Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 21:51, контрольная работа
Социальная защита населения – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи 4
2. Система социальной защиты, ее характеристика 7
3. Принципы и функции социальной защиты
4. Организационно-правовые формы социальной защиты населения
5. Специфика реализации функций социальной защиты в социальной работе
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников
1. Услуги, предоставляемые отделениями социальной помощи на дому:
1.1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости; содействие в заготовке овощей на зиму; доставка воды; помощь в растопке печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения); сдача стеклопосуды, вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги; содействие в предоставлении услуг организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими коллективами, оказывающими услуги населению; оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и культурных мероприятий; доставка на дом благотворительной и другой помощи.
1.2. Социально-реабилитационные услуги:
помощь в получении талонов на прием к врачу; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; содействие в обеспечении (по заключению врачей) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, а при необходимости и сопровождение в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.
1.3.Консультативно-
помощь в оформлении документов; помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных законодательством льгот, гарантий и их представление в соответствующие органы для рассмотрения; предоставление консультаций по вопросам пенсионного обеспечения и получения других социальных выплат; содействие в получении иных юридических консультаций.
1.4. Содействие в организации ритуальных услуг.
1.5. Дополнительные услуги по оказанию специализированной помощи:
наблюдение за состоянием здоровья; оказание первичной медицинской помощи; выполнение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм), внутримышечных и подкожных инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена белья); забор материалов для проведения лабораторных исследований (при наличии направления от лечащего врача); кормление ослабленных больных и (при необходимости) организация горячего питания на дому; уборка жилых помещений; проведение санитарно-просветительной работы.
2. Услуги, предоставляемые отделениями срочного социального обслуживания:
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в предоставлении помещений для временного (дневного и ночного) пребывания, обеспечение разовым горячим питанием, в том числе путем предоставления талонов на бесплатное питание или продуктовых наборов, оказание разовой бытовой помощи, организация первичной медицинской и психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи, организация юридических и иных консультаций.
3. Услуги, предоставляемые в отделениях дневного пребывания, создаваемых в государственных учреждениях социальной защиты населения
3.1. Услуги по организации быта и досуга:
организация лечебных процедур, занятий по интересам, отдыха; обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иными средствами досуга; организация и проведение культурно-массовых мероприятий.
3.2. Социально-реабилитационные услуги:
содействие в получении психологической помощи; оказание санитарно-гигиенических услуг; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании их индивидуальных программ реабилитации; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам в целях социальной и трудовой реабилитации.
3.3. Консультативно-правовые услуги:
помощь в оформлении документов; содействие в получении юридических консультаций; помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных законодательством льгот, гарантий и их представление в соответствующие органы для рассмотрения.
В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты такие услуги предоставляются государственными учреждениями социального обслуживания на безвозмездной и возмездной основе.
Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается руководителем учреждения социального обслуживания, оказывающего эти услуги согласно его профилю, на основании представленных гражданами или их законными представителями документов [4].
Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) пересматривается руководителем учреждения социального обслуживания при изменении размеров пенсии граждан (с учетом надбавок и повышений), утвержденного бюджета прожиточного минимума, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления таких услуг. Размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги пересматривается руководителем учреждения социального обслуживания при изменении облисполкомами и Минским горисполкомом цен (тарифов) на социальные услуги.
Социальные услуги, предусмотренные Перечнем, предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:
- одиноким малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким малообеспеченным инвалидам первой и второй групп (семьям, состоящим из инвалидов первой и второй групп);
- (супружеским парам) и одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам первой и второй групп (семьям, состоящим из инвалидов первой и второй групп), не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону. Иные социальные услуги предоставляются гражданам, указанным в настоящем пункте, на возмездной основе в порядке, утвержденном Положением.
Так, входящие в Перечень социальные услуги, оказываемые на дому отделением срочного социального обслуживания, а также отделением социальной помощи на дому, предоставляются на условиях частичной оплаты одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким и одиноко проживающим инвалидам первой и второй групп (семьям, состоящим из инвалидов первой и второй групп).
Социальные услуги, в том числе входящие в Перечень, предоставляются на условиях полной оплаты гражданам, имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, а также гражданам, проживающим в семьях, имеющих в своем составе трудоспособных членов семьи.
Стоимость социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания на дому, в том числе отделениями срочного социального обслуживания, определяется по ценам (тарифам) на платные услуги, устанавливаемым областными и городским исполнительными комитетами [4].
Граждане, посещающие отделение дневного пребывания, направляют на оплату услуги один процент от получаемой гражданином пенсии, определяемой с учетом установленных законодательством надбавок и повышений в месяц.
Организация питания, специализированной медицинской помощи (выполнение подкожных и внутримышечных инъекций в соответствии с назначением лечащего врача, массаж, фитотерапия, солярий, тренажеры), а также предоставление индивидуального постельного белья и спального места в отделениях дневного пребывания осуществляется за дополнительную плату в размере, определяемом облисполкомами и Минским горисполкомом.
При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждение социального обслуживания заключает с гражданином или с его законным представителем договор, определяющий виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон. Заключение, изменение условий и расторжение договора осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
3. Принципы и функции социальной защиты
Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.
Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека [2].
Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества.
Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.
С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
Комплексность обеспечивается:
1. единством целей, принципов и направлений деятельности;
2. сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
3. всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);
4. координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
5. контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
На основе комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.
Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:
- помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;
- развития надомного труда;
- развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ;
- сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;
- поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.