Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:08, реферат
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о таких детях по их развитию и воспитанию. Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
Введение…………………………………………………………… 3
Выявление и устройство детей, оставшихся без
попечения родителей…………………………………………….. 4
Усыновление (удочерение) детей российскими
и иностранными гражданами………………………………….. 7
Опека и попечительство над детьми………………………….. 10
Приемная семья…………………………………………………. 12
Заключение………………………………………………………. 16
Литература……………………………………………………...... 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию | |||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | |||||
«Алтайский государственный | |||||
Кафедра «Социальная работа» | |||||
|
Реферат защищен с оценкой ___________ | ||||
Преподаватель_____________ подпись | |||||
«_____»____________2011г. | |||||
РЕФЕРАТ По дисциплине «Правовое обеспечение социальной работы»
Тема: «Правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей» | |||||
Студентка группы
Г(з) - СР-91 | |||||
|
подпись |
и.о.,фамилия | |||
Преподаватель | |||||
должность, ученая степень
подпись |
и.о.,фамилия |
Гальбштадт 2011
План:
Введение…………………………………………………………
Выявление и устройство детей, оставшихся без
попечения родителей…………………………………………….. 4
Усыновление (удочерение) детей российскими
и иностранными гражданами………………………………….. 7
Опека и попечительство над детьми………………………….. 10
Приемная семья…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о таких детях по их развитию и воспитанию. Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.
ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приближается к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным не более 10%) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.
Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Меры по предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона. Обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.
В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. Используемый в ст. 121 СК термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» впервые применен в семейном законодательстве, что соответствует международно-правовым нормам и отвечает требованиям времени. В ст. 121 СК дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения: а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными; б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).
Основанное на положениях ст. 121 СК
законодательное определение
Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля над воспитанием и образованием детей, условиями их содержания.
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ РОССИЙСКИМИ И ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Усыновление как общественное явление есть одно из оснований образования семьи наряду с браком, фактическим воспитанием и рождением. Это происходит в том случае, когда одинокие мужчина или женщина усыновляют ребенка (детей). Если же ребенка усыновляют супруги, то новая семья не образуется, ребенок принимается в сложившуюся семью, основанную на браке. Различие этих двух видов усыновления видится в том, что в первом случае ребенок войдет в родственный союз усыновителя или усыновительницы, а во втором - в родственный союз обоих супругов.
Семейный кодекс РФ не содержит легального определения усыновления. Однако, исходя из анализа норм семейного законодательства, наиболее полное определение дано Л.М. Пчелинцевой. Итак, под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
В соответствии со статьей 124 Семейного кодекса РФ усыновление или удочерение ребенка допускается только в отношении несовершеннолетних детей, которые утратили родительское попечение, и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
В данном случае под интересами ребенка понимается создание для ребенка благоприятных условий для воспитания и всестороннего развития в психическом, физическом, умственном и духовном отношении.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Данное положение не распространяются на усыновление ребенка жены или мужа на отчима или мачеху усыновляемого ребенка.
Также при вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от данного положения с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.
Информация о работе Правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей