Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Социальная защита населения – система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи 4
2. Система социальной защиты, ее характеристика 7
3. Принципы и функции социальной защиты
4. Организационно-правовые формы социальной защиты населения
5. Специфика реализации функций социальной защиты в социальной работе
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

соц раб_Машка.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

1. Услуги, предоставляемые отделениями социальной помощи на дому:

1.1. Услуги по организации питания, быта и досуга:

покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости; содействие в заготовке овощей на зиму; доставка воды; помощь в растопке печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения); сдача стеклопосуды, вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги; содействие в предоставлении услуг организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими коллективами, оказывающими услуги населению; оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и культурных мероприятий; доставка на дом благотворительной и другой помощи.

1.2. Социально-реабилитационные услуги:

помощь в получении талонов на прием к врачу; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации; содействие в обеспечении (по заключению врачей) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, а при необходимости и сопровождение в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.

1.3.Консультативно-информационные услуги:

помощь в оформлении документов; помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных законодательством льгот, гарантий и их представление в соответствующие органы для рассмотрения; предоставление консультаций по вопросам пенсионного обеспечения и получения других социальных выплат; содействие в получении иных юридических консультаций.

1.4. Содействие в организации ритуальных услуг.

1.5. Дополнительные услуги по оказанию специализированной помощи:

наблюдение за состоянием здоровья; оказание первичной медицинской помощи; выполнение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм), внутримышечных и подкожных инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена белья); забор материалов для проведения лабораторных исследований (при наличии направления от лечащего врача); кормление ослабленных больных и (при необходимости) организация горячего питания на дому; уборка жилых помещений; проведение санитарно-просветительной работы.

2. Услуги, предоставляемые отделениями срочного социального обслуживания:

обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в предоставлении помещений для временного (дневного и ночного) пребывания, обеспечение разовым горячим питанием, в том числе путем предоставления талонов на бесплатное питание или продуктовых наборов, оказание разовой бытовой помощи, организация первичной медицинской и психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи, организация юридических и иных консультаций.

3. Услуги, предоставляемые в отделениях дневного пребывания, создаваемых в государственных учреждениях социальной защиты населения

3.1. Услуги по организации быта и досуга:

организация лечебных процедур, занятий по интересам, отдыха; обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иными средствами досуга; организация и проведение культурно-массовых мероприятий.

3.2. Социально-реабилитационные услуги:

содействие в получении психологической помощи; оказание санитарно-гигиенических услуг; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании их индивидуальных программ реабилитации; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам в целях социальной и трудовой реабилитации.

3.3. Консультативно-правовые услуги:

помощь в оформлении документов; содействие в получении юридических консультаций; помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных законодательством льгот, гарантий и их представление в соответствующие органы для рассмотрения.

В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты такие услуги предоставляются государственными учреждениями социального обслуживания на безвозмездной и возмездной основе.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается руководителем учреждения социального обслуживания, оказывающего эти услуги согласно его профилю, на основании представленных гражданами или их законными представителями документов [4].

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) пересматривается руководителем учреждения социального обслуживания при изменении размеров пенсии граждан (с учетом надбавок и повышений), утвержденного бюджета прожиточного минимума, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления таких услуг. Размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги пересматривается руководителем учреждения социального обслуживания при изменении облисполкомами и Минским горисполкомом цен (тарифов) на социальные услуги.

Социальные услуги, предусмотренные Перечнем, предоставляются бесплатно следующим категориям граждан:

- одиноким малообеспеченным пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким малообеспеченным инвалидам первой и второй групп (семьям, состоящим из инвалидов первой и второй групп);

- (супружеским парам) и одиноко проживающим малообеспеченным инвалидам первой и второй групп (семьям, состоящим из инвалидов первой и второй групп), не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону. Иные социальные услуги предоставляются гражданам, указанным в настоящем пункте, на возмездной основе в порядке, утвержденном Положением.

Так, входящие в Перечень социальные услуги, оказываемые на дому отделением срочного социального обслуживания, а также отделением социальной помощи на дому, предоставляются на условиях частичной оплаты одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам (супружеским парам) и одиноким и одиноко проживающим инвалидам первой и второй групп (семьям, состоящим из инвалидов первой и второй групп).

Социальные услуги, в том числе входящие в Перечень, предоставляются на условиях полной оплаты гражданам, имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных членов семьи, обязанных содержать их по закону, а также гражданам, проживающим в семьях, имеющих в своем составе трудоспособных членов семьи.

Стоимость социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания на дому, в том числе отделениями срочного социального обслуживания, определяется по ценам (тарифам) на платные услуги, устанавливаемым областными и городским исполнительными комитетами [4].

Граждане, посещающие отделение дневного пребывания, направляют на оплату услуги один процент от получаемой гражданином пенсии, определяемой с учетом установленных законодательством надбавок и повышений в месяц.

Организация питания, специализированной медицинской помощи (выполнение подкожных и внутримышечных инъекций в соответствии с назначением лечащего врача, массаж, фитотерапия, солярий, тренажеры), а также предоставление индивидуального постельного белья и спального места в отделениях дневного пребывания осуществляется за дополнительную плату в размере, определяемом облисполкомами и Минским горисполкомом.

При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждение социального обслуживания заключает с гражданином или с его законным представителем договор, определяющий виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон. Заключение, изменение условий и расторжение договора осуществляется в соответствии с действующим законодательством.


 

 

3. Принципы и функции социальной защиты

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре.

Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода из них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость. Это важно еще и потому, что необходимо оберегать создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения и распространения всеобщей бедности в то время, когда она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека [2].

Справедливость и гуманизм в социальной защите – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам населения равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. А это означает, что создание социальной защиты населения тесно связано с построением правового, демократического государства, в котором потенциальные возможности обретения равнодоступных защитных гарантий и благ исключают пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

1.                  единством целей, принципов и направлений деятельности;

2.                  сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;

3.                  всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);

4.                  координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

5.                  контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

На основе комплексного подхода удается увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства, наиболее эффективно защитить тех, кому угрожает переход за черту бедности, кто оказался в трудной жизненной ситуации, превратить социальную защиту в фактор стабилизации экономического и социального развития.

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это не только и не столько упреждающие компенсации в денежной и натуральной форме малообеспеченным группам населения при повышении цен или иных социальных потрясениях, а прежде всего создание таких условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;

- развития надомного труда;

- развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ;

- сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и другое;

- поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое.

Информация о работе Предпосылки становления института социальной защиты населения и его основные задачи