Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:38, контрольная работа
Цель работы - указать причины и условия возникновения социологии в историческом процессе.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
• выявить причины становления социальной науки XVIII в.;
• проанализировать наиболее значимые положения учения Огюста Конта, определив тем самым его место в истории;
• раскрыть причины, по которым Огюст Конт ввел новое понятие и выделил социологию из социальной физики;
• рассмотреть основные методы, которые мыслитель предложил использовать в социологии;
Введение.......................................................................................................................3
Раздел I. История становления социологии..............................................................4
Глава 1. Предпосылки возникновения социологии..................................................4
Глава 2. Становление социальной науки...................................................................5
Раздел II. Вклад Огюста Конта в историю социологии...........................................7
Глава 1. Учение О. Конта............................................................................................7
Глава 2. Место О. Конта в истории социологии.....................................................10
Заключение.................................................................................................................14
Список литературы....................................................................................................15
Приложения
Под социальной статикой Конт понимал теорию общественного порядка, организации, гармонии, при этом общество рассматривается как органическ
Говоря о разных состояниях статики, Конт использовал термин «консенсус»[6], при этом употребляя его в двойственном смысле для того, чтобы подчеркнуть объективную функциональную и структурную согласованность различных явлений, элементов социального пространства в тот или иной этап социального времени.
Теорию позитивизма Конт назвал социальной динамикой, опираясь при ее создании на примеры, взятые из истории наиболее цивилизованных народов.
Анализируя роль разных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт разделил их на первичные и вторичные, при этом к первичным, по мнению ученого, следует относить духовное развитие, ко вторичному - климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, прирост населения и некоторые другие.
Социальная динамика Конта обладает рядом определенных достоинств: так, он сделал попытку раскрытия закономерностей социальной эволюции, на которую не обращали внимания его предшественники; теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения на общество как нечто целого[8].
Ключевой частью социологии Огюста Конта выступает разработка проблематики методов, применяемых в исследовании общества (таблица 2).
Будучи противником крайностей эмпиризма, обосновывает возможность применения в социологии метода наблюдения, а также сравнительного, экспериментального и исторического методов.
Рассуждения Конта о методах, которые могут и даже должны быть взяты на вооружение социологией, в итоге приводят к тому, что мыслитель не настаивает на строго объективных методах исследования, причиной тому стал возникший вопрос о необходимости найти твердую теоретическую основу при проведении социологических исследований как составных элементов социологии. Но Конт, говоря о социологических исследованиях, не предложил ничего нового для их проведения, его идеи сводились исключительно к умозрительному характеру.
Глава 2. Место О. Конта в истории социологии
Проблема целостности общества в социальной философии О. Конта является сквозной темой. Конт видел основной принцип такой целостности в солидарности, которая достигается осознанием каждым своей роли, единым состоянием умов, позитивной религией, реализацией основных возможностей человеческой природы в деятельности социальных групп и институтов, а также в распределении ролей между гражданами. При этом Конт подчеркивал организующую, воспитывающую роль семьи, полноту проявлений в ней мужского и женского начал, безусловное преобладание духовной власти над светской. Целостность общества достигается окончательно, когда Человечество объединяется в единое Целое. Здесь достигается преемственность и охрана традиций, культ представителей духовной элиты, гармония банкиров и рабочих, патрициата и пролетариата, преемственность поколений. Все это основывается на научной организации труда и социологии, которая совпадает с позитивной религией. Всеобщий баланс обеспечивается соответствием социальной организации основным возможностям человеческой природы (чувство, разум, действие). Светская власть имеет ровно столько власти, сколько нужно для организации работ и поддержания порядка. Духовная власть контролирует состояние умов. Семья, собственность, язык, воспитание - условия сплоченности общества.
В вопросе о предмете и методе социологии О. Конта интересовала, прежде всего, проблема предмета. Однако здесь нельзя не обратить внимание на тот факт, что новое понимание предмета социологии породило расширительное толкование функций этого вида знания. Так, наряду с общепризнанными объяснительной и гносеологической функциями, Контом добавляются практическая и реформаторская функции. Задача социологии, по мнению мыслителя, - реформировать, изменить мир на основании правильно понятых законов его функционирования и эволюции. Эту мысль лучше всего выразил афоризма Огюста Конта «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы уметь сделать».[9]
Успешная реализация новых идей требовала новых средств достиж
Меньшая степень внимания к методу была обусловлена не только наглядной демонстрацией соврем
На теологической стадии, как отмечает Конт, ум человека следит за каждым явлением природы, усматривая при этом преобладание сверхъестественной силы, когда человек стремится к постоянному познанию явлений, поражающих его сознание. Но уже на следующей, метафизической стадии, человеческое сознание обращается к понятиям, отражающим реальность внешнего мира. Однако вследствие того, что наука еще плохо развита понятия эти имеют абстрактный характер. На позитивной стадии человеческое сознание, делая определенные выводы, исходит уже из наблюдений[9].
Контовский закон трех стадий
Интересен взгляд Конта и на юриспруденцию, а конкретно - развитие права, подхода к праву как к социальному явлению. Конт исходит из идеи развития юридического порядка, согласно которой порядок всегда является основным условием прогресса, а прогресс - необходимой целью порядка. Конт подчеркивал, что искусственный или юридический порядок, в конечном счете, есть лишь простое продолжение естественного порядка, который, в свою очередь, подчинен действию неизменных естественных законов. Открытие естественных законов как законов явлений и составляет высшую цель позитивизма.
Отметим, что основные работы Конта активно обсуждались, начиная с 60-х годов XIX столетия, в журналах и возникавшей тогда социологич
Заключение
Подводя итог нашему исследованию, хотим подчеркнуть, что культура XIX века вырастала из новой структуры общества, иной системы ценностей и идеалов. Возрастание сложности и ускорение прогресса социального мира (формирование национально-правовых государств, гражданской свободы и равенства, разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, рыночной экономики) обусловливало соответствующую «шуму времени» социальную науку. Процесс отделения социального познания от традиционной философии (метафизики) и одновременного его дифференцирования создают направление, которое привело к позитивному знанию, в основном обращенному на чувственно воспринимаемый и опытно проверяемый мир. Социальное познание исключает из себя метафизику и выступает альтернативой проблематике традиционной философии, упертой в поиски первопричин, скрытой сущности реальной действительности. Материализм (вульгаризация) и идеализм (спиритуализм) расцениваются теперь как одинаково неэффективные.
Авторитет научного знания переходит к естествознанию с его опытно-математическим эталоном. В условиях промышленной революции - индустриализции и прогресса общественной практики - эмпирико-сенсуалистическая линия познания превращается в позитивизм. Социальные дисциплины, освобождаясь от методологического влияния рациональной философии все шире сводят духовное и социальное к механике (физиологическим основаниям). Тем самым открывается возможность для раскрытия практического, прикладного потенциала социального познания с одной стороны. С другой - для использования эмпирических методов получения научного знания.
Таким образом, начало XIX в. ознаменовалось созданием социокультурных условий для появления новой социальной науки, обретающей собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется «социальной физикой», «социальной физиологией», а затем «социологией» - наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии.
Список использованной литературы
Таблица 1
Иерархия наук по О. Конту
Таблица 2
Методы социологии Огюста Конта
Метод |
Описание |
Наблюдения |
По утверждению Конта, наблюдение должно являться главным методом в любом исслед |
Экспериментальный |
Необходим для сопоставления жизни различ |
Сопоставления |
Рассматривается, не отделяясь от метода наблюдения, так как разделение может привести к тому, что случайные моменты будут во |
Исторический |
Метод, который наиболее всего соответствует природе со |
Информация о работе Предпосылки возникновения социологии. О. Конт как основатель социологии