Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:18, контрольная работа
Такие проблемы возникают не только перед рядовым почитателем социологии, но и перед людьми, являющимися профессиональными социологами. Подобного рода вопросы стояли и перед выдающимися исследователями, теми, кто творил социологию, кто посвятил ей всю свою сознательную жизнь – О. Контом, Г. Спенсером, К. Марксом, Дж. Ст. Миллем, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Этот ряд столь незаурядных имён можно было бы продолжить. Вещи, на первый взгляд очевидные, но на самом деле трудно постижимые, они трактовали по-разному, что дало повод выдающемуся российско-американскому социологу П. А. Сорокину иронично заявить: «имеется столько социологий, сколь есть социологов».
Определение социологии
Понятия «объект» и «предмет» науки
Объект социологии
Предмет социологии
ПЛАН РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ
Однозначно ответить на вопрос: «Что такое социология?» не так-то уж и сложно. Ответ заложен в самом определении слова: слово «социология» состоит из латинского корня «социо» – общество и греческого «логос» – наука, т. е. это наука (учение) об обществе. Если же задаться вопросом более существенным: «Какое именно учение об обществе, в чём его суть, смысл, структура?», то сразу же обнаружится масса проблем.
Такие проблемы возникают не только перед рядовым почитателем социологии, но и перед людьми, являющимися профессиональными социологами. Подобного рода вопросы стояли и перед выдающимися исследователями, теми, кто творил социологию, кто посвятил ей всю свою сознательную жизнь – О. Контом, Г. Спенсером, К. Марксом, Дж. Ст. Миллем, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Этот ряд столь незаурядных имён можно было бы продолжить. Вещи, на первый взгляд очевидные, но на самом деле трудно постижимые, они трактовали по-разному, что дало повод выдающемуся российско-американскому социологу П. А. Сорокину иронично заявить: «имеется столько социологий, сколь есть социологов».
Цель данной работы – по возможности детально и основательно раскрыть суть предмета социологии. Данный вопрос является сравнительно узким и, конечно же, не включает в себя стремление систематизировать и дать характеристику всем социологическим знаниям, что, в свою очередь, представляется просто невозможным. Ведь наряду с общепризнанной социологической классикой имеется необозримый и ценный материал, наработанный менее известными исследователями. А их – тысячи.
Опираясь на курсы лекций, обобщенные учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных социологов, в данной работе будут изложены картина многообразия существующих определений социологии как науки, вопрос объекта и предмета социологической науки, видение её содержания и структуры, её взаимодействие с другими науками. Эти вопросы можно назвать относительно раскрытыми и завершенными, не подлежащими дискуссиям и спорам сравнительно с другими, охватывающими более широкие и переменчивые области социологических знаний. Но, вместе с тем, без понимания теоретико-методологических оснований, понятий и терминов сложно изучить социологию, «ухватить» её суть, смысл и значение.
Понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом (1798—1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842), где он впервые выдвинул задачу научного изучения общества на основе специализации и кооперации общественных наук и развития эмпирических социальных исследований. Конт понимал социологию как науку об обществе, что соответствует этимологии слова «социология»: первая часть – «societas», по-латыни обозначает «общество», а вторая – «logos», в переводе с древнегреческого обозначает «учение, наука».
С точки зрения Конта, социология – не просто наука, но и мировоззрение, призванное практически преобразовать всю социальную жизнь, включая политику, религию, мораль и другие стороны общественной жизни.
Становление социологии как науки об обществе начинается с середины ХIХ в. и связывается с именами Карла Маркса (1818–1883), Макса Вебера (1864–1920) и Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
Макс Вебер писал: «Социология… есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [10, с. 165].
Карл Маркс социологию (точнее, социальное учение) рассматривал как науку о наиболее общих законах развития общества и человека. Она, по его мнению, имеет идеологический характер и должна опираться на выводы других наук.
Эмиль Дюркгейм назвал социологию наукой о социальных институтах, их генезисе и функционировании и рассматривал её как фундаментальную науку, которая вооружает все остальные общественные науки теоретическими знаниями и методами.
Разнообразие взглядов на определение социологии можно проследить в работах отечественных учёных конца XIX в. Так Пётр Лаврович Лавров, русский социолог, философ, публицист и революционер, дал своё определение социологии: «Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями» [11, с. 639].
Максим Максимович Ковалевский, учёный, историк, юрист и социолог, назвал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ.
Их соотечественник, Николай Иванович Кареев, историк и философ, писал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни» [7, с. 3].
Один из выдающихся основоположников мировой социологии Питирим Сорокин отметил, что социология – это «слово об обществе». Вся же совокупность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, которая изучается социологией. Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.
«Основу человеческих
отношений, исследуемых социологией,
составляют не сиюминутные порывы и
настроения людей (хотя их изучению социологи
также уделяют должное
Геннадий Васильевич Осипов, ученый, социолог и философ, определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.
На сегодняшний день широкое распространение в отечественной литературе имеет следующее определение социологии: «социология – это наука об обществе, как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы; личности, социальные общности, институты» [13, с. 6].
Разные толкования
понятия социология можно наблюдать
и в разнообразных
В «Социологическом словаре» даётся следующее определение: «С этой (этимологической) точки зрения, социологию можно определить как исследование основ социального членства. При более точном определении социология – это анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия» [1, с. 257].
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях.
Так, выдающийся американский социолог Нейл Дж. Смелзер считает, что социология – это способ изучения людей. «Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, трудятся, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют, пробиваются в политику и др.» [14, с. 14].
Известный финский социолог Эркки Калеви Асп в своей книге «Введение в социологию» пишет: «Социология представляет собой научное исследование социальных явлений, обусловленных социальными отношениями» [2, с. 234].
Франклин Генри Гиддингс, американский социолог, президент Американского социологического общества, писал: «Социология… будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов» [3, с. 36].
Социологию можно определить и как научное изучение социальной специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что существуют экономическая, политическая, демографическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе, а, следовательно, и определенные научные подходы к их изучению.
«Своеобразие социологии состоит в том, что она исследует общество, его функционирование и развитие сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии» [18, с. 5].
Если же рассматривать социологию с точки зрения макросоциологического и микросоциологического теоретических подходов в этой науке, то можно сделать вывод о двух совершенно разных определениях социологии. Первый: социология – это наука о целостном общественном организме, о социальной и социокультурной системах. При втором подходе социологию определяют как науку о массовых социальных процессах и массовом поведении.
Таким образом, несмотря на сравнительную молодость социологической науки, существует множество её определений. И каждое определение из существующей их совокупности, которая является следствием многообразия социологических течений и научных школ, имеет под собой основание и рациональное звено и, несомненно, имеет право на существование, но, вместе с тем, не является полностью удовлетворительным.
Итак, социология – это наука об обществе. Однако философия, этика, эстетика, психология, политология, история и другие общественные науки – тоже являются науками об обществе. В чем же отличие социологии от этих наук? Данное отличие видно из определения предмета и объекта социологии. Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.
Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии. В этой ситуации целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета науки.
Объект и
предмет науки тесно
«В человеке психолога интересуют его внутренний мир, его душа, врача − тело, социолога − социальный статус личности, философ или культуролог найдут свой угол зрения, свой предмет исследования» [15, с. 14].
Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Объектом физики как науки, например, являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве которых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих совершенно различных объектов, изучаемых разными науками, имеется одно, очень важное, общее им свойство,— они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохранить свое существование, если даже человечество исчезнет с нашей планеты.
Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Он – результат исследовательских действий. Дать ответ на вопрос о предмете рассматриваемой науки – это значит выделить характерные для данной науки элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический ряд законов и закономерностей.
«Ученые, определяя
предмет исследования, выделяют одну
или несколько сторон объекта
и пытаются изучить их. По такой
логике каждому объекту исследования
может соответствовать
«Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения» [20, с. 12].
Так, предметом
изучения экономических наук служат
процессы производства материальных благ,
их обмена, распределения и потребления;
политические науки имеют своим
предметом крупные общественные
процессы, связанные с управлением
и функционированием института
государства, образованием правительств,
распределением власти между различными
общественными группами; предметом
изучения исторических наук являются
процессы изменений, происходящих в
различных временных