Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:29, реферат
Задача и цель работы: определить степень зависимости между экономическим поведением, потребностями и интересами субъектов рыночной экономики.
Введение ……………………………………………………………….. 3
Экономическое поведение как предмет
социологического анализа ……………………………….…………… 4
Генезис человеческих потребностей ………………………………… 9
Сущность экономических интересов. Взаимосвязь потребностей и интересов ……………………………………………………………… 14
Стимулы, мотивы, интересы и их связь с экономическим поведением……………………………....…………………………….. 17
Национально-государственные интересы современной России………………………………………………………………….. 19
Заключение …………………………………………………………… 27
Список литературы…………………………………………………… 28
Первая модель (хозяйственная) характеризует социальное поведение субъектов,
обладающих абсолютным или преимущественным правом получения выгоды от
использования ресурсов, которыми они владеют.
Вторая модель (функционально-дистрибутивная) присуща субъектам, использующим и извлекающим на договорной или иной основе выгоду из полезных свойств
экономических ресурсов, находящихся в собственности у других. Типичный пример
экономического поведения этого вида демонстрируют лица, нанятые работодателем.
Третья модель (комиссионно-дистрибутивная) реализуется субъектами, которые по
поручению владельцев обеспечивают административно-правовой и иной контроль за
действиями лиц, имеющих прямой или косвенный доступ к предмету чужой собственности
3)Потребительское поведение: направлено на извлечение экономических благ из
товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворить много-
численные потребности. Фаза потребления характерна для большинства субъектов,
использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. Это сложнейшее функциональное соотношение множества факторов, определяющих динамику и структуру
включения и выключения экономических ресурсов из товарного оборота в соответствии со способностью (или неспособностью) хозяйствующих субъектов находить
оптимальное равновесие с рыночной средой. Они реализуют целый ряд функций и
поведенческих программ, которые позволяют им с разной степенью успешности
выполнять эти действия. Данный процесс коррелируется уровнем доходов, стандар-
тами потребления и мерой компетентности (способности) подсчитывать свои затраты и
выгоды.
Генезис человеческих потребностей
Прежде чем начать рассуждение, необходимо прибегнуть к определению понятия потребность:
«Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.».
Из определения следует факт, что потребность способна возбудить человека, заставить его заняться определенным видом деятельности. Потребность можно сравнить с топливом, без которого не сможет работать двигать, перемещающий автомобиль с водителем в новые положения в различных системах науки, природы, общества и т.д. На данный момент науке социологии известно множество классификаций потребностей: к примеру, пирамида потребностей Авраам Маслоу.
Согласно предоставленной А. Маслоу концепции, все потребности человека разделяются на 7 групп:
Так же различают потребности:
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у нее произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:
Таким образом, проанализировав специфику понятия потребности, становится очевидным, что потребность- ключевое слово в жизни индивида, а тем более в его экономическом поведении
Сущность экономических интересов. Взаимосвязь потребностей и интересов
Люди, домохозяйства и предприятия, вступая в экономические отношения, преследуют в качестве цели реализацию экономических интересов. Экономический интерес – это реальный, обусловленный отношениями собственности и принципом экономической выгоды мотив и стимул социальных действий по удовлетворению потребностей.
Экономические интересы: это объективные, определяемые экономическими отношениями существенные и устойчивые связи, которые обусловливаю необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся материальных потребностей общества, классов, социальных групп, коллективов или личностей. Будучи проявлением производственных отношений, они выступают в виде объективной направленности хозяйственной деятельности людей, в которой отражаются их место в системе общественного производства.
Отличия экономических интересов от экономических потребностей :
Сегодня в науке нет
Сущность интересов не может быть объяснена простой констатацией факта существования в обществе определенных связей между людьми, складывающихся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг, и требует большей конкретизации.
К определению сущности экономических интересов необходимо подходить, отталкиваясь от первопричины экономической деятельности субъекта общественных отношений, иначе говоря, от его главной объективной цели. В качестве подобной цели выступает самовоспроизводство, постоянно возобновляемая жизнедеятельность субъекта в общественно-экономической системе. Таким образом, сущность категории «экономический интерес» конституируется двумя основными положениями. Во-первых, интересы отражают направленность субъектов на «самоутверждение», т.е. на сохранение или улучшение их собственного социально-экономического положения, достигаемое, в свою очередь, посредством оптимального удовлетворения потребностей. Во-вторых, непосредственная обусловленность интересов положением их носителей в системе социально-экономических отношений (в научной литературе подобное положение принято называть социально-экономическим статусом субъектов).
Отсюда, в наибольшей степени сущность интересов раскрывается в следующем определении: экономические интересы — это объективная характеристика социального статуса субъекта, которая показывает, что ему, в силу данного статуса, выгодно или не выгодно и в какой степени, какие действия в данной системе общественно-экономических отношений или изменения этой системы способствуют сохранению (упрочению) его социального статуса, а какие ведут к противоположному результату и в какой мере.
Рассмотрим взаимосвязь
Экономические интересы затрагивают все сферы человеческой деятельности, образуя сложную многоуровневую систему, которая проявляется, в том числе и в виде экономических потребностей. Единого взгляда на взаимосвязь интересов и потребностей нет. Некоторые исследователи считают интересы выражением потребностей (или осознанными потребностями), другие полагают, что понятия «потребность» и «интерес» тождественны.
Информация о работе Потребности и интересы, их роль в экономическом поведении