Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:57, реферат
Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно постоянной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.
Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру, Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.
1. Предпосылки развития
классических социологических
Политические революции,
начавшиеся с Французской революции
в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся
в течение 19 века, послужили импульсом
для социологических
Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру, Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.
В данной работе охарактеризованы наиболее значительные западные общесоциологические теории, сыгравшие или играющие в настоящее время важную роль в развитии социологии. Содержание современных направлений социологии во многом определено социологическими взглядами выдающихся мыслителей XIX- начала XX веков Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.
2. Классические социологические теории XIX- начала XX веков
2.1 Органическая теория общества Герберта Спенсера
Органическая школа-
Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами. Основоположником теории был Г.Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма.
Герберт Спенсер - английский философ и социолог-позитивист. Он вслед за Контом положил в основу социологии идею эволюции. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии, и другим наукам. Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма появляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Спенсер уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: (1) как живые организмы, так и любые общества процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; (2) те и другие усложняются; (3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; (4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты.- СПб.,1866.- С.421, 458.
Легко заметить, что система
приводимых доказательств сходства
общества с живых организмом целиком
опирается на естественные обстоятельства
и не принимает во внимание специфические
социальные качества общества. В подтверждение
разрабатываемой им органической теории
общества Спенсер приводит ряд любопытных
сравнений. Так, правительство в
государстве уподобляется им мозгу
человека: подобно тому, как мозг
«руководит» жизнедеятельностью организма,
правительство руководит
Представляет интерес теория эволюции Г.Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Спенсер Г. Основные начала.- Спб., 1898.- С. 237. Социальная революция по Спенсеру - прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. «Конституции не создаются, они сами вырастают»,- утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей. Спенсер Г. Система синтетической философии. В 2 т. Т.1. - СПб., 1899.- С. 168.
С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал:
«Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий корпоративных органов». Там же. С.229.
В ходе социальной эволюции,
совершающейся совместными
Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц».
Нельзя обойти вниманием
взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия,
гармонии и стабильности в обществе,
которые до него ставил и решал
О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось
Спенсером как результат
2.2 Социологическая теория марксизма
Карл Маркс- политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории.
Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.
«…Всякая историческая борьба
…в действительности является только
более или менее ясным
Маркс использовал диалектический
подход с его содержательно-логическим
принципом единства и борьбы противоположностей
при рассмотрении общественных отношений
в материальном мире. В дальнейшем
он получил название диалектический
и исторический материализм. Марксистская
концепция заключается в том,
что развитие базируется на единстве
и борьбе противоположностей и создании
новых, более совершенных структур
в ходе этого процесса. Маркса интересовало
изучение реальных взаимосвязей, особенно
классовых конфликтов. Согласно его
взгляду на историю, каждый экономический
строй развивается до достижения
им состояния максимальной эффективности;
одновременно с этим в нем развиваются
внутренние противоречия или слабые
места, подтачивающие его изнутри.
Основы нового строя начинают формироваться
в недрах существующего строя. Ни
одна общественно-экономическая
Маркс утверждал, что политические
идеологии, право, религия, институт семьи,
образование и правительство
составляют надстройку общества. Экономический
базис общества, т.е. способ производства
материальных благ и классовая структура
общества, оказывает воздействие
на формирование всех общественных институтов.
Когда один класс распоряжается
самыми насущными средствами, с помощью
которых люди обеспечивают свое существование,
в его руках оказывается целая
«система рычагов», необходимых для
формирования прочих аспектов институциональной
жизни-надстройки, причем таким образом,
чтобы это соответствовало
2.3 Теория социального реализма и научный метод в социологии Эмиля Дюркгейма
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца 19-начала 20в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.
В своей теории социального
реализма он исходил из того, что
природу социальных явлений следует
объяснять социальными
Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т. е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм» Дюркгейм Э. Метод социологии.- Киев, 1899.-С.4., т. е. дать ему научное объяснение.
Социология, пишет он, есть
наука о социальных фактах , под
которыми он понимал прежде всего
политические, правовые, моральные, религиозные
и другие идеи , нормы и ценности,
вырабатываемые коллективным сознанием
людей и заставляющие отдельных
индивидов действовать в
По отношению к отдельным
людям социальные нормы, ценности и
другие проявления общественного сознания
существуют объективно. Каждый человек
застает уже сложившимися определенные
политические, правовые, моральные
и другие нормы, ценности и социальные
установки. Он должен их усвоить и
реализовать на практике. В соответствии
с этим Дюркгейм указывает на два
основных признака социальных фактов:
(1) их объективное существование
по отношению к отдельным
Так ставится и решается Дюркгеймом
вопрос о социальной обусловленности
поведения людей. У социальных фактов
общая духовная природа и сущность.
Все они проявления группового или
массового сознания. Их воздействие
на людей, в конечном счете, организовано
сознательно и осуществляется через
социальные институты, в том числе
правовые, религиозные и т. д. В
этой связи Дюркгейм писал, что социальный
факт есть лишь там, где существует
определенная организация. Он существует
как нечто общее и существенное
в поведении людей и
Информация о работе Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков