Предпосылки и условия возникновения профсоюзов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: анализ особенностей создания и развития российского профсоюзного движения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть предпосылки и возникновения профсоюзов в России.
2. Проанализировать становление и развитие профсоюзов в 1905-1917 гг.
3. Описать особенности развития профсоюзного движения на этапе нового времени.

Содержание работы

Введение 3
1. Предпосылки и условия возникновения профсоюзов в России 4
2. Становление и развитие профсоюзов (1905-1917 гг.) 8
3. Новое время – новые веяния и трудности 11
Заключение 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Курсовая по Профсоюзное Движение.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Выборы во II Государственную Думу проходили в обстановке начавшейся реакции и спада революционной борьбы. Тактика профсоюзов и левых сил в новых условиях изменилась. Они выступили за поддержку кандидатов в депутаты от РСДРП.

Аналогичной тактики  придерживались и в период выборов  в государственную Думу. Они также  поддержали кандидатов от РСДРП и  тем самым обеспечили в ней  своих депутатов.

В состав IV Государственной Думы в 1912 г. были избраны депутаты от рабочих и профсоюзные активисты Петербурга, Москвы, Екатеринославля, Владимирской и Костромской губерний. В их числе можно назвать таких активистов, как А. Е. Бадаев, Ф. Н. Самойлов, М. К. Муранов, Н. Р. Шагов и др.

Таким образом, после 1905 года представители профсоюзов входили  в состав «рабочей комиссии», созданной  при социал-демократической фракции  Думы. По их инициативе Госдумой рассматривался законопроект о 8-часовом рабочем  дне работников всех категорий, 6-часовом дне – для горняков и 5-часовом для некоторых вредных производств, который, правда, так и не был принят.

 

 

 

 

3. НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ ВЕЯНИЯ И ТРУДНОСТИ

 

В начале перестройки  многие профсоюзы поспешили объявить себя независимыми. А, кроме того, эта несамостоятельность подорвала веру трудящихся в силу профсоюзов, что в известной мере спровоцировало кризисные явления в этом движении в последующие годы. Недовольные уклончивой, зависимой позицией трудящиеся угольной, а затем и некоторых других отраслей стали формировать профкомы и стачкомы в обход и в противовес существующим профсоюзным организациям, которые они называли «официальными», «традиционными», «старыми» профсоюзами. Основания для этого были.

Однако при всех издержках  в своей работе в доперестроечный период профсоюзы представляли собой мощную общественную силу, с которой считались не только хозяйственные руководители предприятий и организаций, но и командно-административная система государства в целом. Роль профсоюзов в жизни страны была важной, нужной, заметной. Но время требовало других подходов. В ходе дальнейшего реформирования профдвижения явилось создание в 1990 году Федерации Независимых Профсоюзов России. Решение об этом было принято на первом этапе Учредительного съезда профсоюзов России, проходившим 21-23 марта. Но фактически создана Федерация была лишь в октябре. Процесс создания российских профсоюзов на базе союзных растянулся до середины 1992 года и проходил в жарких спорах. И не случайно, ведь речь шла не просто о смене вывески на офисе, происходило качественное реформирование профдвижения [7, с. 36].

Ключевым в этот период стало слово независимость. Новая  Федерация не только провозгласила, но и стремилась на практике реализовать  принципы независимости от государственных  органов, политических партий и движений.

Важные изменения в  связи с созданием ФНПР произошли и во внутренней жизни российских профсоюзов. На смену демократическому централизму пришли принципы федерализма. Они предусматривали добровольность вступления в Федерацию и выхода из неё, равноправие членских организаций, их самостоятельность в собственной деятельности, рекомендательный характер решений руководящих органов, защиту прав меньшинства.

Одними из первых на путь самостоятельного развития профсоюзного движения встали профсоюзы Кузбасса. 2 октября 1990 г. возникла Федерация профсоюзных организаций Кузбасса, которая стала проводить независимый курс. По мере хода либеральных реформ, сопровождающихся серьезными издержками, ФПОК все более активно переходила в оппозицию «демократическим» властям. Выступления были столь мощными, что с ними считалась Москва, а порою и её потрясали [1].

Стоит напомнить и  о том, что на рубеже 80-90 годов, когда  уже чётко обозначился кризис доверия КПСС, органами власти появляются новые профсоюзы. В их названиях ключевыми были слова «независимые», «свободные».

Основными характерными особенностями новых профсоюзов являлись:

    • профессиональный принцип построения;
    • объединение в профсоюзе, главным образом, людей наёмного труда, исключая работодателей или лиц, имеющих право на приём и увольнение с работы;
    • отсутствие фиксированных профсоюзных взносов, ведение коммерческой деятельности;
    • серьезная финансовая поддержка из-за рубежа, в частности от американского профсоюза АФТ – КПП.

Однако, замедленный процесс  трансформации российской экономики, кризис реформ сказались на деятельности новых профсоюзов. На первом этапе отрицания прошлого – почти все новые профсоюзы поддерживали Б. Н. Ельцина, с которым связывали проведение реформ.

Нарастание социально-экономической  нестабильности в стране, криминализация коммерческих структур заставили новые профсоюзы несколько изменить своё отношение к своему внутреннему строительству. В частности, отказаться от коммерческой деятельности как основы финансирования профсоюза. Стали устанавливаться фиксированные профсоюзные взносы. С 1993 года у альтернативных профсоюзов было несколько попыток к объединению и созданию своего профцентра. Наконец, 12 апреля 1995 г. состоялся учредительный съезд Конференции труда России. В состав КТР вошли независимый профсоюз горняков России, Ассоциация летного состава России, Российский профсоюз моряков, рабочие комитеты Кузбасса.

Однако, КТР, не успев  начать свою деятельность, раскололась. Лидер НПГР – А. Сергеев, сначала не согласился войти в состав руководства КТР, через полгода стал инициатором создания Всероссийской конференции труда.

Таким образом, альтернативное движение в современной России достаточно разрозненное, попытки создать единый профцентр пока успеха не имеют.

Не просто складывалось и положение ФНПР. Новая власть постаралась отстранить профсоюзы от выполнения не только чисто государственных функций, но даже и решения тех вопросов, которые непосредственно касаются защиты трудовых и социально-экономических интересов трудящихся. Профсоюзы были практически отстранены от участия в приватизации государственной собственности. Никто не учитывал их мнения по методам её проведения [5, с. 47].

В самом начале перестройки  профсоюзы поддерживали власть в  деле намечаемых преобразований. Но политика «шоковой терапии», либерализация цен, откровенное ограбление государством личных сбережений граждан, разруха на производстве и нарастание безработицы, обнищание огромной массы трудящихся, вызванное проводимым курсом реформ, постепенно привело профсоюзы к оппозиции к правительству, к власти.

Сначала они критиковали действия правительства, выдвигали свои требования. Потом были вынуждены перейти к силовым действиям – к организации коллективных акций протеста, забастовкам, в ходе которых в ряде случаев выдвигались даже политические требования – отставка правительства и смены курса проводимых реформ.

Конечно, они не сразу  пришли к этому. Более того, при  всём несогласии со многими действиями правительства профсоюзы заинтересованы во взаимодействии с властью. На новом переломе истории они, вероятно, не всё делали правильно, допускали ошибки. Со временем это станет более очевидным.

Но нельзя забывать и  о некоторых важных позитивных моментах в деятельности ФНПР. Среди них  – принятие в конце 1995 г. Госдумой и подписание в январе 1996 г. президентом закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Этот закон создал прочную правовую базу социального мира в стране, позволяя на его основе с учетом интересов работников, работодателей и государства снимать противоречия, создавая условия для взаимных договоренностей на двух или трёхсторонней основе.

За прошедшие годы ФНПР определила свои главные стратегические задачи: зарплата, социальные гарантии, вопросы охраны труда, вопросы занятости. Не отказываются профсоюзы и от решения  многих других социальных вопросов, которые отражают интересы человека. Колебания закончились, приоритеты определены.

В 1993 году, работая в  Конституционном совещании, представители  профсоюзов сумели настоять на том, чтобы  в 7-ой статье Конституции РФ была зафиксирована  норма: «Россия – социальное государство». Эта конституционная норма стала архимедовым рычагом, с помощью которого профсоюзы в течение последующих лет пусть медленно, но всё-таки вводили в жизнь общества социальную тематику.

15 лет назад многие  даже не знали, что существует такое понятие, как «прожиточный минимум», не говоря уж о том, как он рассчитывается. Профсоюзы были главными разработчиками закона «О прожиточном минимуме». Он всё чаще применяется на практике, пусть и не везде одинаково, с недостаточной эффективностью. Но обращение к «прожиточному минимуму» стало жизненной необходимостью и для власти, и для профсоюзов, и для всего общества [4].

С этой задачей тесно  связана такая задача ФНПР, как  повышение порога бедности. Во всех экономически развитых странах мира доля зарплаты в стоимости произведенного продукта не опускается ниже 60%. Это и скандинавские страны, и США, и Франция, и Германия. В России же (по официальным данным Правительства Российской Федерации) доля фонда оплаты труда в ВВП в 2003 году составила 24.4%. Вот цена нашего труда.

По данным ООН, в 2003 году Россия по уровню жизни стояла на 63 месте в мире. Ключевой показатель – продолжительность жизни. На первом месте Норвегия – женщины живут 81.7, мужчины – 78.5 лет. Польша стоит на 35 месте: продолжительность жизни в ней у мужчин – 69.4, у женщин – 77.8 лет. В России мужчины живут 60.6, женщины – 72.9.

Что касается Кузбасса, то положение вообще катастрофическое: мужчины живут 55.3 года, женщины – 69.4 года (Парламентская газета, 21 июня т. г.). О каком повышении пенсионного возраста может идти речь? А разговоры идут об этом.

Оценивая события последних  лет с позиций сегодняшнего дня, можно с сожалением сказать, что  с приобретением своей независимости  профсоюзы на всех уровнях потеряли во многом и свою значимость. Сегодня взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти в основном ограничивается совместной работой в Трёхсторонней комиссии. Профсоюзы утратили право законодательной инициативы.

В Государственной Думе они представлены слабо. Даже в Государственной Думе царской России, когда профсоюзы были слабы и малочисленны, когда они еще только начинали складываться, даже в то время в ней была профсоюзная фракция, а сегодня – нет. Связи региональных профсоюзных структур с местными органами власти складываются по-разному. Они не очень чётко закреплены законодательно, и все зависит в основном от умения профсоюзных лидеров находить контакты с местными представителями власти.

Существенно изменилось к худшему и положение первичных  профсоюзных организаций. Во-первых, теперь они имеются не везде. А там, где они сохранились, довольно часто руководство предприятий, организаций, учреждений, представители администрации всеми силами стараются и близко не подпускать профсоюзный актив к участию в каких-либо делах [6, с. 51].

Сегодня представители  профсоюзных организаций, как правило, не входят в коллегиальные органы управления. Они часто не принимают  никакого участия в выработке  решений, принимаемых руководством предприятий, в том числе по социально-экономическим  вопросам, касающимся работников и их исконных интересов, хотя такое право у них есть – согласно статей Трудового кодекса и других правовых актов. Всячески игнорируется законное право профсоюзов на достоверную информацию. Даже по вопросам заработной платы!

В этих условиях трудно говорить об участии работников в управлении предприятиями и организациями. Особенно это относится к организациям негосударственной формы собственности. Сегодня такое участие в ряде случаев звучит как миф. В сфере социально-трудовых отношений работники ряда предприятий оказались отброшенными в XVIII-XIX века. Нередко им заявляют, что Трудовой кодекс РФ действует только на государственных предприятиях, а на частных существует закон хозяина.

Администрация всеми  силами старается ограничить интересы работников их конкретными рабочими местами. Больше того, теперь работники и сами не заинтересованы в техническом творчестве, в рационализации и совершенствовании производства – ведь это может повлечь за собой сокращение рабочих мест или снижение заработной платы.

Никто не приглашает не только рядовых работников, но даже и профсоюзный  комитет, председателя профкома к рассмотрению планов развития производства. Это  оказалось сегодня коммерческой тайной. Администрация чаще всего  не проявляет заботы о повышении квалификации работников, не оказывает им помощи в овладении новой техникой и технологией. Ей легче уволить тех, кто не имеет необходимой подготовки, и заменить на тех, кто её имеет. Она считает, что именно для этого и создан рынок труда. Увы, и в этих условиях профсоюзные организации не создаются работниками. Возможности и законные для их создания есть, но бытует пока у многих мнение, что профсоюз – это касса взаимопомощи, а не организация для борьбы за ту же заработную плату, нормальные условия труда.

Мотивация профсоюзного членства пока очень низкая. Свидетельство тому – падение численности большинства членских организаций ФНПР. Если на 1 января 2003 года профсоюзы, входящие в ФНПР, объединяли 36.2 млн. членов профсоюзов, то на 1 января 2005 года их численность снизилась до 29.7 млн. человек, т.е. за 2 последних года потеряли 6.5 млн. членов профсоюза, что ведёт к снижению их возможностей по защите социально-экономических интересов трудящихся [3, с. 51].

Информация о работе Предпосылки и условия возникновения профсоюзов в России