Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа
Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.
План
1. Понятие массового правосознания. Его структура 3
1.1 Понятие правосознания 3
1.2 Сущность массового правосознания 4
1.3 Структура правосознания 6
Библиографический список 9
2. Этапы формирования русского правового менталитета 10
Библиографический список 15
3. Сущность антропологического подхода к юридическим проблемам 16
Библиографический список 18
Русь Верхне-Волжская
возникла после упадка внешней
торговли на речных путях и
раздробления Киевской Руси на
отдельные княжества («
– наблюдательность и внимательное отношение к природным ритмам, умение использовать их в своем хозяйстве;
– свободный, добровольный
и творческий подход к
– способность к концентрации трудовых усилий при выполнении сезонных работ;
– стремление к добротному обустройству быта;
– ценность семьи, семейного очага.
Великороссия (Московская
Русь). На этом этапе, преодолев
последствия ордынского
Что касается менталитета,
то в этот исторический период,
по-видимому, и были закреплены
такие важнейшие особенности
национального характера
– осознание ценности земли, ее природных качеств и возможностей;
– преданность
родной земле, родным
– формирование общинной психологии, чувства коллективизма;
– воспитание трудолюбия
и долготерпения, необходимых
для преодоления жизненных труд
Российская империя.
В этот период с ХVII до половины
ХIХ веков усилиями русских
землепроходцев и
В этих условиях, несомненно, вырабатывался и ряд новых, своеобразных черт ментальности, присущих всему российскому суперэтносу. Это:
– чувство гордости за свою страну;
– ощущение мощи
государства и его
– державность в сознании человека;
– ощущение прочности
и добротности жизненного
– милосердие, щедрость, гостеприимство;
– достоинство, доблесть и честь защитников Отечества;
– забота о русском
языке и русскоязычной
– ответственность
за судьбы малых по
Россия – СССР
– Россия. Этот период, охвативший
последние полтора столетия, ознаменовался
для России целым рядом серьезн
– осознание своей страны как одной из великих держав мира;
– оценка страны как обладательницы огромных природных богатств, технической и военной мощи, высоких достижений культуры;
– понимание необходимости охранять территорию страны и обеспечивать ее безопасность;
– признание дружбы
народов и тесных хозяйственно-
– проявление выдержки,
мужества и беспримерной
– понимание ценности науки, образования и овладения русским языком как главным средством приобщения всех народов России к высотам мировой культуры;
– осознание экологических противоречий индустриальной цивилизации.
Согласно антропологическому подходу к праву в качестве правообразующего начала выступает не государство как начало сверхиндивидуальное, надличностное, а именно индивид, личность. Данный подход различает право и закон. Здесь право понимается в аспекте человека, как экспликация (развертывание) личного начала, внутренне присущих ему нормативно-ценностных принципов. Человек выступает как творец правовой реальности, право же возникает как логический момент создаваемой человеком антропосферы. Право производно от естественного порядка вещей, строя мироздания и природы человека как неотъемлемой части миропорядка, оно позволяет людям связывать свое существование со всеобщими первоначалами и первопринципами бытия. Одним из этих первопринципов является принцип свободы. До появления человека он присутствует в бытии как бы в латентной (скрытой) форме. С появлением человека свобода обнаруживает себя, проявляется, «выходит на поверхность». Она выступает как один из главных факторов жизнедеятельности человека. Человек возникает как существо, уже с момента своего появления, в силу своей разумности, обладающее свободой, являющееся ее субъектом (носителем, реализатором). Осознание человеком своей изначальной свободы и ее реализация в жизнедеятельности — это и есть возникновение права.
Таким образом, в контексте антропологического (антропоцентристского) подхода свобода как бы аксиоматически соотносится с правом, а право понимается как свобода. Поэтому такой тип правопонимания можно назвать либеральным (от лат. liberalis — свободный). Согласно либеральному правопониманию, идея права формируется на основе идеи изначально свободной личности. Поэтому право рассматривается не как принуждение, внешняя по отношению к индивиду норма, а как осознанная, ценностно признанная, воплотившаяся свобода индивида, внутренне присущая ему от рождения. Здесь индивид не поставлен в подчинение к чужой воле, он обладает свободной независимой волей, способен самостоятельно ставить себе цели и преследовать свой интерес, судить, что есть право, что — произвол. Человеку не может быть навязана чуждая ему норма поведения, т.к. нормы права рождаются не «вверху» (в государстве), а «внизу» ( в гражданском обществе), в процессе самопроявления свободных индивидов, взаимодействия их интересов. При этом вырабатываются правила этого взаимодействия, отмеряющие «зону» свободы самопроявления индивида, «зону» свободы его интереса с тем, чтобы свобода одного не ущемляла равноценную свободу другого. Данные правила и есть нормы права как формы бытия свободы в обществе, объективной меры этой свободы. При таком понимании право имеет не принудительный, а эмансипирующий (от лат. emancipatio — освобождение) характер, связанный с освобождением от зависимости, угнетения, отменой ограничений.
1 Абдурахманова И.В. Массовое правосознание в России в начале XX в.: факторы формирования и механизм трансформации (1900–1917 гг.): Монография. -иРостов н/Д: РИЦ РГЭУ “РИНХ”, 2007. – 237 с.
2 Марченя П.П. Массовое правосознание как фактор русской революции 1917 года// История государства и права. 2010. № 19. С. 20–22
3 Емелькина, И. В. Основные характеристики российского менталитета на современном этапе в условиях развития информационного общества// Информационное право. 2011. №1