Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры, формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие социального обеспечения и социальной защиты.
1.1 Понятие социального обеспечения
1.2 Функции социального обеспечения
1.3 Социальное обеспечение и социальная защита
2. Характеристика пособия по временной нетрудоспособности.
2.1 О расчете пособия по временной нетрудоспособности
2.2 О Законе N 255-ФЗ

Задача 1
Задача 2
Список литературы

Файлы: 1 файл

Право социального обеспечения.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Вывод, на наш взгляд, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена прежде всего на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.

Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных, отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства -- защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания Для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития -- совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Весьма характерно, что термин «социальная защита» при этом иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, таких, как:

Трудовое право -- это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения.

Гражданское право -- государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право -- вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право -- это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право -- это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

Исходя из изложенного совершенно очевидно, что приятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

 

 

 

 

 

 

 

2.Характеристика пособия по временной нетрудоспособности

 

Пособие по временной нетрудоспособности – это определенная денежная выплата, которая осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и компенсирует утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по другим социально значимым причинам, предусмотренным ФЗ.

Это основное пособие, которое назначается всем работающим по найму независимо от места работы, ее характера, системы, порядка оплаты труда, а также другим лицам, при условии, что они в период работы подлежали обязательному социальному страхованию.

Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает уработника, во-первых, в результате нетрудоспособности в период работы, в том числе во время испытания и дня увольнения. Лица, заболевшие во время следования к месту работы, имеют право на пособие, если в этот период они имели право на заработную плату, суточные или на оплату стоимости расходов по переезду.

Во-вторых, право на пособие возникает в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листом. Больничный лист, выданный в установленном порядке, является единственным документом, на основании которого выплачивается пособие.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается:

1) в случае болезни самого работника;

2) в случае его санаторно-курортного  лечения;

3) при болезни члена семьи в  случае необходимости ухода за  ним;

4) при временном переводе на  другую работу в связи с  заболеванием туберкулезом или  профзаболеванием;

5) при протезировании с помещением  в стационар протезно-ортопедического  предприятия. По общему правилу  пособие выдается с первого  дня утраты трудоспособности  и до ее полного восстановления  или установления инвалидности, даже если в этот период времени соответствующий работник был уволен.

При бытовой травме пособие выдается с шестого дня нетрудоспособности. Если травма была результатом стихийного бедствия или анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листом.

Работающим инвалидам пособие выдается до четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

Пособие временным и сезонным работникам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается на общих основаниях, а вследствие других причин – не более чем за семьдесят пять календарных дней.

При наступлении временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания размер пособия всегда составляет 100 % заработка независимо ни от каких-то дополнительных обстоятельств.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист или листок нетрудоспособности.

Больничный лист является подтверждением временной нетрудоспособности для граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, работающих на территории РФ.

Больничные листы выдаются также безработным и бывшим военнослужащим срочной службы и гражданам, у которых нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения со службы или увольнения сработы по уважительным причинам.

Листок нетрудоспособности, а в отдельных случаях справки установленной формы (учащимся), выдаются указанным лицам при заболеваниях и травмах, на период медицинской реабилитации, при необходимости ухода за больным членом семьи, ребенком, на период карантина, при отпуске по беременности и родам, при протезировании в условиях протезно-ортопедического стационара.

Право выписывать листки нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранении на основе специального разрешения (лицензии) на проведение экспертизы временной нетрудоспособности при предъявлении гражданином документа, удостоверяющего личность.

При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает больничный лист единолично и единовременно на срок до десяти календарных дней и может продлить его до тридцати календарных дней. Врачи, которые занимаются частной медицинской практикой вне лечебно-профилактического учреждения, вправе выдавать документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность на срок не более тридцати дней.

Если временная нетрудоспособность длится более тридцати дней, то решение вопроса о дальнейшем лечении принимается клинико-экспертной комиссией (КЭК), назначаемой руководителем медицинского учреждения.

Документ, удостоверяющий нетрудоспособность при заболеваниях (травмах), должен оформляться в день установления нетрудоспособности, в том числе в праздничные и выходные дни.

При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет больничный лист выдается со дня окончания указанных отпусков.

При одновременном заболевании двух и более детей выдается один листок нетрудоспособности по уходу за ними. Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу за хроническими больными в период ремиссии, в период очередного отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.

Важность и необходимость такого вида социального обеспечения, как пособие по временной нетрудоспособности очевидна. В системе социального обеспечения пособие по временной нетрудоспособности играло раньше и играет сейчас очень важную роль. В нем может возникнуть необходимость у каждого человека и при соответствии правилам предоставления данного пособия гражданин имеет право его получить.

 

2.1 О расчете пособия по временной нетрудоспособности

 

"Финансовые  и бухгалтерские консультации", N 8, август 2007 г.

Основанием для разработки и утверждения в июне этого года Положения о порядке исчисления пособий стало принятие в конце 2006 г. Закона N 255-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2007 г.

В принципе, в законодательных и исполнительных органах власти неоднократно возникал вопрос о том, чтобы законопроекты представлялись одновременно с пакетом необходимых подзаконных актов. Однако до настоящего времени эта практика не получила широкого распространения. Также и утвержденное Положение должно было быть принято не позднее января текущего года (с тем, чтобы при расчетах с застрахованными лицами за январь все вероятные вопросы были бы сняты).

 

2.2 О Законе N 255-ФЗ

 

Напомним основные изменения, внесенные Законом N 255-ФЗ в порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности: при расчете пособия теперь учитывается не непрерывный трудовой стаж (как это было ранее), а страховой. С 2007 г. порядок определения страхового стажа регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; пособие рассчитывается из количества календарных дней временной нетрудоспособности (а не рабочих, как это было ранее). Совместители получили право получать пособие, как по основной, так и по совмещаемой должности (месту работы). Кроме того, перечень лиц, имеющих право на получение пособия по временной нетрудоспособности, несколько расширен за счет включения в него также лиц, осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду. Вместе с тем пособие не назначается (и не выплачивается) за период заключения под стражу или административного ареста.

С принятием Закона N 255-ФЗ фактически утратило силу ограничение, действовавшее в 2006 г.: если в течение последних 12 календарных месяцев работник не отработал трех месяцев, пособие не может превышать минимальный размер оплаты труда. Данный вопрос разъяснен в письме ФСС России от 14 февраля 2007 г. N 02-13/07-721 следующим образом.

Статьями 7 и 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев, то пособие выплачивается ему в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом. Эта новая норма применяется к лицам, которые на момент наступления страхового случая имели продолжительность страхового стажа менее шести месяцев. В связи с этим нормы, установленные Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году," применялись только в 2006 г. и не распространяются на страховые случаи, наступившие в 2007 г.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ пособие при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности). Другими пунктами ст. 6 указанного Закона установлены ограничения по предельной продолжительности периода, за который пособие может быть выплачено (как по указанным, так и по иным основаниям).

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования по социальной защите временно нетрудоспособных граждан, оценке опыта правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности в современных экономических условиях, по определению роли и места данных пособий в системе российских пособий и проведению сравнительного анализа научной теории, законодательства советского периода и современной России, можно сделать следующие основные выводы.

В современных условиях, характеризующихся расслоением общества на богатых и бедных, снижением жизненного уровня населения, возрастает роль социальной защиты как системы правовых, экономических и организационных мер, направленных на гарантированное материальное обеспечение граждан в случаях, предусмотренных законом.

Социальная защита временно нетрудоспособных граждан рассматривается как социально-правовое средство решения проблемы защиты граждан при наступлении различных неблагоприятных по последствиям жизненных ситуаций, как социально-правовое средство удовлетворение человеческих потребностей в выживании, безопасности и стабильности.

В ходе проведенного исследования можно заключить, что наличие системы социальной защиты временно нетрудоспособных граждан в России, является важным социально-правовым средством.

Это объективно существующая система правовых норм, которые оказывают регулятивное, охранительное и иное социально-правовое воздействие на комплекс общественных отношений, входящих в предмет права и социального обеспечения, по восстановлению утраченного материального положения застрахованных лиц за счет страховых взносов, удовлетворению потребностей работающих в выживании, безопасности и стабильности.

Каждый отдельный вид социальной защиты можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельное социально-правовое средство, с помощью которого решаются задачи компенсации утраченного заработка дохода.

Нужно отметить, что современное общество постоянно меняется и, в связи с этим необходимо иметь в виду перспективу модернизации социальной защиты. Это является принципиальным для благополучного существования всех граждан Российской Федерации.

Информация о работе Право социального обеспечения