Повышение уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:26, реферат

Описание работы

Повышение капитализации человеческих ресурсов
Обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе.
Приведение системы профобразования запросам рынка труда.

Файлы: 1 файл

4.docx

— 25.73 Кб (Скачать файл)

4.4. Повышение уровня и  качества жизни населения 

 

4.4.1.Повышение капитализации  человеческих ресурсов 

 

 

В настоящее время, несмотря на высокие темпы экономического развития и рост отдельных социальных показателей, Ростовская область занимает 38-е место по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), уступая более высокие места своим соседям — Краснодарскому краю, Волгоградской и Воронежской областям. Ростовская область в среднесрочной перспективе (5-6 лет) должна войти в первую двадцатку регионов по уровню ИРЧП.

 

 

Таблица 24. Индекс развития человеческого потенциала

 

 

 

4.4.2. Обеспечение сбалансированности  рынка труда в регионе. Приведение  системы профобразования запросам  рынка труда 

 

 

Устойчивость и сбалансированность рынка труда является одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона. Организационно за их достижение отвечают в первую очередь системы профессионального образования и социальной защиты, занятости населения, а также молодежной политики. При этом приоритетными задачами для них выступают:

 

1. Обеспечение доступности  профессионального образования  и высокое качество образовательных  услуг.

 

2. Развертывание в регионе  системы непрерывного профессионального  образования.

 

3. Содействие обеспечению  предприятий региона трудовыми  ресурсами.

 

4. Создание новых рабочих  мест, включая рабочие места в  секторе новой экономики, требующие  современных ключевых квалификаций.

 

5. Обеспечение эффективной  занятости населения.

 

6. Формирование современных  институтов социокультурной адаптации.

 

 

В качестве основных групп мероприятий, направленных на повышение устойчивости рынка труда региона и синхронизацию системы профессионального образования, предлагается:

 

 

1. Проведение мониторинга  рынка труда с участием работодателей, в том числе формирование и  запуск мониторинга изменения  технологической ситуации на  предприятиях региона, изменения  требований к кадрам (в том  числе посредством организации  и проведения регионального форсайта). Результаты мониторинга должны стать основанием для  сокращения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда на основе приведения планов подготовки кадров рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней в соответствие с потребностями рынка труда.

 

Поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и проч.). Привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и проч.).

 

Здесь может быть использован опыт реализации в ряде российских регионов (Республика Коми, Московская, Новосибирская, Самарская, Свердловская и Ленинградская области) проекта DELPHI. Последний проводился по программе TACIS Европейского союза и управляется Европейским Фондом подготовки кадров и был направлен на то, чтобы помочь системе профобразования подготовить необходимое число специалистов, максимально соответствующих требованиям рынка труда. Для этого формировались инициативные группы из числа представителей РОИВ, учебных заведений, работодателей, задачей которых было совместное прогнозирование развития соответствующих товарных рынков, рынка труда, технологий и коррекция в связи с этим научных исследований и учебных программ.

 

2. Модернизация системы  учебных заведений (1) (переход к  клиентоориентированным структурам, внедрение БОР), содействие обновлению материально-технической базы учебных заведений, включая начальное профессиональное образование. Формирование ресурсных центров начального профессионального образования, выполняющих следующие основные функции:

 

1. Образовательная функция, которая в общем виде заключается в реализации элемента образовательной программы НПО, обеспечивающей этап профессионализации квалифицированного рабочего, связанный с освоением современных производственных технологий, в отношении двух принципиальных целевых групп: учащихся учреждений НПО и СПО и действующих кадров предприятий (и возможно, других целевых групп).

 

2. Сервисная функция в отношении учреждений ПО, осуществляющих подготовку по определенной группе профессий НПО, которая в общем виде заключается в профессиональной поддержке педагогов и мастеров производственного обучения (повышение квалификации в различных формах, консалтинг, переподготовка) и учебно-методическом обеспечении группы образовательных программ (программное и тестовое обеспечение, стандарты, методические рекомендации: разработка, экспертиза, внедрение).

 

3. Сервисная функция в отношении сети учреждений ПО территориального или регионального масштаба, которая в общем виде заключается в информационной, информационно-аналитической, маркетинговой, организационной поддержке деятельности учреждений сети и обеспечении функционирования механизмов внешних связей учреждений и сети в целом (2).

 

Создание ресурсных центров должно быть увязано с перспективами социально-экономического развития группы муниципальных образований.

 

3. Развитие, в том числе  и организационное, системы непрерывного  образования в области. Реализация  программ поддержки как институционализированных, так и неформальных институтов, работающих в сфере непрерывного образования (консалтинговых, тренинговых компаний, корпоративных университетов и систем подготовки кадров (3) ). Синхронизация стратегий развития учреждений разного уровня профессионального образования. Стимулирование развития на предприятиях региона современных инструментов управления человеческими ресурсами, систем обучения (создание служб управления персоналом, формирование корпоративных университетов и т.д.).

 

4. Реализация комплекса  мер по профессиональной ориентации  учащихся общеобразовательных учреждений  и незанятой молодежи. Активное  привлечение к данному процессу  работодателей. Субсидирование оплаты  образовательных услуг, поддержка  системы кредитования образовательных услуг. Развитие системы трудоустройства молодежи (сеть бирж труда), а также формирование инфраструктуры развития предпринимательской активности  (создание молодежного бизнес-инкубатора, проведение семинаров и тренингов, конкурсов и т. д.).

 

5. Стимулирование занятости  в регионе, в том числе альтернативной  занятости в сельской местности. Разворачивание современных кадровых  программ и учреждений образования  в сельской местности (4).

 

6. Реализация миграционных программ с целью привлечения в область трудоспособного населения, а также развитие институтов социокультурной переработки (5) . Одним из каналов и инструментов организации миграции и институтом социокультурной переработки может стать система профобразования (в том числе и система начального профессионального образования, которая за счет расширения контингента обучающихся старших возрастов сможет стабилизировать свое положение, которое будет ухудшаться в связи с сокращением выпускников общеобразовательных учреждений (6) ). Также в регионе необходимо будет развернуть систему языковых курсов, культурных институтов (специальные виды социальной помощи мигрантам, поддержка культурной деятельности диаспор и т.д.). Учитывая историю формирования национальной структуры Ростовской области, высокую степень этнической и конфессиональной толерантности населения региона, а также создание Южного национального университета, необходимо рассмотреть возможность создания при Южном Федеральном Университете Центра изучения миграционных проблем и развития механизмов и институтов социокультурной адаптации.

 

 

4.4.3.  Улучшение демографической  ситуации Ростовской области 

 

Ростовская область относится к одним из староосвоенных регионов России, что сказывается на демографической ситуации. В настоящее время реализация комплексной демографической политики является не только приоритетом федерального уровня, но и ключевым приоритетом каждого региона. В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:

увеличение продолжительности жизни населения,

снижение показателей смертности (7) , в том числе снижение младенческой смертности, смертности трудоспособности населения,

снижение показателей заболеваемости населения,

сохранение миграционного потенциала  территории,

повышение безопасности жизнедеятельности населения.

 

В настоящее время в Ростовской области, как и в России в целом, крайне высока смертность населения в трудоспособном возрасте. В 2005 году доля умерших в трудоспособном возрасте составляла 26,5% в общем количестве умерших. В основных классах причин смерти трудоспособного населения 33% занимают болезни системы кровообращения, 22% — несчастные случаи, отравления и травмы. Также крайне в регионе низка продолжительность жизни по сравнению с европейскими показателями. Коэффициент смертности в 2005 году был равен 15,9 промилле. В причинах смерти всего населения 59% занимают болезни системы кровообращения, 13% — новообразования, 9% — несчастные случаи, отравления и травмы. В Ростовской области наблюдаются высокие показатели младенческой смертности: в 2005 году в области умерло 594 детей до 1 года (что составляет 14,9 детей на 1000 родившихся). Этот показатель существенно превышает среднероссийский показатель и средний показатель по Южному федеральному округу (в Краснодарском крае уровень младенческой смертности составлял в 2005 году 8,6, в Ставропольском — 11,2, в Волгоградской области — 11,3). В настоящее время регион по данному показателю находится на 79 месте среди регионов РФ. Также в регионе один из самых высоких по ЮФО показателей заболеваемости населения, который составляет 799,6 зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) на 1000 человек населения (8) .

 

 

Таблица 25. Демографические показатели Ростовской области (9)

 

 

 

 

 В качестве основных  групп мероприятий, направленных  на улучшение демографических  показателей региона, предлагается:

Развитие системы здравоохранения, в том числе формирование и реализация кадровой программы в системе здравоохранения, развитие системы здравоохранения в сельской местности, улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, формирование системы профилактики по основным группам заболеваний,

Развитие систем, отвечающих за сохранение физического и духовного  здоровья населения ( культура, физическая культура и спорт, экология) с целью  сохранения и развития многофункционального культурного потенциала области, приобщения разных возрастных групп к здоровому образу жизни, развитие массового спорта (в том числе развитие сети спортивных и культурно-досуговых учреждений), проведение экологического мониторинга и внедрение системы мер, препятствующих загрязнению окружающей среды и др.,

Развитие социального партнерства в регионе с целью повышения заработной платы и улучшения условий труда (10) , а также снижения неэффективной занятости. Реализация программ по развитию охраны труда и повышению культуры производства на предприятиях области, повышению производительности труда. Данное направление включает в себя целый комплекс мероприятий (реализация которых относится к разным ведомствам), в том числе

обеспечение приоритетной поддержки инвестиционных проектов, ввод которых предусматривает создание наибольшего количества современных (автоматизированных, интеллектуаллоемких) рабочих мест,

реализация комплекса превентивных мер, непосредственно направленных на улучшение условий охраны труда работников организаций и предупреждение несчастных случаев на производстве, включая усиление надзора и контроля за соблюдением работодателями обязанностей и установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

устранение неблагоприятных факторов производственной среды, причин, вызывающих производственный травматизм и профессиональные патологии,

реализация мер, направленных на технологическую модернизацию предприятий и т.д.

Реализация комплекса мер по борьбе с болезнями, носящими социальный характер (наркомания (11) , пьянство, туберкулез и пр.),

Реализация комплекса мер, направленного на повышение безопасности дорожного движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (12) ,

Реализация мероприятий (в том числе, предупреждающих), направленных на сокращение преступлений против личности, профилактические меры по снижению преступности.

 

 

4.4.4. Улучшение уровня жизни  и повышение инфраструктурной  обеспеченности 

 

Безусловно, одним из ключевых направлений развития региона является повышение качества жизни населения. Без повышения качества жизни населения невозможно достижение конкурентоспособности региона в целом, так как новые виды деятельности требуют пересмотра стандартов качества жизни. В рамках реализации данного направления необходимо решение следующих задач:

Обеспечение роста доходов населения, а также сокращение показателей бедности (сокращение доли населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума), сокращение уровня дифференциации населения по доходам.

Развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения, снижение социальной напряженности.

Обеспечение равного доступа к социальным (в том числе, оказываемым учреждениями образования, здравоохранения, культуры) услугам. Обеспечение социальной защиты населению. Подготовка системы социальной защиты к росту нагрузки неработающего населения старших возрастных групп на население трудоспособного возраста и корректировка в связи с этим стратегий развития социальных инфраструктур в области.

Улучшение жилищной обеспеченности населения.

Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг и  инфраструктурной обеспеченности населения.

Реализация мероприятий, направленных на улучшение досуга населения, обеспечение равного доступа к культурным ценностям и информации.

Информация о работе Повышение уровня и качества жизни населения