридических лиц заняться предпринимательской деятельностью. Действительно, если не учитывать при описании экономических законов желания и потребности покупателей и продавцов, выступающих в большинстве теорий в качестве основания или точки отчета, то компетентность таких закономерностей может быть поставлена под сомнение. Опираясь на все вышесказанное, делаю вывод, что специфика темы крайне актуальна, а детализация всех “подводных камней” поставленной проблемы роли потребностей и интересов в экономическом поведении человека привнесет ясность в разные, недостаточно освещенные, уголки такой великой и прекрасной науки, как экономика.
Задача и цель работы: определить степень зависимости между экономическим поведением, потребностями и интересами субъектов рыночной экономики.
Понятия и термины: экономическое поведение, потребности личности, интерес, типология потребностей и интересов, стимулы, мотивы, факторы поведения человека.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Известно, что в основе оборота экономических ценностей (благ, услуг, информации)
лежат многочисленные и разнокачественные по характеру и содержанию, циклично
возобновляющиеся индивидуальные, групповые и массовые акты поведения людей.
Последние реализуют их для удовлетворения своих потребностей непосредственно или
в большей степени опосредованно.
Экономическое поведение — это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения.
Экономическое поведение как социальный феномен — предмет изучения экономики
и социологии. В первом случае внимание акцентируется на том, какие из редких
производительных ресурсов люди и общество, с помощью денег или без их участия,
избирают для производства товаров и распределения в целях потребления. Экономическая наука анализирует производство, методы организации ресурсов и распре-
деление богатства, объясняя влияние «чистых» экономических переменных друг на
друга. Социология изучает условия, ситуации, социально-культурные институты и социальные субъекты, которые реализуют свои интересы, в том числе экономические.
Предмет внимания социолога — модели социального поведения, связанные с применением и интерпретацией принципа максимизации результата и минимизации затрат, а
также те институты, которые делают возможным или существенно лимитируют
рациональное применение экономических ресурсов.
Весьма актуальным представляется анализ форм взаимной детерминации поведенческих стереотипов, программ поведения социальных субъектов и движения экономических ресурсов. При этом формируются и конституируются многообразные функциональные, прагматические и социальные результаты, способствующие приращению
человеческих возможностей или же существенно ограничивающие альтернативы
социального поведения.
Каждый социальный субъект, независимо от статуса, постоянно (прямо или косвенно) включается в разные сектора хозяйственной и производительной жизни общества, является участником (активным или пассивным) процессов перемещения и трансформации экономических ценностей. Последние он создает (производит), потребляет, обменивает, присваивает и т.п., извлекая конкретную пользу (выгоду) в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами.
Реализуя множество циклично возобновляющихся рациональных (или кажущихся таковыми) социальных действий, субъект сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяет и оценивает свое участие в обороте экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывая и обосновывая свои затраты и возмещения. Ожидаемым результатом экономического поведения являются выгоды (вознаграждения) за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономических ресурсов.
В строгом смысле экономическим поведением называются те социальные действия, в структуру и содержание которых включены простые и сложные элементы народнохозяйственной жизни (Н. Кондратьев). Последние имеют ценностное, натуральное и
комбинированное (стоимостное и натуральное) выражение.
Простые и сложные элементы хозяйственной жизни включаются в систему рыночных связей и отношений через конкретные действия людей, которые приводят рыночные элементы в активное состояние, преследуя собственные интересы, часто противоположные по мотивам и содержанию. Сама природа используемых людьми рыночных элементов нормирует и алгоритмизирует специфику и порядок их социального поведения. Последнее находится в зависимости от: функционального назначения этих элементов; структуру их связей и зависимостей; конкретных параметров рыночной среды, где элементы функционируют; социальных механизмов и институтов, которые регулируют их трансформацию.
Таким образом, в основе социального поведения экономического типа лежит система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики разных
рыночных элементов. Они обязательны для всех легально действующих субъектов
экономического поведения. Эти нормы и правила закреплены юридически на государственном уровне, в соглашениях между людьми, в традициях и стереотипах
обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов.
Субъектам, реализующим различные модели экономического поведения, предписываются функционально и нормативно лишь исходные (необходимые и допустимые
для данных рыночных условий) рамки и ограничения. В указанных пределах они могут
строить в зависимости от своих целей, намерений, способностей, опыта и компетенции
разнообразные комбинации рыночных элементов и связанных с ними решений и
действий. Число комбинаций громадно, все зависит от расчета, специализации и качества имеющихся ресурсов, а также умения предвидеть следствия планируемых
действий.
В настоящее время в социологической науке отсутствует строгая классификация
видов экономического поведения. В моем понимании, это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микро подходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных социологических и экономических концепций.
Основываясь на вышеперечисленные предпосылки, можно выделить следующие классификации экономическое поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское.
1)Обменное поведение- обеспечивает движение экономических благ, услуг, информации по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности. Мера относительной редкости обращающихся товаров фиксируется в ценах и устанавливается в
процессе взаимоприспособления на рынке (Ф. Хайек). Она управляет действиями
субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.
Можно выделить наиболее типичные модели и их модификации, которые характеризуют функциональную специфику и многомерность поведенческих программ, реализуемых при обмене экономическими ценностями:
А) коммерческое: связано с движением и предложением различных благ на
основе поиска информации об их относительной ценности и использованием этой
информации для получения определенной выгоды от их оборота. Расширенной версией
классического коммерческого поведения является маркетинг. Функция последнего
сводится к созданию условий и ситуаций, влияющих на позитивную мотивацию
потребителей и покупателей, на формирование благоприятной инфраструктуры и
конъюнктуры сбыта.
Б) монетарное: обеспечивает обмен благами между субъектами на базе
использования ликвидных средств путем сравнительной оценки редкости этих благ и
перераспределения выгод. Монетарное поведение — своеобразная «смазка» рыночных
процессов, которая помогает минимизировать операционные и другие издержки,
связанные с функционированием обмена. Социологический анализ позволяет рационализировать мотивационную и социокультурную матрицы монетарного поведения на
индивидуальном, групповом и массовом уровнях. На основе изучения функций
символических проводников социального обмена и взаимодействия, одним из которых
являются деньги, это помогает понять механизмы стоимостной коммуникации
между людьми.
В) посредническое: особая разновидность коммуникативных действий, связанных с обменом ценовой и иной информацией между, как минимум, тремя агентами
рыночного процесса (например, продавцом, покупателем и третьим лицом, которое
связывает их экономические интересы, преследуя собственную выгоду). Эффективная
реализация тех или иных экономических задач базируется на поиске, получении, хранении и передаче конфиденциальной информации. Последняя распределена неравномерно и является весьма редким благом. Естественно, речь идет о конъюнктурной
информации, которая ценна только в определенное время и в определенном месте.
2) Производственное поведение- связано прежде всего с накоплением, концентрацией
материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и др. ресурсов,
их комбинированием для получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от обращения на рынке. Эта весьма упрощенная трактовка, конечно, не раскрывает всего комплекса факторов, характеризующих поведение субъектов, выступающих в качестве товаропроизводителей. Наиболее существенное заключается в том, что производственное поведение — прежде всего «поведение, основанное на поиске и поддержании таких комбинаций «затраты — выпуск»,
которые позволяют максимизировать разницу между доходами и издержками».
Таким образом, в условиях рыночной экономики решения, мотивации и действия
производителей направлены на поиск оптимальных комбинаций стоимостных и нестоимостных факторов труда. Это позволяет увеличивать прибыль в данный конкретный
промежуток времени, если определены величина и соотношение «спрос — предложение» на выпускаемую продукцию
2) Дистрибутивное (распределительное) поведение- обеспечивает соединение рыночных субъектов с экономическими ресурсами, определяет норму и меру присвоения
полезных свойств и выгоды от их обращения. Рынок в этом смысле можно рас-
сматривать как бесконечный процесс редистрибуции огромной массы экономических
ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами.
Специфика, функциональные и мотивационные особенности дистрибутивных моде-
лей зависят от меры доступа к ресурсам и, соответственно, степени контроля за
получением выгоды от их оборота. Можно выделить три основные модификации:
хозяйственные (суверенно-дистрибутивные), функционально-дистрибутивные и комиссионно-дистрибутивные.
Информация о работе Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении