Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей.
Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.
Проблема: каковы формы опеки попечительства над несовершеннолетними в условиях российского законодательства.
Цель: решение данной проблемы составляет цель курсовой работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства
1.1 Сущность понятия опека и попечительство……………………………….7
1.2 Установление опеки попечительства над несовершеннолетними………10
1.3 Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними……….………………………………………………….12
Выводы к главе…………………………………………………………………..16
Глава 2. Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
2.1 Практический опыт работы главного специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними……………………………………17
2.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32)………………………………………………………………………..…20
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

- Разрешение разногласий, возникающих  в замещающей семье;

- Освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей и принятие необходимых мер для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в случаях ненадлежащего выполнения лежащих на нём обязанностей (в том числе использования опеки в корыстных целях либо оставление подопечного без надзора и присмотра;

- Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства защиты прав несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер;

- Осуществление контроля и надзора  за деятельностью опекунов, попечителей, приёмных родителей, условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- Работа с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих собственного жилья или закреплённого, по реализации своего права на жильё.

                       Совместная работа с КДН и ЗП, ОДН ОВД

 

1.

Рейды по семьям, находящимися в социально опасном положении.

по мере необходимости,

согласно плана КДН и ЗП

2.

Организация работы по своевременному выявлению детей, не имеющих надлежащих условий для воспитания, проживания.

ежемесячно

3.

Участие в работе районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1 раз в месяц

4.

Участие в районном Совете родительской общественности

по плану комитета


 

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

 

 

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год 

Число усыновленных (удочеренных) детей, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства

2729

2778

2925

3079

3236

3272

Число детей, переданных под опеку и попечительство на безвозмездной основе, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства

13040

13454

14051

12702

11075

9030

Число детей, переданных под опеку и попечительство на возмездной основе (по договору о приёмной семье), состоящих на учёте в органах опеки и попечительства

74

235

907

1980

3631

5562


 

2.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32).

Семейный центр создан  в рамках решения подпрограммы «Право  ребёнка на семью на 2011-2013годы» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы»  при содействии «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Семейный центр  является структурным подразделением  государственного казенного образовательного учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  «Детский дом (смешанный) №32».

Центр создан на основании приказа министерства образования Ставропольского края  от 16.05.2011года №351-пр «О реализации  грантовых мероприятий  «Право ребёнка на семью»  в 2011г. и приказа  директора детского дома №67 от 20 мая 2011года.  В своей деятельности Центр руководствуется международным, федеральным, региональным  законодательством в сфере  охраны прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а Положением о Семейном центре, локальными актами, приказами,  распоряжениями директора детского дома.

Основными целями и задачами деятельности Центра являются:

- реализация приоритетного  права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;

- восстановление в родительских  правах родителей, лишенных родительских  прав, возврат воспитанников в  биологические семьи, либо определение  воспитанников на воспитание  в замещенные семьи;

- психолого-педагогическая  подготовка детей к помещению в замещающую семью, в том числе через повышение толерантности у воспитанников.

- подготовка кандидатов  в замещающие родители, в том  числе через повышение грамотности  замещающих семей;

- осуществление  социально-психолого-педагогического  сопровождения замещающих семей;

- взаимодействие с государственными, муниципальными, правоохранительными  органами власти и управления, коммерческими и некоммерческими  юридическими лицами, общественными  организациями по вопросам семейного  устройства детей-сирот и детей, проведения информационных компаний, направленных на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Достигнутые результаты: Разработанный материал информационного характера  используется  для работы с кандидатами в замещающие родители, а также распространяется при содействии социальных партнёров. Разработанные раздаточные материалы пользуются спросом у кандидатов в замещающие родители, т.к. могут использоваться ими в любое время после прохождения обучения в школе приёмных  родителей и содержат ответы на многие вопросы, которые могут возникнуть в будущем. Информационно-рекламная компании способствует развитию семейных форм устройства,  сообщает населению о  детях, нуждающихся  в устройстве в замещающие семьи.

Подготовка детей к помещению  в замещающую семью и самостоятельной жизни:

- Психологом проведены беседы о семье «Семья для каждого ребёнка», «Хочу в семью»;

- разобран материал  Конвенции о правах ребёнка  с воспитанниками старшего возраста  по правовому воспитанию «Права  и обязанности детей»;

- проведена профилактическая  беседа по правам и ответственности  несовершеннолетних совместно со  следователем следственного отдела  прокуратуры г. Пятигорска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Деятельность Семейного Центра очень плодотворна. Информация о Семейном центре прозвучала 3 раза в телевизионных СМИ, статьи о центре и  воспитанниках опубликованы в 2 газетах, опубликованы статьи в 3 выпусках журнала «Няня КМВ», 2 статьи в журнале «Экспертиза власти». Активное взаимодействие со средствами массовой информации различных форм позволило расширить круг проинформированного населения о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью устройства их в семьи граждан.

Воспитанники информированы о правах и обязанностях несовершеннолетних, и формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством России. Результаты, полученные в ходе обработки данных психологических диагностик, использовались при составлении характеристик детей, оставшихся без  попечения родителей, а в дальнейшем для  составления банка данных и индивидуальных информационных буклетов о детях. Составлены рекомендации для педагогического коллектива, работающего с каждым конкретным ребенком. Дети стали более раскрепощёнными и уверенными в себе, снизился общий уровень психологического напряжения и тревожности. Благодаря индивидуальной и групповой  работе с воспитанниками, был облегчён процесс их адаптации в новом коллективе, а также устранено напряжение и чувство неполноценности при общении с новыми знакомыми, сверстниками и взрослыми (представителями социальных партнёров), особенно важным это стало для воспитанников  –  активных участников мероприятий в детском доме и вне его, воспитанники детского дома стали лауреатами многочисленных конкурсов городского и межрегионального уровня, приобрели новых друзей и наставников в различных сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 1996.,в ред. Федерального закона от 21.04.2008 №49-ФЗ

2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации, №13, 1999

3. ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Российская газета, №9, 1996

4. Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123) // Собрание законодательства Российской Федерации, №11, 2002

5. Чашин А.Н..Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве»  от 21 апреля 2008 года №48-ФЗ / - М.: Дело и Сервис, 2009., С.32

6. Письмо от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06  «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, №12, 1999

8. Вышкина С.В. Защита прав  несовершеннолетних при приватизации  жилья // Законодательство, №3. 2000.

9. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 2007.

10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998.

11. Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал русского права, № 3. 2000.

12. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 2007.

13. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2008.

14. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2004.

15. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 2009.

16. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2005

17. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации 2007 год”. М., 2002.

18. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 27 мая  1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ.    № 7. 1998.

19. Беспалов Ю. Причинитель вреда – несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 2006.

20. Лозовая И.В.Опека и попечительство: главные  вопросы. //  Право и власть.  2008,  №6.

21. Гражданский кодекс РФ. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними