Пожилой человек как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Главной же целью курсовой работы является изучение проблемы здоровья, одиночества и материального обеспечения людей пожилого возраста.
Для проверки моей цели выдвинул следующие задачи:
1. Исследовать особенности здоровья и материального обеспечения людей в пожилом возрасте.
2. Изучить особенности одиночества пожилых людей с различной степенью адаптации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Социальная работа с пожилыми людьми…………………………….5
1.1 Понятие «пожилой человек»………………………………………………5
1.2 Анализ проблем лиц пожилого возраста…………………………………8
Глава 2 Деятельность государства в интересах пожилых людей…………..15
2.1 Правовое регулирование социального обслуживания населения в Российской Федерации…………………………………………………………...15
2.2 Социальное обслуживание пожилых и старых людей………………….20
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Пожилой человек как объект социальной работы.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Социальный  аспект содержат Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепляет "Права граждан пожилого возраста" (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане  пожилого  возраста  на  основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".

В комплексе  законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Предметом данного Закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права  человека, являются и федеральные законы от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Названные федеральные  законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав,  полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Федеральный закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

В соответствии с этим Законом социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

 

 

 

  • Социальное обслуживание пожилых и старых людей
  •  

     

    Одним из актуальных направлений социального  обслуживания населения в РФ является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, которое представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.

    Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются  гражданам пожилого и старческого  возраста в домашних условиях или  специализированных государственных  и муниципальных учреждениях.

    В соответствии с Законом РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”[2,1] социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской помощи, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

    Деятельность в сфере  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов строится на следующих принципах:

    - соблюдение прав человека  и гражданина;

    - предоставление государственных гарантий;

    - обеспечение равных  возможностей в получении социальных  услуг и их доступности для  старых людей;

    - преемственность всех  видов социального обслуживания;

    - ориентация Социального  обслуживания на индивидуальные  потребности;

    - приоритет мер по социальной адаптации этих категорий граждан;

    -ответственность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за  обеспечение прав граждан пожилого  возраста и инвалидов в сфере  социального обслуживания.

    Государство гарантирует  пожилым и старым людям возможность  получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

    Федеральный перечень [3,1] гарантированных государством социальных услуг является базовым, определением Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.

    Согласно ФЗ «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения  и инвалидов», система социального  обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

    Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

    Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

    Муниципальные центры социального  обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

    В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

    Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

    Федеральный перечень гарантированных  государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантируется государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

    Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и  мужичины старше 60 лет, нуждающиеся  в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой  возможности самостоятельно удовлетворять свои  потребности.

    При получении социальных услуг пожилые и старые люди  имеют право на:

    • уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений  социального обслуживания;
    • выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты субъектов РФ;
    • информацию о своих правах, обязанностях  условиях оказания социальных услуг;
    • согласие на социальное обслуживание;
    • отказ от социального обслуживания;
    • конфиденциальность информации личного характера;
    • защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
    • получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

    Социальное обслуживание старых людей  включает в себя стационарное, полустационарное и нестационарные формы

    К стационарным формам социального  обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

    Полустационарные  формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.

    К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.

    Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в независимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.

    Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организация отдыха и досуга пожилых и старых людей.

    Пансионаты  для ветеранов труда ( дома для  престарелых)

    Согласно Федеральному закону, старые люди, проживающие в  пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:

    . обеспечение им условий  проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

    . уход, первичную медико-санитарную  и стоматологическую помощь;

    . бесплатную специализированную  помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

    . социально-медицинскую  реабилитацию и социальную адаптацию;

    . добровольное участие  в лечебно-трудовом процессе с  учетом состояния здоровья;

    . медико-социальную экспертизу  для установления или изменения  группы инвалидности;

    . свободное посещение  их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;

    . предоставление помещений  для Отправления религиозных  обрядов;

    . направление, при  необходимости, на обследование  и лечение государственные или  муниципальные учреждения здравоохранения.

    Специальные жилые дома для старых людей - это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей.

    Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных  условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.

    Информация о работе Пожилой человек как объект социальной работы