Правовая ментальность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.
Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Содержание работы

План
1. Понятие массового правосознания. Его структура 3
1.1 Понятие правосознания 3
1.2 Сущность массового правосознания 4
1.3 Структура правосознания 6
Библиографический список 9
2. Этапы формирования русского правового менталитета 10
Библиографический список 15
3. Сущность антропологического подхода к юридическим проблемам 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

Менталитет вар 4.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 Русь Верхне-Волжская  возникла после упадка внешней  торговли на речных путях и  раздробления Киевской Руси на  отдельные княжества («господин  Великий Новгород», Ростово-Суздальская  Русь). Свободный земледелец целиком подчинялся природным ритмам и нес полную ответственность за жизнеобеспечение своей семьи. При этом и вырабатывался ряд черт менталитета, характерных для этнической общности русских, длительно существовавшей в природных условиях умеренного климата на этапе земледельческого освоения территории, а именно:

– наблюдательность и  внимательное отношение к природным  ритмам, умение использовать их в своем  хозяйстве;

 – свободный, добровольный  и творческий подход к земледельческому  труду и осознание его жизненной  необходимости;

 

– способность к концентрации трудовых усилий при выполнении сезонных работ;

 – стремление к  добротному обустройству быта;

 – ценность семьи,  семейного очага.

 Великороссия (Московская  Русь). На этом этапе, преодолев  последствия ордынского нашествия, Русь вступила в эпоху возрождения, центром которого стали московские земли, где переплетались важные водные и сухопутные пути. Располагаясь в центре Волжско-Окского междуречья, Москва и соседние с ней земли вобрали в себя потоки населения, скрывавшегося от ордынских «ратей». Сюда с юга пришли осколки различных этносов: русского, славянского, балто-литовского, угро-финского, тюркского. Их объединение на единой территории и в едином хозяйственно-экономическом пространстве Московского государства, по существу, стало ядром формирования великорусской этнической общности (народности).

 Что касается менталитета,  то в этот исторический период, по-видимому, и были закреплены  такие важнейшие особенности  национального характера русского  человека, как:

 – осознание ценности земли, ее природных качеств и возможностей;

 – преданность  родной земле, родным просторам,  родному дому;

 – формирование  общинной психологии, чувства коллективизма;

 – воспитание трудолюбия  и долготерпения, необходимых  для преодоления жизненных трудностей, в том числе связанных и с природными условиями.

 Российская империя.  В этот период с ХVII до половины  ХIХ веков усилиями русских  землепроходцев и путешественников  были открыты, обследованы и  изучены обширные территории  на востоке и юге страны. В  состав Российской империи вошли, объединившись в едином государстве, многочисленные этнические общности (народности), образовавшие ту этническую мозаику, которая дала основу для формирования российского суперэтноса и является до сегодняшнего дня отличительной чертой России. Расширяясь, территория Российской империи оказалась, таким образом, широко открытой к Северному Ледовитому и Тихому океанам, включила в свои пределы Аляску и прочно обосновалась на берегах Каспийского, Черного и Балтийского морей.

 В этих условиях, несомненно, вырабатывался и ряд новых, своеобразных черт ментальности, присущих всему российскому суперэтносу. Это:

 – чувство гордости  за свою страну;

 – ощущение мощи  государства и его исключительного  богатства природными возможностями;

 – державность в сознании человека;

 – ощущение прочности  и добротности жизненного уклада;

 – милосердие, щедрость, гостеприимство;

 – достоинство,  доблесть и честь защитников  Отечества;

 – забота о русском  языке и русскоязычной культуре  как общегосударственном средстве объединения всех народов России;

 – ответственность  за судьбы малых по численности  народов, вошедших в состав  Российской империи.

 Россия – СССР  – Россия. Этот период, охвативший  последние полтора столетия, ознаменовался  для России целым рядом серьезных исторических переломов и потрясений. Особенности развития России в последние 150 лет, естественно, нашли свое отражение и в формировании отдельных черт менталитета, которые могут быть отнесены к категории надындивидуальных ценностей очень высокого ранга, то есть рассматриваться как общие черты менталитета, присущие россиянам – представителям суперэтноса России. К таким чертам относятся:

 – осознание своей  страны как одной из великих  держав мира;

 – оценка страны  как обладательницы огромных  природных богатств, технической и военной мощи, высоких достижений культуры;

 – понимание необходимости  охранять территорию страны и  обеспечивать ее безопасность;

 – признание дружбы  народов и тесных хозяйственно-экономических  связей между ними в качестве  важнейших условий, обеспечивающих общие достижения страны;

 – проявление выдержки, мужества и беспримерной храбрости  советскими солдатами (как русскими, так и представителями других  национальностей России) на полях  сражений Великой Отечественной войны 1941–45 гг.;

 – понимание ценности науки, образования и овладения русским языком как главным средством приобщения всех народов России к высотам мировой культуры;

 – осознание экологических  противоречий индустриальной цивилизации.

Библиографический список

 

  1. Антипова А.В. Природно-исторические ситуации и менталитет россиян//История и современность. 2005. №2. С.144-166.
  2. Емелькина, И. В. Основные характеристики российского менталитета на современном этапе в условиях развития информационного общества// Информационное право. 2011. №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность антропологического подхода к юридическим проблемам

 

Согласно антропологическому подходу к праву в качестве правообразующего начала выступает не государство как начало сверхиндивидуальное, надличностное, а именно индивид, личность. Данный подход различает право и закон. Здесь право понимается в аспекте человека, как экспликация (развертывание) личного начала, внутренне присущих ему нормативно-ценностных принципов. Человек выступает как творец правовой реальности, право же возникает как логический момент создаваемой человеком антропосферы. Право производно от естественного порядка вещей, строя мироздания и природы человека как неотъемлемой части миропорядка, оно позволяет людям связывать свое существование со всеобщими первоначалами и первопринципами бытия. Одним из этих первопринципов является принцип свободы. До появления человека он присутствует в бытии как бы в латентной (скрытой) форме. С появлением человека свобода обнаруживает себя, проявляется, «выходит на поверхность». Она выступает как один из главных факторов жизнедеятельности человека. Человек возникает как существо, уже с момента своего появления, в силу своей разумности, обладающее свободой, являющееся ее субъектом (носителем, реализатором). Осознание человеком своей изначальной свободы и ее реализация в жизнедеятельности — это и есть возникновение права.

Таким образом, в контексте  антропологического (антропоцентристского) подхода свобода как бы аксиоматически соотносится с правом, а право  понимается как свобода. Поэтому такой тип правопонимания можно назвать либеральным (от лат. liberalis — свободный). Согласно либеральному правопониманию, идея права формируется на основе идеи изначально свободной личности. Поэтому право рассматривается не как принуждение, внешняя по отношению к индивиду норма, а как осознанная, ценностно признанная, воплотившаяся свобода индивида, внутренне присущая ему от рождения. Здесь индивид не поставлен в подчинение к чужой воле, он обладает свободной независимой волей, способен самостоятельно ставить себе цели и преследовать свой интерес, судить, что есть право, что — произвол. Человеку не может быть навязана чуждая ему норма поведения, т.к. нормы права рождаются не «вверху» (в государстве), а «внизу» ( в гражданском обществе), в процессе самопроявления свободных индивидов, взаимодействия их интересов. При этом вырабатываются правила этого взаимодействия, отмеряющие «зону» свободы самопроявления индивида, «зону» свободы его интереса с тем, чтобы свобода одного не ущемляла равноценную свободу другого. Данные правила и есть нормы права как формы бытия свободы в обществе, объективной меры этой свободы. При таком понимании право имеет не принудительный, а эмансипирующий (от лат. emancipatio — освобождение) характер, связанный с освобождением от зависимости, угнетения, отменой ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Пристенский В.Н. Правовое образование в России: нужны новые концептуальные подходы//Credo. 2006. №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Абдурахманова И.В. Массовое правосознание в России в начале XX в.: факторы формирования и механизм трансформации (1900–1917 гг.): Монография. -иРостов н/Д: РИЦ РГЭУ “РИНХ”, 2007. – 237 с.

2 Марченя П.П. Массовое правосознание как фактор русской революции 1917 года// История государства и права. 2010. № 19. С. 20–22

3 Емелькина, И. В. Основные характеристики российского менталитета на современном этапе в условиях развития информационного общества// Информационное право. 2011. №1


Информация о работе Правовая ментальность России