Правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о таких детях по их развитию и воспитанию. Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
Выявление и устройство детей, оставшихся без
попечения родителей…………………………………………….. 4
Усыновление (удочерение) детей российскими
и иностранными гражданами………………………………….. 7
Опека и попечительство над детьми………………………….. 10
Приемная семья…………………………………………………. 12
Заключение………………………………………………………. 16
Литература……………………………………………………...... 18

Файлы: 1 файл

Правовое обеспечение соц работы. Ситникова.docx

— 40.86 Кб (Скачать файл)
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья личности
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. 

Данное положение не распространяются на усыновление или удочерение ребенка жены или мужа на отчима или мачеху усыновляемого ребенка.  
Также при вынесении решения об усыновление ребенка суд вправе отступить от данного положения с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Кандидаты в усыновители из числа иностранных  граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному  оператору государственного банка  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования  и науки Российской Федерации  для постановки их на учет и получения  сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда  кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка  на территориях двух субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка при усыновлении ребенка в другой стране в целях защиты его законных прав и интересов необходимо применять такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны (п. «с» ст. 21 Конвенции о правах ребенка). Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, оно не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке. Речь идет, и в первую очередь, о правовых последствиях усыновления, которые по законодательству государства гражданства усыновителей отличаются от предусмотренных российским законодательством в худшую для ребенка сторону. Это может выражаться в ущемлении некоторых прав ребенка (например, наследственных), так как не во всех государствах усыновлённый ребенок наделяется такими же правами по отношению к усыновителям и их родственникам, какими обладают родные дети. Если права усыновленного ребенка значительно ограничиваются по законодательству государства, гражданами которого являются усыновители, то российский суд должен отказать в удовлетворении заявления усыновителей об установлении усыновления ребенка, а произведение усыновление при таких же обстоятельствах подлежит отмене.

Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей, ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля над его формированием и использованием.

 

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДЕТЬМИ

Опека и попечительства над несовершеннолетними  детьми в семейном праве "рассматриваются  как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей".

Основанием установления опеки  и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского  попечения.

Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым

 п. 1 ст. 29 ГК относит детей,  не достигших 14 лет. Попечительство  устанавливается над несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК).

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:

  • защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  • воспитание ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей.

Опекун (попечитель) назначается органом  опеки и попечительства по месту  жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение  месяца с момента, когда органам  опеки и попечительства стало  известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих  внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.

Если в месячный срок не удается  оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей  временно возлагается на органы опеки  и попечительства.

При установлении опеки и попечительство не требуется согласия:

  • родителей несовершеннолетнего;
  • супруга будущего опекуна;
  • несовершеннолетнего любого возраста (учитывается желание). Опекун (попечитель) назначается только с его согласия.

Назначение опекуна (попечителя) может  быть обжаловано заинтересованными  лицами в суде.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:

  • по достижении подопечным 18 лет;
  • в случае вступления его в брак;
  • в случае его эмансипации.

Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:

  • освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства;
  • отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей) органом опеки и попечительства.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).

 

ПРИЕМНАЯ  СЕМЬЯ

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи  с принятием Семейного кодекса  РФ. Между тем в России издавна  было принято брать детей-сирот  на воспитание в чужие семьи. Такое  устройство называлось патронатом. В  основе патронирования лежал договор  о передаче ребенка в чужую  семью на добровольных началах. Патронатный  воспитатель получал определенное вознаграждение. После Октябрьской  революции семейный патронат не получил  государственного признания и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов  семейного типа. Детские дома семейного  типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип  семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи. Современная  правовая модель приемной семьи вобрала  в себя лучший опыт дореволюционной  России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих  лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой - имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной  формой семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью  на воспитание. Как правило, это люди заботящиеся друг о друге и о своих близких, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие  своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей  и их детей учатся строить свои взаимоотношения, как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

Свой дом и нормальные условия  жизни для ребенка могут создать  приемные родители. В приемной семье  ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок  проживает в такой семье, как  правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально  приблизить воспитание детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, к реальной жизни. Она  формирует у детей навыки преодоления  трудных жизненных ситуаций, психологическую  защиту и правильное поведение при  стрессах, а также морально-этическую  установку на создание собственной стабильной семьи. Это важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

Цель приемной семьи - создание таких  условий, чтобы приемный ребенок  находился как можно дольше в  отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем  самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения  между приемными родителями и  приемными детьми строятся на основании  договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия  прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений  между приемными родителями и  приемным ребенком не означает, что  прекращаются фактические связи  между ними. Практика показывает, что  эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными  родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании  договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о  передаче ребенка (детей) заключается  между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме. Устройство детей в приемную семью  не влечет за собой возникновения  между приемными родителями и  приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление  с просьбой дать заключение о возможности  быть приемными родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ежегодно  выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных  учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во всех случаях, когда ребенок по тем  или иным причинам остался без  попечения своих родителей (в  случае их смерти, болезни, длительного  отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких  правах, уклонения родителей от его  воспитания и т.п.), заботу о нем  принимает на себя государство.

Защиту  прав и интересов таких детей  осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без  попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств, утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон  возлагает на должностных лиц  учреждений, которые непосредственно  соприкасаются с детьми (детских  садов, школ, детских поликлиник и т.д.). Граждане, располагающие сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

Информация о работе Правовая защита детей, оставшихся без попечения родителей