Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность и основные направления позитивизма в социологии, а также определить его характерные черты. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль и значение О. Конта в социологии как науки и появления позитивизма.
2. На основании теоретического анализа «позитивной» социологии Конта определить сущность позитивизма
3. Рассмотреть новые тенденции развития позитивизма.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Огюст Конт - основатель «позитивной» науки в социологии…….4
1.Сущность и основные направления позитивизма в социологии....4
2.Позитивизм, обьект и предмет контовской социологии……..……..8
3.Идейные истоки социологии Конта…………………………………13
Глава 2. Новейшие тенденции позитивистско-натуралистической социологии………………………………………………………………………15
2.1 «Реабилитация» позитивизма……………………………………15
2.2 Историческая судьба идеи Огюста Конта …………………......20
Заключение…………………………………………………………………........25
Список литературы……………………………………………………………..27
Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.
Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, - это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. [13, с. 43.] Для обозначения этой реальности он использует различные термины: «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и т.п. Человек по природе своей социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания.
Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независимым существованием и думающих, что они действуют согласно «своим личным импульсам». В действительности они постоянно участвуют в общем развитии, как правило, не задумываясь над этим. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом, иногда в весьма резких выражениях. Слова «личность», «личный» часто носят у него уничижительный оттенок.
Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая «воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы.. Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. По Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности; собственно, это одно и то же качество, взятое в первом случае - в пространственном, во втором - во временном аспектах.
Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.
Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и самая «реальная» социальная реальность. Конт исходит из концепции «расширяющегося общества», имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию «все более обширных ассоциаций». Структура и развитие общества в конечном счете определяются «фундаментальными законами человеческой природы», а социология включена в «позитивную теорию человеческой природы».
Образцом науки для позитивизма является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни. Конт стремится построить "позитивную" науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде "социальной физики". Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.
Учение об изменении социальных систем
Конт называет "социальной динамикой".
Представление
об общественном прогрессе является ведущим
в "социальной динамике" Конта. Развитие
и здесь совершается по "закону трех
стадий".
Теологическая стадия - до 1300 года - делится
на три этапа: фетишизм, политеизм и м
Третий раздел своей социологии Конт называет "социальной политикой". Основной ее тезис - это превращение "позитивной философии" в религию всего человечества.
Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. [15, с. 134.]
1.3 Идейные истоки социологии Конта.
Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение, как основу этой науки, а человека, как животное политическое. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или просто высоко им ценимых, нужно отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.
Первую значительную попытку целостного, основанного на «духе универсальности» рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, которого Конт называет «прославленным и рассудительным», он отмечает глубокий анализ разделения труда. «Мудрый» Тюрго также повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитил его закон «трех стадий», разделив культурный прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.
Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции обоих мыслителей, как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта: «Порядок и прогресс» опирается на идею порядка у де Местра и идею прогресса у Кондорсе, которого, между тем, Конт считал своим «духовным отцом».
Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это решительно отрицал. Трудно найти у Конта какую-либо идею, которая бы не присутствовала уже в какой-либо форме в сочинениях Сен-Симона. Можно сказать, что идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже само выражение «позитивная философия» Сен-Симон использовал еще в 1808 году, то есть задолго до основания Контом самой позитивной философии. Еще до Конта Сен-Симон в «Письмах Женевского обитателя» указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом. Сам жизненный и творческий путь Конта от проповедника новой науки до проповедника новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого также различаются три периода: научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал «новое христианство».
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, и средневековый католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же, как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. [2, с. 176.]
Глава 2. Новейшие тенденции
развития позитивистско-
2.1 «Реабилитация» позитивизма
В идейно-теоретических
спорах и дискуссиях, которыми так богата
западная социология двух последних десятилетий,
нередко высказывается мнение, что позитивизм
давно умер, утратив какое-либо воздействие
на общественную мысль. [12, с. 54-55.]. Для подобных
утверждений существуют определенные,
хотя и недостаточно веские, основания,
ибо термин «позитивизм» действительно
не часто употребляется в современной
западной литературе, в отличие от литературы
30-40-х годов, когда позитивистско-
Разразившийся в 60-70-е годы кризис западной социологии в сознании многих буржуазных ученых ассоциировался, в первую очередь, с недостатками позитивистской модели знания. Резкая и сокрушительная критика позитивизма, развенчание его претензий на научность и объективность, на создание точной и строгой системы социологического знания подорвали его авторитет и привели к тому, что «быть позитивистом» стало не модным. Однако не успели еще утихнуть споры, как позитивизм вновь появился на социологической арене, теперь уже в новом одеянии, но все с той же самой вечной идеей «научного метода», модифицированного с учетом ошибок прошлого и новейших достижений в естествознании.
Причины реабилитации позитивизма заключаются не только в свойственных западной социологии со дня ее основания ориентации на методологию естествознания, но главным образом в социально-экономических и политических условиях функционирования социального знания в капиталистическом обществе. Позитивистски ориентированная методология социального знания как никакая другая обеспечивает буржуазное государство «надежной информацией» и «научной экспертизой» по самым злободневным и жизненно важным вопросам. Усиление прикладной функции социального знания - одна из характерных черт современной западной социологии, обусловленная повышением роли науки во всех областях общественной жизни. Развитие технологической функции социального знания, воплощенной в социальной инженерии, способной быть идеологической и практической основой мелкого реформаторства, стабилизирующего современное капиталистическое общество, - это давняя мечта позитивистов, которая теперь, как кажется никогда ранее, близка к своей реализации. Расширение прикладных исследований, которые в США, например, превратились в быстро растущий сектор экономики, как раз и составило социально-экономическую базу для усиления позитивистских тенденций в 70-е годы. Позитивизм вновь занимает доминирующее положение в буржуазной социологии, но в то же время продолжает оставаться источником внутренних напряжений и конфликтов, подрывающих фундамент социальной науки.
Критический
анализ позитивистско-
Определение
предмета и исследовательской специфики
позитивистско-
Наглядный
тому пример - известная и все еще достаточно
влиятельная концепция структурного функционализма.
Т. Парсонса. Для сторонников Франкфуртской
школы, давних критиков и противников
позитивизма структурный функционализм
- типичный образец ПНС или, как они ее
именуют, «эмпирико-аналитической социологии»,
выражающей и инструментально-