Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно постоянной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру, Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.

Файлы: 1 файл

4Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

 

Актуальный характер имеет  учение Дюркгейма о различиях  нормального и патологического  в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать  здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений». Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 55.

 

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности  адаптироваться к условиям среды  и использовать ее для своего развития.

 

Дюркгейм считает решающими  социальными истоками развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Это позволило ему более  подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой части  его труды до сих пор имеют  немалую научную ценность.

 

Представляет интерес  анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной  фактор социальности». Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного  существа», имеет общественную природу  и сущность.

 

Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских  доктрин» и почти всегда опирается  на какой-нибудь философский подход. Однако пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной  наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом.

 

2.4 Понимающая социология  Макса Вебера

 

 

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце 19-начала 20 в. сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер, оказавший  большое влияние на развитие социологии.

 

Макс Вебер создал и  развил концепцию понимающей социологии , задачи которой, по его мнению, заключаются  в том. чтобы понять и объяснить: (1) посредством каких осмысленных  действий люди пытаются осуществить  свои стремления, в какой степени  и по каким причинам им это удавалось  или не удавалось; (2) какие понятные социологу последствия имели  их стремления для «осмысленно-соотнесенного  поведения других людей». Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.- С. 499.

 

Вебер исходил из того, что  понимание социальных действий и  внутреннего мира их субъектов может  быть как логическим, т.е. осмысленным  с помощью понятий, так и чисто  эмоциональным. В этом случае оно  достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием.

 

В своей социологии понимания  Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Вебер трактует ценность как «установку той или  иной исторической эпохи», как «свойственное  эпохе направление интереса». Тем  самым ценности из области надисторической  переносятся в историю. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Указ. соч. С.42.Эта  трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения  и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального  действия.

 

Важнейшей составляющей теории социального действия является концепция  идеальных типов. Вебер трактовал  Идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической  конструкции». Там же. С.45. Это некая  модель того, что наиболее полезно  человеку, что объективно отвечает его интересам в современной  ему эпохе.

 

М.Вебер выделял следующие  типы социального действия:

 

-целерациональное действие-это,  когда человек ясно представляет  себе цель действия и средства  ее достижения, а также учитывает  возможную реакцию других людей  на свои действия. Критерием рациональности  является успех. 

 

-ценностно-рациональное  действие совершается через сознательную  веру в этическую, эстетическую  или религиозную ценность определенного  поведения.

 

-аффективное действие  происходит через аффекты, т.е.  бессознательные психологические  импульсы и чувства.

 

-традиционное действие  осуществляется через привычку. П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. Указ. соч. С. 72.

 

В целом М. Вебер был  выдающимся мыслителем. Многие высказанные  им идеи получили дальнейшее развитие и не только в странах Запада.

 

Заключение

 

 

Итак, мы рассмотрели социологические  взгляды Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

 

Во-первых, можно выделить следующие общие черты социологии Г. Спенсера:

 

1. это широкое использование  историко-сравнительного метода  в исследовании и обосновании  своих социологических взглядов;

 

2. трактовка общества как  организма, под которую он пытался  подвести определенные логические  основания;

 

3. идея закономерной эволюции  общественной жизни. Согласно  данной идее, процесс социальных  изменений совершается по естественным  законам независимо от желаний  людей.

 

Во-вторых, что Маркс стремился  выявить базовые принципы исторического  развития в рамках материалистического  понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации  производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что  общество разделяется на тех, кто  владеет средствами производства, и  тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает  классовые конфликты.

 

В-третьих, влияние идей Э. Дюркгейма присутствует в самых  различных отраслях социологического знания: от общей социологической  теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости  и возможности социологии как  науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта  реальность обладает столь же высокой  прочностью и устойчивостью, что  и природа, и так же, как природные  явления, она не поддается произвольному  манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного  и уважительного отношения к  обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции  при воздействии на социальные процессы.

 

В-четвертых, значение Вебера, как одного из крупнейших социологов 20 века, невозможно было бы объяснить, если бы мы остановились только на фиксации того обстоятельства, что он по духу своему протестант. Здесь, видимо, необходимо признать, что тот тип отношения  к действительности, который характерен для протестантизма, и та социальная реальность, которая этим типом деятельности формируется, оказались бы для Европы гораздо более универсальными, чем  можно было бы предполагать. Развитие капитализма сделало универсальной  жизненную установку протестантизма. Можно с уверенностью сказать, что  огромное значение работы Вебера «Протестантская  этика и дух капитализма» состоит  в том, что он первый зафиксировал универсальное значение протестантизма для капиталистического развития Запада. Кроме того, он одновременно через  сравнение с протестантизмом  выявил характер рациональности как  фундаментального принципа индустриального  общества. Таким образом, именно протестантизм  мышления Вебера дал ему установку  и специфическое видение современной  ситуации в развитии западного общества. Это же видение явилось границей веберовского мышления, поскольку, радикально разведя противоположности, он не нашел между ними соединительного моста, а, следовательно, и выход из кризиса.


Информация о работе Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков