Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 22:31, курсовая работа
Тема курсовой работы актуальна потому, что жизнь человека определяется его потребностями и мотивами к деятельности. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными.
Главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом.
ВВЕДЕНИЕ
«Потребности и мотивы деятельности человека» - одна из значимых и важных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что жизнь человека определяется его потребностями и мотивами к деятельности. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными.
Главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом.
Система потребностей (мотивационная сфера) является основным, управляющим блоком психики, активизирующим другие, исполнительные процессы. По сути это то, что называется познавательными и психомоторными процессами. Их активность всегда поддерживается или прекращается мотивацией.
Мотивационная система человека описывается исключительно широкой отраслью, содержащей в себе и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но дает ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение.
Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
Мотив, в отличие от мотивации,— это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Основная функция потребностей и мотивов — это целеполагание и активизация психики по достижению цели. Потребности и мотивы связаны с другими ее элементами, включая деятельность, как прямыми, так и обратными связями. Именно в этом случае мотив выступает одновременно и как причина активизации психики, и как предмет, на который направлена деятельность индивида.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бухарев А.М., Генкин Б.М., Гостик Э., Элтон Ч., Ильин Е.П., Шиповская Л.П. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – потребности и мотивы деятельности человека.
Предмет исследования – трудовая деятельность человека.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть потребности и мотивы деятельности человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы потребностей и мотивации деятельности человека;
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о. системе потребностей и мотивов профессиональной деятельности человека;
3. Рассмотреть сущность и специфику предложений по совершенствованию мотивации;
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованных источников. Название глав отображает их содержание.
1. Классификация потребностей
Потребности людей классифицируют по различным признакам .
По происхождению потребности бывают естественными и культурными.
В естественных потребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.
Культурные потребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.
К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.
В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает различные культурные потребности.
По природе различают потребности первичные и вторичные.
Первичные потребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне).
Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные [24,c.432].
По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.
В материальных потребностях проявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).
Человек испытывает
потребности поделиться с другими мыслями
и чувствами, читать газеты, книги и журналы,
смотреть кинофильмы и спектакли, слушать
музыку и т. д. Следует особо выделить духовную
потребность человека в общении. Духовные
и материальные потребности неразрывно
связаны. По степени осознания человеком потребности
могут быть осознанными и
1.1. Классификация потребностей по А. Маслоу
А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
- Биологические (физиологические) потребности обусловлены
необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
- Реализация
физиолого-психологической
- Потребность
в общении, любви и поддержке
со стороны окружающих
- Потребность
в признании и самоутверждении
является социальной
- Потребность в самовыражении является
творческой, созидательной потребностью,
благодаря её реализации люди создают
предметы искусства.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так
же делят на врождённые, простые приобретённые и сложные приобретённые. Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированный на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений
еэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении) [16,c.369].
А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Потребности в порядке их очередности:
Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных
потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.
Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в принадлежности и любви .Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире.
Потребность в самоактуализации. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.
Потребность в познании и понимании.
Эстетические потребности .Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Теория А.Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерахическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность [14,c.248].
Рисунок 1:Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Информация о работе Потребности и мотивы деятельности человека