Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 00:43, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей.
Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.
Проблема: каковы формы опеки попечительства над несовершеннолетними в условиях российского законодательства.
Цель: решение данной проблемы составляет цель курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства
1.1 Сущность понятия опека и попечительство……………………………….7
1.2 Установление опеки попечительства над несовершеннолетними………10
1.3 Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними……….………………………………………………….12
Выводы к главе…………………………………………………………………..16
Глава 2. Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
2.1 Практический опыт работы главного специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними……………………………………17
2.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32)………………………………………………………………………..…20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………..25
Таким образом, можно сказать, что существует различие между опекой и попечительством. При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.
1.3 Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются главным образом Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации [1], Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3], Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [4] и т. д. Согласно пункту «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. П. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Что касается Федерального закона «Об опеке и попечительстве», то в целом необходимо отметить, что закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов. Имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе национального законодательства и обеспечению доминирования кодифицированного правового материала было необходимо, не принимая отдельного Федерального закона об опеке и попечительстве, включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части первой Гражданского кодекса РФ «Граждане (физические лица)». Закрепление же норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве и Гражданском и Семейном кодексах [5]. Так, в частности:
Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки и попечительства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.
Выделение нормативного регулирования институтов опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из которых является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав и обязанностей опекаемых и подопечных лиц. Этому вопросу посвящена ст. 148 Семейного кодекса РФ. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.
Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства), на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов федерации право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.
Согласно Письму Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» [6] законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать:
Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона о «Об опеке и попечительстве» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [7]. Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Наконец, Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конкретизируя данное требование Основного закона, ч.5 ст.3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» содержит стандартную оговорку о приоритете международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.
Выводы к главе
Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности
опекуна. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, сугубо идеологические установки значительно влияли на судьбу детей.
Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан. Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраст 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными. Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца.
C помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.
За последнее время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения благодаря принятию ФЗ «Об опеке и попечительстве», в котором сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Закон оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки.
Глава 2. Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними
2.1 Практический опыт работы главного специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними.
Цель: Повышение эффективности реализации приоритетных направлений в деятельности органа опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних
Основные задачи:
Обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Совершенствование системы семейного восприятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Вопросы постоянного контроля:
- Выявление и устройство детей-
- Обеспечение временного
- Принятие конкретных мер по
защите прав и интересов детей
в случаях потери
- Исполнение опекунами (попечителями) возложенных обязанностей;
- Немедленное отобрание детей у родителей, лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе их жизни и здоровью;
- Обращение в суд с иском о лишении (ограничении в родительских правах) в интересах несовершеннолетних;
- Проведение обследования
- Проведение обследования
- Выдача согласия на усыновление (удочерение) несовершеннолетних;
- Осуществление подбора
- Разрешение разногласий между родителями по вопросам, касающихся воспитания и образования детей, исходя из интересов детей, разрешение споров об общении ребёнка с близкими родственниками, исходя из интересов детей и с учётом мнения его;
- Досудебная работа по разрешению споров о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка и спорах, связанных с воспитанием детей;
- Дача согласия родителям, родительские
права которых ограничены
- Выдача предварительных
- Закрепление за детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;