Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:27, статья
В статье на основе материалов проведенного исследования уровень
правовой культуры молодежи в новых социальных условиях анализируются и определяются
ценностные факторы, влияющие на нее. Правовая культура личности отражает характер и
степень правового развития личности, основанного на преимуществах позитивного
правосознания, реализующегося в активной творческой правоприменительной деятельности,
и выступает как ценностное ядро общественной правовой культуры.
Правовая культура отражает объективные потребности в совершенствовании
социального управления и обязательных механизмов реализации интересов гражданского
общества,
милиции, а на вопрос «Можете ли Вы или ваши близкие пострадать от произвола
правоохранительных органов?» 68,5% россиян отвечают, что «это вполне может случиться»
[4]. Отрицательное отношение к
правоохранительным органам
публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей
порядка, фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а
милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними,
называют «ментами».
При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо
уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное
влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры,
несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих
публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ.
Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в
отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ
наглядно демонстрируют
отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений:
от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм
(пренебрежение к праву) к
правовому негативизму (
основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву [5].
В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной,
взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской
Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и
общественные объединения, было бы целесообразно:
1) Министерству Юстиции РФ
населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области
правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
2) разработать и принять Указом
Президента Российской
программу развития правовой культуры в стране;
3) создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого
должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино,
телевидения, представители научных
и учебных юридических
орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения,
обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и
организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи,
определением наиболее актуальных
направлений
разработкой рекомендаций и методических указаний;
4) разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ
специального курса по изучению
основ российского
практику подготовки преподавателей права;
5) разработать и осуществлять
конкретные мероприятия по
пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного
участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
6) организовать сеть
помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому
законодательству;
7) определить объем юридических знаний, которыми должны обладать
специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению
правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
8) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых
справочников и комментариев для населения;
9) создать единые центры
вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых
актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан,
предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер[6].
Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет
повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня
правосознания граждан.
Предисловие
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Укрепление
молодого правового государства, развитие
демократии в Республике Беларусь во
многом зависят от уровня правового
сознания населения, от правильного
понимания каждым гражданином своих
прав и свобод, умения их использовать,
от готовности исполнять свои обязанности,
поступать всегда в соответствии
с законом. Поэтому дальнейшее упрочнение
правовой основы государственной и
общественной жизни обуславливает
необходимость улучшения
Основной целью настоящего учебно-методического пособия является формирование у студентов и учащихся высокого уровня гражданской культуры и правовых знаний. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- ознакомление с основными направлениями правовой, идеологической и воспитательной деятельности, реализуя Концепцию и государственную программу воспитания;
- формирование навыков, умений правомерного поведения личности и самостоятельной правовой оценки действительности;
- содействие росту профессионализма, формированию ключевых личностных качеств (нравственности, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия);
- координация взаимодействия участников педагогического процесса в осуществлении правовой, идеологической и воспитательной деятельности;
- утверждение в сознании молодого гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства;
- формирование необходимого уровня правовых знаний, а также высокой правовой активности;
- развитие творческого участия личности в применении норм права и их совершенствовании.
Методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся (студентов)
В соответствии с действующим законодательством в процессе работы куратору рекомендуется:
- содействовать становлению личности, духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию студента;
- формировать
в студенческой среде
- совершенствовать политическую, правовую и нравственную культуру учащихся (студентов), воспитывать уважение к законодательству Республики Беларусь, проводить профилактику противоправного поведения;
- оказывать помощь учащимся (студентам) в усвоении и выполнении установленных норм и правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей;
- развивать традиции колледжа, формировать у учащихся(студентов) добросовестное отношение к учебе, трудолюбие, содействовать их дальнейшей профессиональной ориентации;
- формировать сплоченный коллектив студенческой группы, содействовать работе органов студенческого самоуправления, общественных молодежных объединений, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
- развивать и углублять навыки здорового образа жизни, бытовой, эстетической и экологической культуры учащихся (студентов), культуры семейных отношений;
- содействовать
организации культурного
- взаимодействовать и координировать усилия с педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателем, медицинскими работниками, родителями, иными заинтересованными с целью создания в группе морально-психологического климата, благоприятного для сотрудничества и взаимопомощи. Для реализации этих направлений куратору необходимо знать теоретические основы права. Настоящее пособие содержит необходимый минимум правовой информации, с которой следует ознакомиться куратору для организации проведения кураторских часов по предложенным темам. Для подготовки наиболее интересных бесед и дискуссий представленным в пособии материалом могут воспользоваться как преподаватели колледжа, так учащиеся (студенты). В помощь куратору авторы пособия в конце каждого раздела приводят актуальные проблемные вопросы для обсуждения с целью проведения содержательных дебатов в группе. Для наиболее полного ознакомления с предложенными темами кураторы и учащиеся (студенты) могут воспользоваться нормативными правовыми источниками, а также современной литературой различных авторов, указанными в библиографическом списке. Полагаем, что материалы, содержащиеся в настоящем учебно-методическом пособии, будут способствовать воспитанию гражданской и правовой культуры в сознании молодых граждан на высоком теоретическом и практическом уровнях.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В последние годы теория правового воспитания молодых граждан активно развивается юридической наукой. Воспитание молодежи осуществляется в рамках единой, всеохватывающей системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое и т. д. Каждый из этих отдельных воспитательных процессов обладает рядом особенностей, вытекающих из специфических воспитательных форм, средств, методов и принципов. И если общим для всех этих видов воспитания служит объект воспитания –личность с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из них выступает соответствующий способ воспитания. Важным критерием разграничения разнообразных воспитательных процессов выступает также та или иная форма сознания, поскольку каждый в отдельности воспитательный процесс затрагивает не все сознание человека, а только определенную его форму. Так, нравственное воспитание связано с нравственной формой сознания, политическое – с политической, эстетическое – с эстетической и т. д. Правовое воспитание связано с такой специфической формой сознания, как правовое. Правовое воспитание – важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Под правовым воспитанием понимается целенаправленный, организованный, управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных право воспитательных форм и средств. Правовое воспитание выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая – в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов. В юридической литературе последних лет было высказано мнение о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач. Такой подход, безусловно, правилен. Но при этом всегда необходимо выделять и обращать особое внимание на главное, основное направление правового воспитания, на стратегическую задачу, которая заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности. Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по нашему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании учащейся молодежи нашего государства такой совокупности, которая включала бы:
а) знание основных нормативных правовых актов, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни. Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности правовоспитательной работы. Следовательно, правовое воспитание представляет собой планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию молодых граждан Республики Беларусь, который проявляется во всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой науки, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения.
Информация о работе Правовая культура молодежи как объект социологического исследования