Правовая ментальность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Содержание работы

План
1. Понятие массового правосознания. Его структура 3
1.1 Понятие правосознания 3
1.2 Сущность массового правосознания 4
1.3 Структура правосознания 6
Библиографический список 9
2. Этапы формирования русского правового менталитета 10
Библиографический список 15
3. Сущность антропологического подхода к юридическим проблемам 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

Менталитет вар 4.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

План

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие массового правосознания. Его структура

1.1 Понятие правосознания

Существуют различные  формы общественного сознания, с  помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.

Правосознание находится  в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного  сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и  правовая действительность в целом  получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

носителем правосознания  является человек или общность людей;

она отражает государственно-правовые явления;

выражается посредством  эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь  с окружающей действительностью;

тесно взаимодействует  с другими формами общественного  сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

1.2 Сущность массового правосознания

 

Массовое (общенациональное) правосознание производно от индивидуального  и группового, является его результатом.

Специфика массового  правосознания как автономного  правокультурного явления, не сводимого  к общественному правосознанию, состоит в том, что оно включает совокупность представлений, идей, чувств, переживаний, психологических реакций, мотиваций, имеющих массовидно-типичный характер для данного общества конкретной исторической эпохи. Ему присуща ярко выраженная историческая детерминированность, так как оно аккумулирует сформировавшиеся в течение длительного хронологического периода стереотипизированные образцы правоаксиологических ориентаций и представлений. Как интегративный феномен массовое правосознание представляет собой сложно структурированное образование, характеризующееся целостным единством взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов: эмоционально-чувственных (психологических), когнитивно-рациональных и архетипических, смыкающихся с правовым менталитетом1.

В отличие от индивидуального  и группового оно менее ситуативно, имеет свои, особенные формы выражения, к примеру, проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов. Правильное определение характера  и уровня массового правосознания  имеет важное значение для законотворческой работы, проведения массовых правовых акций, определения направлений реформирования правовой системы и пр. В то же время индивидуальное и групповое правосознание подвержено действию массового правосознания. Так, общенациональная установка на ужесточение наказания, восприятие это средства как некоей панацеи от преступности заражает правосознание как отдельного человека, так и общностей людей. Не свободно от этого влияния и профессиональное правосознание сотрудников милиции, следователей, прокурорских работников, судей.

Массовое правосознание  как обыденная разновидность (ситуативно активизирующаяся ипостась) общественного  правосознания есть наиболее реальная и конкретная форма его практического  существования, психически объединяющая представителей разных групп общими (приобретающими надгрупповой характер) переживаниями по поводу восприятия тех или иных социально значимых действий как неправовых (то есть осуществляющихся не по праву, нарушающих право). В ситуациях масштабных общественных потрясений (войн, смут, революций), эти переживания становятся значимы настолько, что активизируют особую социальную общность – массы (которые в «нормальное» историческое время относятся к политико-правовым процессам индифферентно). Так массы из пассивного объекта элитарных манипуляций на время становятся активным субъектом политической истории.

В рамках сложной и  противоречивой структуры массового  сознания, именно правовое играет наиболее активную и значимую роль в кризисных  ситуациях общественного противодействия, в случае реальной или мнимой угрозы жизненно важным ценностям. В этом контексте, массовое правосознание, аккумулирующее соответствующие архетипические народные черты, может быть осмыслено как ключевой механизм самозащиты и самовоспроизводства общества и цивилизации. Массовое правосознание защищает «последний рубеж обороны» нации, на котором осуществляется охрана и воспроизводство ее базисного жизненного (религиозного, нравственного, политического, экономического и т.д.) качества. Этот основополагающий минимум исторически конкретной цивилизации защищен массовым правовым чувством и соответствующим потенциальным массовым протестом, вплоть до «беспощадного» (но отнюдь не «бессмысленного») бунта2.

Таким образом, правовой компонент массового сознания служит рациональным «спусковым механизмом» иррационального включения масс в политический процесс, переводя социально-психологическое – в идеологическое, социокультурное – в политическое. В качестве охранного комплекса идентичности конкретного общества, при нарушении «меры допустимого» массовое правосознание запускается как массовый негативизм. Иначе говоря, выступает в качестве детонатора «социального взрыва» по достижении «критической массы» неправомерного внешнего воздействия. В кризисные моменты истории, в ситуациях исторического выбора, массовое правосознание становится одним из доминантных факторов политического процесса, определяющим победы и поражения конкурирующих политико-правовых альтернатив.

1.3 Структура правосознания

Структура правосознания - это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей и т.д. В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к действующему праву (например, неприятие беззакония, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.).

Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения. Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов. В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычку людей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию. Важнейшее звено правовой психологии - самооценка личности, т.е. умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отношения к ним. Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это - две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии.

Наиболее негативной установкой российского массового  правосознания является правовой нигилизм, в котором тесно переплетены  правовая неосведомленность, скептические стереотипы и предубеждения, неверие в право и закон. Факторами, поддерживающими нигилистические установки, являются отсутствие национальной правовой идеологии, архетипические характеристики российского правосознания, административный нигилизм и общая институциональная несформированность социально-правовой системы в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Абдурахманова И.В. Актуальные проблемы теории правосознания // Концептуально-правовой анализ государственно-правовых явлений современного общества / Под ред. И.Г. Напалковой. Ростов н/Д: РГЭУ “РИНХ”, 2008
  2. Абдурахманова И.В. Массовое правосознание в России в начале XX в.: факторы формирования и механизм трансформации (1900–1917 гг.): Монография. -иРостов н/Д: РИЦ РГЭУ “РИНХ”, 2007. – 237 с.
  3. Марченя П.П. Массовое правосознание как фактор русской революции 1917 года// История государства и права. 2010. № 19. С. 20–22
  4. Марченя П.П. Общественное правосознание в отечественной истории // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 1. С. 158

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы формирования русского правового менталитета

Формирование российского  менталитета происходит под влиянием следующего комплекса факторов:

1 Геоклиматические (географическое  положение, рельеф, климат местности).

2 Этноисторические (общность  исторических изменений (образ жизни славян в лесах, занятие переложным земледелием и всем тем, что связано с этим процессом)).

3 Социально-экономические  изменения (длительное господство  в системе земельных отношений  России общины, как определенного  социального института).

4 Религиозные (формирование  спектра нравственных ценностей  русского народа на основе  православной ветви христианской  религии).

Особое значение приобретает  выделение типов условий, влияющих на формирование особенностей менталитета  русского народа:

- структурные условия (природные, социальные, духовные);

- функциональные, играющие  определенную роль в деятельности  по формированию особенностей  российского менталитета (длительная  консервация общины в России  приводила к формированию целого  ряда особенностей русской ментальности: таких особенностей поведения русских, как коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка в труде; формирование специфических нравственных качеств людей, таких как сострадательность, сочувствие чужому горю).

Таким образом, под влиянием всего комплекса условий возможно формирование особенностей российского менталитета. Эти условия начинают действовать разновременно: вначале включаются природные факторы, затем особенности жизни и занятий сельским хозяйством населения, а отсюда уже особенности формирования менталитета русской нации3.

Основные этапы формирования менталитета россиян на базе такой  схемы могут быть представлены следующим  образом 

Начальная Русь. Это объединение  северных племен имело своей хозяйственно-экономической  основой главным образом охотничий промысел, добычу пушнины в северо- и среднетаежных лесах Карелии и Кольского полуострова в условиях относительно мягкого сезонного климата 

В этих условиях в качестве основных черт ментальности могли выработаться такие качества, как:

 – признание ценности физической выносливости и общего здоровья человека;

 – обостренное  внимание к природным явлениям  и приметным чертам природных  ландшафтов, знание природы и  ощущение своей связи с ней;

 – бытование языческих  верований как религии человека-оди-ночки, обращающегося к природным божествам для получения наибольших личных благ – охотничьей удачи и т. п.

 Государство Рюрика  – это второй этап, который  начался с установления власти  Руси на огромной территории, прилегающей с запада и с  востока к Белому морю (Гандвик), а на юге охватывающей Финский и Рижский заливы, а также бассейны рек Двины и Волхова и верховья Волги, Десны и Днепра. Эта обширная страна после призвания сюда варягов и стала называться «Русью».

Наиболее ценными качествами в этих условиях признавались:

 – коллективизм (дружинность,  соратничество), а также ощущение  силы, могущества (коллектива);

 – воля (приволье  земли, природы); вырабатывалось  понятие о богатырях.

 Древняя (Киевская) Русь – это третий, завершающий  этап в развитии Древнерусского государства.

 В эту эпоху,  несомненно, могли выработаться  такие черты менталитета, как:

 – ощущение силы  и могущества государства;

 – ощущение разнообразия  и мощи природы;

 – широта человеческой  натуры и удалой размах, возникающие  при соприкосновении с волжскими и днепровскими речными просторами;

 – приобщение к  книжной (летописной) культуре;

 – ощущение единства  древнерусской культуры на базе  освоения славянской письменности  и христианской религии, а также  возникновение собственно древнерусской  словесности и других элементов культуры.

Информация о работе Правовая ментальность России