Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 21:51, контрольная работа
Социальная защита населения – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи 4
2. Система социальной защиты, ее характеристика 7
3. Принципы и функции социальной защиты
4. Организационно-правовые формы социальной защиты населения
5. Специфика реализации функций социальной защиты в социальной работе
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи 4
2. Система социальной защиты, ее характеристика 7
3. Принципы и функции социальной защиты
4. Организационно-правовые формы социальной защиты населения
5. Специфика реализации функций социальной защиты в социальной работе
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников
Введение
Социальная защита населения – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Институт социальной защиты как комплексная система, формирующаяся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности [5].
1. Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи
Политические факторы. Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе. Политический фактор проявился в активизации деятельности общественных объединений и политических партий. Вопросы развития и улучшения социальной защиты, поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стали чаще привлекать внимание общественных объединений, включаться в их программы и другие документы, вноситься в качестве инициативы на обсуждение законодательных органов власти.
Экономические факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов посредством взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной или натуральной форме. Семья, являясь важнейшей ячейкой общества, становится естественным защитным механизмом для своих членов, обеспечивающим выработку мировоззрения базовых моделей поведения и жизненной стратегии, возможности адаптации к изменившимся условиям социума.
Идеологические факторы играют важную роль в становлении института социальной защиты. Они отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. Реально их влияние и на результативность деятельности складывающегося института социальной защиты.
Нравственно-психологические факторы являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека – при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания. Поэтому задача института социальной защиты – способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов – проблемы взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними. Налаживание взаимодействия с людьми, оказание им помощи в социальном функционировании – это сфера интересов института социальной защиты.
Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями – все это повышает эффективность мер по социальной защите.
Основными задачами социальной защиты являются:
реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
адаптация системы социальной зашиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).
2. Система социальной защиты, ее характеристика
Социальная защита (социальная помощь, социальная поддержка) – это особый вид деятельности, имеющий в качестве объекта своего воздействия человека, неспособного самостоятельно решать жизненные проблемы, а нередко даже жить без посторонней помощи. Прежде всего, это пожилые люди (55/60-75 лет), престарелые (75-90 лет), долгожители (свыше 90 лет), инвалиды, дети из многодетных и неполных семей.
Республика Беларусь располагает развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия и трансферты. Расходы на различные социальные программы (за исключением выплат на образование и здравоохранение) составляют примерно 15 % валового внутреннего продукта.
Предоставление социальных услуг и организация социального страхования в Беларуси регулируются законами Республики Беларусь:
«Об основах государственного социального страхования», «О социальном обслуживании», «О пенсионном обеспечении», «О государственных минимальных социальных стандартах», «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»;
Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»;
постановлениями Совета Министров Республики Беларусь: № 344 «О Комплексной системе мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000-2005 годы» от 16 марта 2000 года, № 858 «Об утверждении перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем и положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты» от 8 июня 2001 года, № 771 «О мерах по созданию в республике системы адресной социальной помощи» от 29 мая 2000 года.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании» система социального обслуживания в Беларуси включает:
- государственные органы, осуществляющие управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции;
- центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
- социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
- социальные приюты;
- центры психолого-педагогической помощи; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями
психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
- геронтологические центры;
- организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);
- реабилитационно-трудовые мастерские;
- иные юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством;
- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги, чье право на занятие социальным обслуживанием в рамках системы социального обслуживания официально подтверждено в порядке, установленном законодательством.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, регламентирующим требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные минимальные стандарты в области социального обслуживания устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о таких стандартах.
Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» утверждена система государственных подобных стандартов в различных сферах жизнедеятельности. Речь идет о минимальных уровнях государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей человека, выраженных в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. Закон определяет бесплатные и общедоступные социальные услуги как услуги, предоставление которых гарантируется государством за счет республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов, и которые доступны для всех по условиям и возможностям приобретения и пользования.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются стандарты в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания.
Государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания распространяются на:
государственные пособия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей, пособия, единовременные выплаты и иную материальную помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.
Государственными минимальными социальными стандартами в области социального обслуживания малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан являются:
- перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания;
- нормы и нормативы обеспеченности граждан услугами государственных учреждений социального обслуживания;
- нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания различных типов и видов.
В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 8 июня 2001 г. № 858 «Об утверждении перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем и положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты» в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной зашиты, включены: