Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:18, контрольная работа
Такие проблемы возникают не только перед рядовым почитателем социологии, но и перед людьми, являющимися профессиональными социологами. Подобного рода вопросы стояли и перед выдающимися исследователями, теми, кто творил социологию, кто посвятил ей всю свою сознательную жизнь – О. Контом, Г. Спенсером, К. Марксом, Дж. Ст. Миллем, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Этот ряд столь незаурядных имён можно было бы продолжить. Вещи, на первый взгляд очевидные, но на самом деле трудно постижимые, они трактовали по-разному, что дало повод выдающемуся российско-американскому социологу П. А. Сорокину иронично заявить: «имеется столько социологий, сколь есть социологов».
Определение социологии
Понятия «объект» и «предмет» науки
Объект социологии
Предмет социологии
«Любая наука, занявшая среди других наук определённое место, имеет и свой, более или менее чётко очерченный предмет, ту «борозду», которую она «пашет». Предмет науки – особые аспекты, относительно самостоятельная часть реальности, всесторонним изучением которой занимается именно данная наука» [6, с. 17].
Таким образом, различая понятия «объект» и «предмет» науки, мы исходим из того, что «предмет», как правило, представляет собой часть «объекта», его конкретную сторону, аспект, взятый определенной наукой в качестве главного, основного, ведущего.
«Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета – те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения»[16, с. 16].
Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора − с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента − с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, − с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.
«Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон» [20, с. 13].
Четкое выделение объекта и предмета исследования для социологии как весьма молодой науки – важнейший шаг в утверждении своей автономности и собственного места в системе наук.
3. Объект социологии
Конечно же, объектом социологического познания является общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.
«Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы» [12, с. 7].
Социология дает целостное представление об обществе через изучение его системных элементов, всеобщих свойств, связей, институтов и общностей как реальных процессов и конкретных интересов людей. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены.
Отечественный социолог Безверха Г. И. объектами социологического познания указывает:
- общество
как целостную социальную
- эмпирически предоставленная реальность, которая отражает тот или другой бок социальной жизни;
- развитие и функционирование общества как целостной системы;
- такие объективные социальные явления, как социальные отношения, социальные связи, социальные организации, социальные уставы и т. п. [21, с. 6].
Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками: философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем.
«Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования может быть как общество в его целостности и системности, так и отдельные его элементы, например большие и малые социальные общности, личность, организации и учреждения, процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности людей» [9, с. 7].
4. Предмет социологии
Как уже говорилось, четкое определение предмета исследования для любой науки – весьма важный шаг. «Специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предметом» [5, с. 39].
Обращаясь к истокам становления социологии как науки, можно привести следующие взгляды на сущность предмета социологии известных социологов, основоположников классических социальных теорий.
Так, по мнению Эмиля Дюркгейма, французского социолога, одного из создателей социологии как самостоятельной науки, предметом социологии являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности.
Георг Зиммель, основоположник формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни и исследование этих форм, считал, что предметом социологии являются формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп.
С точки зрения Макса Вебера, немецкого социолога, историка, экономиста и юриста, основоположника так называемой понимающей социологии, предметом социологии является изучение социальных действий; действие человека является социальным в том случае, если оно осмыслено и направлено на других людей.
И в настоящее время о предмете социологии и в отечественной, и в зарубежной науке ведутся нескончаемые споры. Многообразие социальных явлений и проблем, стремление ученых упорядочить их с точки зрения значимости для общественной жизнедеятельности приводят к тому, что разные научные школы и теории имеют различные определения предмета социологии.
«Само определение предмета социологии предполагает одновременное создание теории общества, которая этот предмет объясняет. Множественность таких теорий в современной социологии затрудняет чёткое определение предмета науки» [6, с. 17].
Справедливо отметить, что при определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное». Оно выражает все многообразие связей и отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей и образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологии.
«Предметом
социологии является выявление закономерности
развития и функционирования социальной
стороны как относительно самостоятельной
сферы жизнедеятельности
«Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает» [16, с. 18].
Известный российский учёный, специалист в области социологии, доктор философских наук Добреньков Владимир Иванович определяет предмет социологии как совокупность основных теоретических понятий, при помощи которых социолог описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. При этом учёный считает, что «…предмет социологии нужно рассматривать на трех уровнях:
• всеобщем (наука об обществе стоит в ряду фундаментальных наук вообще: физика, биология, психология, экономика и т.д.);
• частном (социология воспринимается как наука о поведении людей, как представителей больших социальных групп и функционирующих социальных институтов);
• единичном (совокупность всех тем эмпирических исследований)» [5, c. 46] .
Таким образом, при определении предмета социологического познания традиционно выделяются ключевые те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т. д. Следовательно, предметом социологии можно назвать и самого человека, его реальное сознание и реальное поведение, его мнения, суждения, ценностные ориентации, интересы, его отношение к общественным явлениям и его практическую деятельность как члена определенной общественной группы, слоя, общественного института.
Перечислить все существующие точки зрения на сущность предмета социологии практически не осуществимо, и закрыть данный вопрос хотелось бы цитатой из работы «Социология» современного российского социолога Фененко Юрия Вячеславовича: «Предмет современной социологии − результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых» [19, с. 68].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы было раскрытие такого сложного, многогранного, по-прежнему подлежащего многочисленным дискуссиям вопроса, как предмет социологии.
Немногим более 100 лет назад социология считалась всего лишь областью философии. Конт, Вебер, Дюркгейм и многие другие выдающиеся ученые приложили неизмеримо много сил, чтобы социология получила право на самостоятельное существование. Теперь в том, что социология является полноправной наукой со своим предметом, своей методологией и методами, уже никто не сомневается.
Роль социологии в жизни каждого человека сложно переоценить. В частности, для автора работы, как будущего инженера, знание основ социологии может позволить глубже понять законы функционирования социальных механизмов на макро- и микроуровнях, полнее использовать возможности человеческого фактора на производстве, учитывать социальные последствия инженерной деятельности, оптимально соотносить развитие техники и социальные ориентиры общества. Инженерное образование предполагает не только усвоение профессиональных знаний и навыков, но и подготовку специалиста, способного хорошо ориентироваться в событиях общественной жизни и разбираться в поведении окружающих его людей.
Опираясь на работы отечественных и зарубежных социологов, автор данной работы постарался максимально широко и объективно изложить картину многообразия существующих определений социологии как науки, чётко и однозначно разграничить понятия объекта и предмета научного исследования, дать характеристику объекту социологии и уже на основании этого – ответить на вопрос: в чем же заключается предмет социологии.
И даже после более чем трех тысяч слов, содержащихся в тексте данной работы, сложно дать оценку тому, насколько достигнута поставленная цель в виду описанной сложности заданного вопроса.
В заключение хотелось бы привести высказывание Джейн Томпсон и Джудит Пристли – ученых из Оксфорда. Оно звучит так: в самой простой формулировке социология – это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество, и как общество формирует поведение людей и их представления о себе… Конечно, есть и более сложные определения, но в любом случае отношения между людьми и обществом никоим образом не являются чем-то элементарным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: