Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно постоянной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру, Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.

Файлы: 1 файл

4Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

1. Предпосылки развития  классических социологических теорий XIX- начала XX веков

 

 

Политические революции, начавшиеся с Французской революции  в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение 19 века, послужили импульсом  для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно постоянной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует  искать новые основы для наведения  порядка в обществе.

 

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что  толпы людей из аграрных районов  хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические  структуры, необходимые для существования  зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что  некоторые теоретики, к примеру, Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и  предложили альтернативные варианты социального  устройства.

 

В данной работе охарактеризованы наиболее значительные западные общесоциологические  теории, сыгравшие или играющие в  настоящее время важную роль в  развитии социологии. Содержание современных  направлений социологии во многом определено социологическими взглядами выдающихся мыслителей XIX- начала XX веков Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.

 

2. Классические социологические  теории XIX- начала XX веков

 

 

2.1 Органическая теория  общества Герберта Спенсера

 

 

Органическая школа-направление  в западной социологии конца 19-начала 20 века, рассматривавшее общество как  аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством  прямой проекции биологических закономерностей.

 

Органическая школа имела  глубокие корни в истории - сравнение  общества с организмом использовалось многими авторами. Основоположником теории был Г.Спенсер, которого считают  одним из главных представителей теории социального дарвинизма.

 

Герберт Спенсер - английский философ и социолог-позитивист. Он вслед за Контом положил в основу социологии идею эволюции. Он создал ряд  фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии, и другим наукам. Г. Спенсер является основателем  органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и  понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».

 

Суть органической теории общества заключается в том, что  оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все  стороны общественной жизни органично  связаны между собой и не могут  функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма появляются подлинное  значение любого социального института  и социальная роль каждого субъекта.

 

Спенсер уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая  такой подход с помощью следующих  доказательств: (1) как живые организмы, так и любые общества процессе их роста и развития увеличиваются  в своей массе; (2) те и другие усложняются; (3) их части приходят во все большую  зависимость друг от друга; (4) те и  другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем люди в обществе и клетки в живом  организме) постоянно появляются и  исчезают. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты.- СПб.,1866.- С.421, 458.

 

Легко заметить, что система  приводимых доказательств сходства общества с живых организмом целиком  опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические  социальные качества общества. В подтверждение  разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в  государстве уподобляется им мозгу  человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой  сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением  в живом организме, а кровяные тела- с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравнивается с нервной системой живого организма. Проводя сравнение до мелочей,- писал  Спенсер, - мы находим, что эти крупные (приведенные выше - авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо  более тесных, нежели можно ожидать. Спенсер Г. Указ. соч. С. 444-454,459.

 

Представляет интерес  теория эволюции Г.Спенсера, в том  числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного  к определенному (возрастание порядка). Спенсер Г. Основные начала.- Спб., 1898.- С. 237. Социальная революция по Спенсеру - прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. «Конституции не создаются, они сами вырастают»,- утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей. Спенсер Г. Система синтетической философии. В 2 т. Т.1. - СПб., 1899.- С. 168.

 

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается  значение коллективной деятельности людей  и разного рода социальных институтов. Он писал:

 

«Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении  поглощения индивидуальных действий корпоративных  органов». Там же. С.229.

 

В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые  в свою очередь возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности. Спенсер Г. Указ. соч. С. 235.

 

Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно  неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал  вопросы мотивации социального  поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать  условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин  должен смотреть на себя с точки  зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место  в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц».

 

Нельзя обойти вниманием  взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал  О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось  Спенсером как результат приспособительных  действий, гармонии интересов, а также  компромиссов в действиях людей  и социальных институтов. Равновесие устанавливается, как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей выступает  как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между  эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и  предложением, наконец, между функционированием  государственных учреждений и проведением  граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта  проблема постоянно решается в западной социологии.

 

2.2 Социологическая теория  марксизма

 

 

Карл Маркс- политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического  понимания истории.

 

Маркс стремился выявить  базовые принципы исторического  развития в рамках материалистического  понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации  производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что  общество разделяется на тех, кто  владеет средствами производства, и  тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает  классовые конфликты.

 

«…Всякая историческая борьба …в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование  этих классов и вместе с тем  их столкновение между собой в  свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого им обмена». Маркс  К., Энгельс Ф. Сочинения Т.21 С.259

 

Маркс использовал диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений  в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие базируется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Маркса интересовало изучение реальных взаимосвязей, особенно классовых конфликтов. Согласно его  взгляду на историю, каждый экономический  строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются  внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться  в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его  развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых  она дает достаточно простора, а  новые производственные отношения (совокупность материальных экономических  отношений между людьми в процессе общественного производства и движение общественного продукта от производства до потребления) никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс К., Энгельс  Ф. Сочинения, Т. 13. С.8. Маркс приводил такую последовательность: на смену  рабовладения приходит феодализм, капитализм - социализмом и наконец социализм - коммунизмом (высшей стадией развития общества).

 

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство  составляют надстройку общества. Экономический  базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура  общества, оказывает воздействие  на формирование всех общественных институтов. Когда один класс распоряжается  самыми насущными средствами, с помощью  которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается целая  «система рычагов», необходимых для  формирования прочих аспектов институциональной  жизни-надстройки, причем таким образом, чтобы это соответствовало интересам  правящего класса. Однако экономическая  система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние  на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной  повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок  и установит новый подлинно гуманистический  строй-коммунизм.

 

2.3 Теория социального  реализма и научный метод в  социологии Эмиля Дюркгейма

 

 

Наиболее значительный представитель  социологического позитивизма конца 19-начала 20в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм продолжил  разработку теории общества как единого  социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать  между собой ради сохранения целого.

 

В своей теории социального  реализма он исходил из того, что  природу социальных явлений следует  объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения  людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующий  социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и  более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной  Дюркгеймом доктрины социального реализма.

 

Э. Дюркгейм был сторонником  разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в  рационалистическом, т. е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих  трудов «Метод социологии» он подчеркнул, что его «главное намерение состоит  в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм» Дюркгейм Э. Метод социологии.- Киев, 1899.-С.4., т. е. дать ему научное объяснение.

 

Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах , под  которыми он понимал прежде всего  политические, правовые, моральные, религиозные  и другие идеи , нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием  людей и заставляющие отдельных  индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции.

 

По отношению к отдельным  людям социальные нормы, ценности и  другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек  застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные  и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и  реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два  основных признака социальных фактов: (1) их объективное существование  по отношению к отдельным индивидам  и (2) их принудительное воздействие  на людей. Тем самым Дюркгейм исходил  из понимания человека как социального  существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

 

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности  поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они проявления группового или  массового сознания. Их воздействие  на людей, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через  социальные институты, в том числе  правовые, религиозные и т. д. В  этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается  в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма  о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как  науки.

Информация о работе Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков