Позитивная социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сущность и основные направления позитивизма в социологии, а также определить его характерные черты. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль и значение О. Конта в социологии как науки и появления позитивизма.
2. На основании теоретического анализа «позитивной» социологии Конта определить сущность позитивизма
3. Рассмотреть новые тенденции развития позитивизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Огюст Конт - основатель «позитивной» науки в социологии…….4
1.Сущность и основные направления позитивизма в социологии....4
2.Позитивизм, обьект и предмет контовской социологии……..……..8
3.Идейные истоки социологии Конта…………………………………13
Глава 2. Новейшие тенденции позитивистско-натуралистической социологии………………………………………………………………………15
2.1 «Реабилитация» позитивизма……………………………………15
2.2 Историческая судьба идеи Огюста Конта …………………......20
Заключение…………………………………………………………………........25
Список литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Содержание стр

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Огюст Конт - основатель «позитивной» науки в социологии…….4

    1. Сущность и основные направления позитивизма в социологии....4
    2. Позитивизм, обьект и предмет контовской социологии……..……..8
    3. Идейные истоки социологии Конта…………………………………13

 

Глава 2.  Новейшие тенденции позитивистско-натуралистической социологии………………………………………………………………………15

         2.1 «Реабилитация» позитивизма……………………………………15                

         2.2 Историческая судьба идеи Огюста Конта …………………......20

 

Заключение…………………………………………………………………........25

 

Список литературы……………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       

          Формирование буржуазной социологии как особой дисциплины во    многом происходило под воздействием позитивистской философии, образующей ее идейно-теоретическую основу.

         Тема моей  работы актуальна потому, что  становление социологии как самостоятельной  науки связано с глубокими  изменениями мировоззренческого  характера, которые происходили  в Европе в конце XVIII - начале XIX века. Именно в это время  было выделено понятие «позитивизм». Само зарождение позитивизма  и социологии было ответом  на эти изменения. Основателем  позитивизма и позитивистской  социологии считается Огюст Конт (1798-1857).

Объектом данного исследования является роль позитивизма в социологии.

Предметом выступает основные направления и характерные черты позитивизма в социологии. 

          Актуальность  моего исследования определила  цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть сущность и основные направления позитивизма в социологии, а также определить его характерные черты.

          Для  достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль и значение  О. Конта в социологии как  науки и появления позитивизма.

2. На основании теоретического  анализа «позитивной» социологии  Конта определить сущность позитивизма.

3. Рассмотреть новые тенденции  развития позитивизма.

          Для  раскрытия поставленной темы  определена следующая структура: работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

 

 

Глава 1. Огюст Конт - основатель «позитивной» науки в социологии.      1.1 Сущность и основные направления  позитивизма в социологии.    

          Позитивизм  как философское течение исходит  из представлений о том, что  основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается  в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от  попыток постигнуть "первые начала  бытия и познания", к чему  философия стремилась еще со  времен своего возникновения.                 

         С именем  Огюста Конта связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".  
          Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.  
         Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им.

           Родоначальником позитивизма в социологии явился Огюст Конт. Считаю целесообразным сказать немного о его биографии для того, чтобы понять, с чего началось развитие позитивизма.

          Огюст Конт родился в Монпелье в 1798 г. в семье чиновника. Первая половина XIX в. -- чрезвычайно важный период в истории Франции. Быстрое развитие капитализма и становление новой классовой структуры общества сопровождались частой сменой форм политической власти. Росту богатства и власти буржуазии сопутствуют нищета и сила сопротивления рабочего класса. Развитие естествознания и техники сочетается с кризисом традиционных идеологических систем и напряженными философскими исканиями. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Революция 1830 г., Июльская монархия, Революция 1848 г., Вторая республика, Вторая империя -- основные политические вехи этого периода. [9, с. 383.]

          Все  эти события оказали влияние  на мировоззрение Конта. Рано  отойдя от принятых в отцовской  семье католицизма и монархизма, Конт выработал агностическую  установку по отношению к традиционной  религии.    Обстоятельства  личной жизни и деятельности  Конта были весьма неблагоприятны. После разрыва с Сен-Симоном  он никогда не имел работы  с постоянным заработком. Только  убеждение в своей пророческой  миссии, понимание своего труда  по созданию системы позитивной  философии как великого общественного  долга помогли Конту продолжить  научную и общественную деятельность.

          Выступая в Политехническом обществе с лекциями для рабочих, Конт завязал с ними личные контакты, а в 1848 г. на базе этой группы слушателей и примкнувших к ней студентов организовал Позитивистское общество, задачей которого было воспитание и обучение народа в духе позитивистского мировоззрения. В то же время Конт и его партия резко выступали против революционных действий парижского пролетариата. Не получив поддержки в условиях революционной ситуации ни от одной из борющихся сторон, Конт очутился в полной изоляции. Не увенчалось успехом и его обращение к интеллектуальной элите с призывом создать «партию порядка и прогресса». Умер Конт в 1857 г. одиноким, заброшенным.

          Несмотря на кажущееся противоречие между первым и вторым периодами творчества Конта, последнее базируется на одних и тех же идейных предпосылках. Идеи морального единения человечества, реорганизации общества на основе новой «религии» -- позитивизма, который в то же время является теорией социальной науки, проходят через все его произведения. Функции социальной науки, которую он стремился создать, и новой «религии» Конт считал тождественными, полагая, что может существовать «истинная», «научная» религия, или, что то же самое, моральная наука, выполняющая религиозные функции общественной интеграции. Отсюда вырастал один из основных характерных для его воззрения парадоксов.

          Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

 Позитивизм оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

            Позитивизм оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) - в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. [7, с. 608.]

             В конце 19 века позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал позитивизм, а также неудача всех попыток позитивизма доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции - появляется махизм (эмпириокритицизм). Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. и который является современным, третьим этапом в эволюции позитивизма.

          Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:

1. победа альтруизма над эгоизмом;

2. рост социальных чувств;

3. обеспечение легкой и приятной  жизни;

4. быстрое развитие материальной  культуры общества;

5. справедливость и мир. [14, с. 1]

          Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы.

          Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения общества как целого.

          Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики.

          В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную.

          Место Бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан.

          Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь.

          Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.

         Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не на ликвидацию частной собственности и неравенства, а на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.

1.2  Позитивизм, объект  и предмет контовской социологии

          Согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

          Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

          Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

          Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

          На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний. [6, с. 19.]

          Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

          Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика». Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно» использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано. конт социология позитивизм.

          Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г., в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том IV). Необходимость такого наименования, имея в виду специальное назначение этого тома (IV том «Курса», так же, как и V и VI тома, посвящен разработке социальной науки), надеюсь, извинит меня в данном случае, если я в последний раз воспользуюсь законным правом, которым, я думаю, я всегда пользовался со всей подобающей осмотрительностью, постоянно испытывая глубокое отвращение к привычке систематически вводить неологизмы» [8, с. 14.]. Впрочем, и после введения нового термина Конт наряду с ним продолжал использовать и старые для обозначения новой науки.

Информация о работе Позитивная социология