Позитивизм в социологии: сущность, основные направления и характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Позитивизм сформировался в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю превратился в широкое философское течение, представленное рядом родственных философских и социологических теорий. Принято выделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм (Конт, Милль, Спенсер). В каждой из этих форм выделяются еще и различные варианты, порой существенно различающиеся между собой. И тем не менее все формы и варианты позитивизма объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительное знание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.

Файлы: 1 файл

Позитивизм в социологии.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

1.продолжающие род человечества ;

2.распределительные,(экономические);

3.регулирующие. 
Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества индивида 
В целом социологическое учение Спенсера увековечивает эксплуатацию человека человеком, противоречит революционному развитию общества. В научном отношении оно идеалистично отрицает объективные законы развития общества 
Второе направление – психологическое. Данное направление характеризуется тем, что проблемы социального развития рассматриваются с позиций социальной психологии. Наиболее крупными представителями данного направления являются американский социолог Лестер Уорд и француз Габриель Тард. Первоначальной социальной силой, основой всех действий, по Уорду, есть желание. Желания движут миром. Благодаря желаниям человек нарушает существующие законы. В этом виноваты внутренняя природа человека, а с ней ничего не поделаешь. Доказывается неизбежность пороков заключенных не в обществе,ав самом человеке.  
По Тарду, источник действия людей – это стремление к изобретению и подражанию. Общество является общностью людей либо подражающих друг другу, либо ищущих образец для подражания. Все это происходит в силу того, что в сознании людей происходят различные процессы, вызванные общением с другими людьми, оказавшими на них психологическое воздействие. Тард провозглашает существование «социального закона подражания». 
Объявив «социальный закон подражания» движущей силой истории, Тард отвергает объективные законы развития общества, роль общественного сознания. Он абсолютизировал роль психологического фактора в социальной жизни, ушел от материальных причин общественного развития.

 Третье направление  социологии – эмпирическое. Данное направление получило такое название в силу того, что социологи перешли от чистого академизма к социальной действительности, стали исследовать реальные социальные процессы. Основоположником эмпирического направления является французский социолог Ле Пле (1806-1882). Он считал, что социология не должна быть связана с философией, она призвана накапливать факты, изучать их, добиваться достоверности данных. Исследование фактов поможет исследовать устройство человеческих обществ и основные законы, нарушение которых ведет к разложению общества.Важнейшей задачей социологии Ле Пле считал изучение проблемы процветания народов, которую возможно выяснить через исследованиесемьи. 
Говоря о французской школе эмпирической социологии, нельзя обойти такую фигуру, как Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он полагал, что социология нуждается в собственной методологии, которую надо разработать. В ходе изучения общественных событий необходимо учитывать специфичность общества, выделяя в нем «социальный факт», который и является предметом социологии. Социологию он называл наукой о социальных фактах. 
Разработке этого понятия Дюркгейм уделял много внимания. Под социальным фактом он понимал все, что является продуктом «коллективного сознания», - образ мыслей, действий и чувствований. Социальные факты действуют вне индивида, они вынуждают воспринимать их, являются самостоятельной силой. 

В определении «социального факта», данного Дюркгеймом, заключено  отрицание его материального  источника. «Коллективное представление», «совокупность идей», которые Дюркгейм называет социальными фактами, действительно имеют место. Общественные представления тоже существуют объективно. Но что является их источником? Общественное бытие и нечто другое. Дюркгейм же источник возникновения и существования социальных фактов выводит из общественного сознания. Социальный факт у него равен коллективному сознанию.  
Механическое направление. В идейном отношении оно заимствовало некоторые идеи у древних мыслителей (Демокрита, Лукреция), а также у представителей естественных наук предыдущих веков, например у Ньютона. 
Представителем этого направления является американский социолог Г.К.Керри (1793-1879). В основу социологии он кладет исходное положение механического монизма, согласно которому вся Вселенная имеет одно начало – замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Человек для Керри является общественной молекулой, которая существует в соответствии с законом молекулярной гравитации. Согласно этому закону, люди тянутся к своим близким, следовательно, гравитация в обществе, как и везде в материальном мире, пропорциональна массе и обратно пропорциональна расстоянию. 
Концентрация и разрозненность личности, централизация  и децентрализация организации в обществе являются результатом действия центростремительных и центробежных сил, действующих в соответствии с законами механики. Между двумя телами с разными температурами происходит притяжение или отталкивание. То же происходит и между людьми. 
Еще более ненаучное механическое толкование процессов общественной жизни дал немецкий химик В.Освальд. Он предложил концепцию энергетической культуры общества. Ее основные положения: каждое общественное явление и каждое историческое изменение есть не что иное, как только изменение энергии. Утверждение культуры есть преобразование природной энергии в управляемую энергию. Чем больше использовалась сумма энергии, которой располагает человек, тем выше уровень культуры. 
Человек в представлении Освальда является механизмом, преобразующим различные формы энергии. Общество представляет собой целостность, состоящую из личностей, осуществляющих общую цель, а, следовательно, оно является механизмом, служащим для лучшего использования и превращения энергии. 

 

В обществе, где отношения  не урегулированы, имеет место расточительство  энергии, а, следовательно, нет прогресса. Прогресс имеет место там, где  умело используется энергия, достигается  максимальное превращение неуправляемой энергии в управляемую. Целью общества является получение максимума полезной энергии. 
Право, государство, торговля, язык – все, что есть в обществе, лишь облегчает процесс превращения неуправляемой энергии в управляемую. 
Богатство, деньги – выражение концентрации в обществе полезной энергии. 
Как видим, Освальд в своей концепции общественные силы развития заменил техническими. 
Технократическое направление, ос6новные идеи которого заключаются в том, что на смену политическим в управлении обществом должны придти инженеры (американский социолог Т.Веблен (1857-1929), англичанин С.Чейз). 
Рабочий класс, другие классы не могут управлять обществом. 
Демографическое направление. Утверждается, что основными причинами определяющими развитие общества, тип общественного строя, его культуру, всегда являются численность и плотность населения (француз Адольф Кост, иальянец Коррадо Гини). 
Так, русский социолог М.Ковалевский (1851-1916) пытался объяснить хозяйственное развитие России ростом населения. Прирост населения, утверждал он, влечет за собой разделение труда, а затем углубление различий в социальных слоях, классах, что вызывает развитие орудий труда и различия в организации хозяйства. В этой концепции причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что ль орудий труда, уровня развития производительных сил, классовых отношений, культуры зависят темпы роста населения, а не наоборот. 
Географическое направление (англичанин Г.Бокль (1821-1862). 
Попытки объяснить общественную жизнь природными условиями, климатом имеют давнюю историю. Они были возведены в ранг определенных концепций, ведущее место среди которых занимает географический детерминизм.  
Эта история абсолютизирует географическую среду и приписывает ей определяющее влияние на общественную и индивидуальную жизнь. 
Природные факторы влияют, конечно, на жизнь общества, но не являются главными.  
Таким образом подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов. Поэтому их общая черта – натурализм. Второе, что характерно для социологии того времени – это эволюционизм, основы которого были заложены еще Контом. Рассмотрение общественного развития происходило с точки зрения эволюции, но ни в коем случае не с позиций революции. 
В-третьих, структурно-функциональный анализ, предложенный Контом и развитый Спенсером, оставался ведущим для анализа общественных явлений. Исторический подход, историзм, как один из важнейших научных методов исследования социальных явлений забывается. 
Четвертой чертой социологии рассматриваемого периода является постепенный переход от чистого академизма к практике жизни. 
Пятая черта – это господство идеалистической методологии. Психологический принцип решения важнейших социальных проблем является исходным. В позитивном плане они намеревались критически обобщить практику научного познания, обратив внимание на те эффективные приемы, которые были выработаны в ходе исторического развития положительных наук, и тем надежно обеспечить достоверность научных утверждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                Заключение

 

Позитивизм с самого своего возникновения сформулировал  программу, принципиально открывающую  возможность дополнения ее почти  всем, чем угодно. Почти – это  значит всем, за исключением метафизики.

Пожалуй, как раз в  философии, и именно позитивистами, была не только предложена, но и реально воплощена в жизнь одна из важнейших методологических новаций XX века: в основание теоретической конструкции следует класть не серию предписывающих законов, а некое минимальное множество принципов запрета. Этот новый подход предполагал радикальный отказ от жесткого детерминизма – одного из краеугольных камней традиционного рационализма; к тому же он отвечал и демократическим умонастроениям либерального буржуазного общества: может быть все, что не запрещено, и число запретов при этом должно быть, по возможности, минимальным. В своем противоборстве с идеалистической метафизикой позитивизм, конечно же, сам оставался идеализмом, при всей приверженности к естествознанию. Концепция «позитивной религии» О. Конта вовсе не была непоследовательностью, а совсем даже наоборот – ведь в ее основании лежала вера в силу человеческой идеи, в могущество «человека разумного», который, превратив знание в силу, свободно преобразует и облагораживает мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Позитивизм  сформировался в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю превратился в широкое философское течение, представленное рядом родственных философских и социологических теорий. Принято выделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм (Конт, Милль, Спенсер).  В каждой из этих форм выделяются еще и различные варианты, порой существенно различающиеся между собой.

И тем не менее  все формы и варианты позитивизма  объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительное знание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Социологическое исследование.

 

 

1 Тема :  Программа социологического исследования « Гражданский брак»

2 Объект  социологического исследования- Гражданский брак, как приемлемый союз между мужчиной и женщиной.

3 Предмет  социологического обследования

4 Цель  социологического исследования- Выяснить мнение студентов Российского государственного торгово-экономического университета о гражданском браке, как приемлемому союзу между мужчиной и женщиной.

Когда-то под  термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Выбранная мной тема является актуальной, так как в настоящее время, особенно в студенческой среде, нерегистрируемые союзы встречаются довольно часто. Если раньше гражданские браки считались чем-то аморальным и безнравственным, то сегодня многие люди не спешат регистрировать свои отношения в ЗАГСе, предпочитают сначала просто пожить, не обременяя себя штампом в паспорте. Отношение общества к гражданским бракам становится все более лояльным, поэтому такая форма отношений стала распространенной. Тем не менее,  споры по поводу гражданских браков не утихают до сих пор, и отношение к ним далеко не однозначное. В гражданском браке существует как положительные стороны, так и отрицательные. Одной из проблем нерегистрируемого брака является то, что в случае его распада или смерти одного из супругов, возникают юридические трудности при решении вопросов наследования или раздела имущества, так как сожители не имеют законных прав на совместное имущество. К примеру, если гражданская жена не работала, а вела хозяйство, после расставания с «мужем» она запросто может оказаться на улице. С чем пришел – с тем и ушел – девиз гражданского брака. Причем мужчины в таких «разводах», как правило, не страдают.

 

 

Именно они  зарабатывают деньги, на них оформляется  совместная собственность, жилье и т.д. Недаром они так ратуют за свободу от штампов! Женщина остается не у дел. А если у гражданской пары были общие дети? Это вопрос будет также сложно решить.  Даже такие существующие факты не заставляют задумываться над своим будущем двух «половинок». Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

 

5. Диаграмма. Мною была проделана работа по сбору данных  по данной проблеме за последние десятилетия. Необходимые данные собирались в сети « Интернет «, затем анализировались. Конечным итогом исследовательской работы является сводная диаграмма данных.

 

 

 

Для многих гражданский брак в некотором роде тренировка: люди просто живут вместе, привыкают друг к другу, а затем оформляют отношения юридически. Считают, что лучше узнать, что такое храп любимого и его поздние возвращения с работы еще до ЗАГСа или суда.

«Гражданский  брак» возник как альтернатива браку  церковному еще в 17 веке в Голландии. То есть, это брак, неосвященный церковью. Когда жених и невеста исповедовали разную веру и поэтому не могли обвенчаться, их брак регистрировался только в органах государственной власти. Подобные браки осуждались общественностью, однако продолжали заключаться. Сегодня же, чтобы «заключить» такой союз, никакой регистрации не требуется.

Статистика  красноречиво свидетельствует, что семья в нашей стране – не самый устойчивый институт: из двух супружеских союзов один непременно заканчивается разводом. Не потому ли многие мои знакомые предпочитают жить в гражданском браке? Он, мол, и строится исключительно на любви и доверии, и позволяет лучше узнать друг друга. Для многих гражданский брак в некотором роде тренировка: люди просто живут вместе, привыкают друг к другу, а затем оформляют отношения юридически. Считают, что лучше узнать, что такое храп любимого и его поздние возвращения с работы еще до ЗАГСа или суда. Семьи, к сожалению, все равно распадаются и никакие штампы в паспортах их не спасают. Иногда даже, наоборот, только мешают сделать это как можно раньше. Ведь, как правило, мы сначала долго мучаемся, а потом, когда становится совсем невмоготу, подаем заявление в суд. А вот не было бы у нас того самого штампа в паспорте, все было бы гораздо проще. Ссоры и разрывы – это такие же «комплектующие» любви как поцелуи и нежные слова. Но не все это могут или хотят понимать. Каждый из нас склонен думать, что у него-то все будет иначе.

Если  абстрагироваться от юридической стороны  вопроса, то гражданский брак представляется не таким уж страшным, поскольку  позволяет молодым людям проверить  свои чувства в процессе совместного проживания: одно дело, когда ты встречаешься с мужчиной исключительно в кафе, и совсем другое – при выходе из ванной или туалета. У каждого, как говорится, свои тараканы в голове, которые становятся видимыми только в процессе ежедневного взаимодействия. И вот тогда ты понимаешь, готова ли ты на самом деле мириться с теми или иными «тараканами» своего партнера.

Ряд специалистов в области семейной психологии все  чаще утверждают, что пробный брак является профилактикой разводов. Люди проверяют друг друга на совместимость, это опыт для будущей жизни. Однако отмечают, что пробный брак более «прописан» молодым людям – студентам, курсантам, молодым специалистам, тем, у кого желание создать союз превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить свою.

Информация о работе Позитивизм в социологии: сущность, основные направления и характерные черты