Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:46, контрольная работа
Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.
С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – «страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).
Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы;
Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стаж включаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Непрерывный трудовой стаж ликвидирован.
Задача 3
Белоусова в 55 лет оформила пенсию по старости. В 61 год Белоусова в результате аварии стала инвалидом и обратилась за назначением пенсии по инвалидности.
1 Имеет ли Белоусова право на пенсию по инвалидности и почему?
2 Имеет ли Белоусова право на пенсию по инвалидности и пенсию по старости и почему?
Ответ: 1 Статья 23. Инвалидность и ее группы
Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности.
Гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается инвалидность I группы, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и II группы, если они не нуждаются в таком уходе.
Гражданам, утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично, устанавливается III группа инвалидности.
Статья 24. Определение инвалидности, ее группы, причины и времени наступления. Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления, определяются врачебно - трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), действующими на основании положения, утверждаемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Период, на который устанавливается инвалидность. Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости;
2) участникам Великой
Отечественной войны. Им могут
устанавливаться пенсия по
3) родителям военнослужащих,
проходивших военную службу по
призыву, погибших (умерших) в период
прохождения военной службы
4) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);
5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" накопительной части трудовой пенсии.
Задание 3
Раскройте правовые основы социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей
Ответ: Виды социальной поддержки, установленные законодательством для ВИЧ-инфицированных и членов их семей, можно классифицировать несколькими способами. В основе деления могут лежать:
1 Источник финансирования мероприятий по социальной поддержке. Как было отмечено, целью реформы 2004—2005 гг. являлось перераспределение финансирования между Российской Федерацией и ее субъектами. Средства федерального бюджета предоставляются в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции для финансового обеспечения мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность финансировать мероприятия по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, осуществляемые учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации принимаются целевые программы, направленные на предотвращение распространения этого заболевания и рассчитанные на определенные периоды;
2 Субъекты, которым предоставляется социальная поддержка. В соответствии с Законом о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции социальная поддержка может быть оказана следующим лицам: ВИЧ-инфицированным, в том числе несовершеннолетним; членам семей ВИЧ-инфицированных; родителям (законным представителям) ВИЧ-инфицированных детей; лицам, подвергающимся риску заражения ВИЧ при исполнении своих служебных обязанностей.
Право на социальную поддержку в случае ВИЧ-инфицирования имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории нашей страны;
3 Содержание мероприятий по социальной поддержке. Это основание представляет наибольшую сложность, поскольку в Законе о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции социальная поддержка рассматривается чрезвычайно широко. Закон гарантирует, что ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами, которые могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом, и несут обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное положение ст. 5 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции раскрывается в его же ст. 17, которая устанавливает, что не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции. Таким образом, социальная поддержка ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации охватывает весь комплекс гражданских, политических и социально-экономических прав личности в Российской Федерации.
Государство гарантирует предоставление социально-бытовой помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификацию и трудоустройство.
Что касается государственной социальной помощи, то право на нее возникает у ВИЧ-инфицированных и членов их семей на общих основаниях, т. е. в том случае, если они являются малоимущими.
Дополнительные меры социальной поддержки в области образования могут быть предоставлены только ВИЧ-инфицированным детям, поскольку в соответствии с действующим законодательством они являются инвалидами, а, следовательно, имеют право на поступление в образовательные учреждения вне конкурса.
Социальная поддержка членов семей ВИЧ-инфицированных состоит в запрете ограничения их жилищных и иных прав и законных интересов. Основные жилищные права граждан закреплены в ст. 40 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен его. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Законодатель не рассматривает ВИЧ-инфекцию как основание для улучшения жилищных условий ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
В сфере трудоустройства, занятости, профессиональной подготовки и переквалификации ВИЧ-инфицированным также предоставляются лишь основные права, поскольку эти лица не относятся к тем категориям граждан, в отношении которых государство берет на себя дополнительные обязательства по обеспечению занятости.
Родители (представители) ВИЧ-инфицированных детей имеют право на совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре медицинского учреждения с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию; время ухода за ВИЧ-инфицированным ребенком включается в общий трудовой стаж. Однако Федеральный закон № 122-ФЗ исключил с 1 января 2005 г. из перечня мероприятий социальной поддержки право на безбилетный проезд одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, инфицированного ВИЧ, при его сопровождении к месту лечения и обратно. Также родители или иные законные представители несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ, лишились права на внеочередное предоставление жилья, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и несовершеннолетний проживает вместе с ними.
В соответствии со ст. 18 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей. Проведенный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в нем весьма широко трактуется понятие социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей, поскольку оно охватывает как выплату пособий, так и предоставление дополнительных прав в сфере труда, занятости, образования, государственного страхования при возмещении вреда. Перечисленные мероприятия скорее относятся к социальной защите, и то только в том случае, если рассматривать это понятие не как отраслевое, а как общеправовое — как реализацию социальной политики государства. Такой широкий подход свидетельствует о серьезных недостатках законотворческой работы. Замена одним термином понятий разного уровня и содержания негативно отразилась на правоприменительной деятельности государственных органов социальной защиты всех уровней и в целом привела к ухудшению правового положения указанных категорий граждан.