Правовая культура молодежи как объект социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:27, статья

Описание работы

В статье на основе материалов проведенного исследования уровень
правовой культуры молодежи в новых социальных условиях анализируются и определяются
ценностные факторы, влияющие на нее. Правовая культура личности отражает характер и
степень правового развития личности, основанного на преимуществах позитивного
правосознания, реализующегося в активной творческой правоприменительной деятельности,
и выступает как ценностное ядро общественной правовой культуры.
Правовая культура отражает объективные потребности в совершенствовании
социального управления и обязательных механизмов реализации интересов гражданского
общества,

Файлы: 1 файл

Правовая культура молодежи как объект.docx

— 47.17 Кб (Скачать файл)

воспринимаются ею как собственные  жизненные установки.

Основной содержательный смысл  правовой культуры индивида, по мнению

диссертанта, заключается в приобщении индивида к правовым нормам, к ценностям, к

правовой культуре и практике в  целом.

В качестве целей правовой культуры следует назвать выработку у  личности лояльного

отношения к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения; интеграцию

личности в социальную систему, ее подготовку к полноценному и продуктивному

существованию, к функционированию в структурах гражданского общества и государства. А

также предполагаются оценка непосредственной реализации норм в юридической практике,

выработка отношения к правовым институтам и учреждениям; усвоение личностью

социальных ценностей, специальное  формирование правовых представлений  и навыков

исполнительного поведения, формирование правосознания личности.

Несмотря на то, что правовые знания и правовая информированность являются

важным компонентом индивидуального  правосознания, основное внимание в  рамках

настоящего исследования было уделено  анализу правовых ценностей и  установок

представителей молодежи. Правовое сознание воздействует на поведение  людей, выступая в

качестве регулятора этого поведения. Необходимо учитывать, что правовая информация,

адресованная конкретному индивиду, влияет на его поведение и находится в тесной

взаимосвязи с иной разнообразной  социальной информацией, проходящей через  призму его

мировоззрения и культуры, через  его потребности и интересы, индивидуальные черты

психики. Элементы поведения личности определяются не самими правовыми нормами  и

содержащимися в них предписаниями, а представлениями об этих нормах и предписаниях,

определенном ценностном отношении  к ним, сложившимся в индивидуальном

правосознании. Результаты исследований свидетельствуют о

высокой активности молодежи региона  в стремлении самостоятельно получить необходимые

юридические сведения, а также о  том, что эта группа населения  отличается высокой

потребностью в получении и  использовании правовой информации, осознании ее важности.

В заключение можно также констатировать, что правовая

культура отражает объективные  потребности в совершенствовании  социального управления

и обязательных механизмов реализации интересов гражданского общества, помогает сделать

их средством оценки соответствия стандартов поведения нормам права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути повышения правовой культуры российского общества

 

Аннотация. В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового

воспитания и просвещения граждан  Российской Федерации, включающей в  себя

государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения,

предлагаются пути повышения правовой культуры российского общества.

 

Современное российское общество переживает глубокий духовный кризис,

вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в

правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое

бескультурье стали процветающими  в современном обществе явлениями.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о  среднем

уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во

многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны

тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий

доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных  форм вовлечения

граждан в правотворческую и  правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве  и правопорядке государство должно

использовать все имеющиеся  в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу,

церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные  заведения.

Основным элементом целенаправленного  воздействия на развитие личности является

правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно

должно начинаться в школе и  продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить

внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет  образован и

воспитан молодой человек, зависит  будущее России.

Результаты опроса респондентов продемонстрировали, какие общественные

институты оказывают наибольшее влияние  на рост правовой культуры в обществе. По

мнению респондентов в возрасте 16-20 лет, наибольшее влияние оказывают  школа и

молодежные ориентации (97,8%), СМИ (88,8%), работа органов культуры в этом отношении

менее эффективна – (5,4%,), деятельность органов милиции и прокуратуры  – (9%). Для

респондентов старше 25 лет наиболее влиятельными факторами формирования правовой

культуры являются школа и молодежные организации – 86,5%, органы милиции  и

прокуратуры – 81,7%, политические партии и общественные организации – 48,1%.

Тем не менее 64% молодежи считают, что правоохранительные органы не только не

защищают их интересы, но, напротив, выступают их врагом. Наблюдается  явное

противоречие в осознании права  и закона, когда последний часто ассоциируется с насилием.

В последнее время наблюдается  заметное увеличение количества правонарушений,

совершенных несовершеннолетними [1].

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные

институты – семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные

органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть

объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться

законодательно.

К сожалению, воспитательная составляющая плохо просматривается в содержании

законодательства, например, уголовного и административного. Даже в таких  нормативных

актах, как Федеральные законы «Об  образовании» и «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании», воспитательная составляющая отчетливо не

прослеживается. Некоторые новые  перспективы правовоспитательного процесса связаны с

Приказом Министерства образования  РФ «Об утверждении федерального компонента

государственных образовательных  стандартов начального общего, основного  общего и

среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен

общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта. В

нем впервые определен правовой статус учебной дисциплины «Право», прописаны основные

темы, необходимые для усвоения школьниками, определены цели и задачи каждого этапа

образования, обязателен минимум правовых знаний, а также сформулированы требования к

уровню правовой подготовки выпускников  школ [3]. Однако эти изменения касаются только

обучения, в то время как правовоспитание отходит на второй план, а правовоспитательная

работа носит бессистемный характер и держится на энтузиазме педагогов  и юристов.

Что касается взрослого населения  России, здесь также в первую очередь  возникает

проблема «правового минимума»  – обязательного уровня знания права, которым должен

обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования

показывают, что примерно треть  россиян не ориентируются в нормах законодательства,

знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них

подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона,

затрудняет справедливое и своевременное  решение вопросов, возникающих у  граждан в

социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на

эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также  на состоянии

общественного порядка и преступности.

К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют

разобщенно. В настоящее время  практически не ведется последовательная пропаганда

действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся, как

правило, бессистемно, без учета  состояния законности и правопорядка, а также потребности

населения в тех или иных юридических  знаниях. Средства массовой информации зачастую

демонстрируют пренебрежительное  отношение к праву, правовым принципам,

законодательным нормам, во многих публикациях  и выступлениях бросается в глаза  низкий

правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и  политические деятели нередко

допускают в своих высказываниях  примиренческое отношение к фактам нарушения

законности, существования организованной преступности и коррупции [1].

Необходимо отметить, что состояние  правовой культуры общества во многом

определяется степенью участия  профессионалов-юристов в работе по формированию

правосознания граждан, а также  их собственным уровнем культуры. Правовое воспитание и

пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов,

ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми  средствами.

В советские времена, в годы перестройки  в России немало делалось для правового

информирования граждан, повышения  их правовой культуры: велась активная лекционная и

издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа

правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом

воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их

служебная обязанность. А между  тем имеет смысл вернуться  к разъяснению действующего

законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием

в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по

телевидению и радио.

Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого

является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является

организованный в 1999 году на базе Тульской областной библиотеки Публичный  центр

правовой информации. Это один из первых в России центров, основной задачей  которого

является обеспечение конституционного права граждан на получение официальной,

исчерпывающей и оперативной правовой информации. Особая роль в работе центра

отводится воспитанию молодежи Тульского  региона. В нем была открыта «Школа правовых

знаний для всех». На базе этой школы  проводятся различные мероприятия  с участием

сотрудников УВД, Комитета по делам  молодежи Управы города, корреспондентов

телевидения, преподавателей юридического колледжа, настоятелей храмов Тулы и области.

Занятия проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, подкрепленных

иллюстрированными выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. На примере

жизненных реалий специалисты знакомят слушателей с основами юридических  знаний,

которые помогают каждому защитить свои законные права и права своих близких,

обеспечить юридическую защиту профессиональной деятельности [3].

Успешное решение задач правового  воспитания неразрывно связано с  активной

научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения  граждан,

внедрением рекомендаций юридической  науки в повседневную практику

правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только

практические модели правовоспитательной  деятельности, но и теоретические  основы

проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы

взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались  различные

аспекты деформации правосознания  граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных

исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового  воспитания и

юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-

социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий  граждан

как в целом по стране, так и  в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких

исследований могло бы предусматриваться  в деятельности центральных юридических

ведомств, Министерства образования  и науки РФ, а также их научно-исследовательских

учреждений. Активное участие в  их реализации могут принять юридические  и

педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и  большее

воспитательное значение имеет  и вся повседневная практическая деятельность юридических

органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к  действующей

правовой системе формируются  не только в результате ознакомления с законодательством и

другими нормативными актами, но в  значительной мере в зависимости  от информации о

работе правоохранительных органов  и учреждений. Сегодня становится очевидным, что

совершенствование деятельности юридических  органов невозможно без существенного

повышения общей и правовой культуры самих юристов.

К сожалению, в последние годы престиж  правоохранительных органов заметно  упал.

Так, согласно опросам общественного  мнения, лишь 21% населения России доверяет

Информация о работе Правовая культура молодежи как объект социологического исследования