Предпосылки возникновения социологии. О. Конт как основатель социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - указать причины и условия возникновения социологии в историческом процессе.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
• выявить причины становления социальной науки XVIII в.;
• проанализировать наиболее значимые положения учения Огюста Конта, определив тем самым его место в истории;
• раскрыть причины, по которым Огюст Конт ввел новое понятие и выделил социологию из социальной физики;
• рассмотреть основные методы, которые мыслитель предложил использовать в социологии;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Раздел I. История становления социологии..............................................................4
Глава 1. Предпосылки возникновения социологии..................................................4
Глава 2. Становление социальной науки...................................................................5
Раздел II. Вклад Огюста Конта в историю социологии...........................................7
Глава 1. Учение О. Конта............................................................................................7
Глава 2. Место О. Конта в истории социологии.....................................................10
Заключение.................................................................................................................14
Список литературы....................................................................................................15
Приложения

Файлы: 1 файл

КР ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Под социальной статикой Конт понимал теорию общественного порядка, организации, гармонии, при этом общество рассматривается как органическое целое, понятное только в своем единстве. Конт рассматривал все общественные институты с точки зрения их общественных функций, а главным образом, их роль в сфере социальной интеграции. При этом его рассуждения несколько консервативны.

Говоря о разных состояниях статики, Конт использовал термин «консенсус»[6], при этом употребляя его в двойственном смысле для того, чтобы подчеркнуть объективную функциональную и структурную согласованность различных явлений, элементов социального пространства в тот или иной этап социального времени.

Теорию позитивизма Конт назвал социальной динамикой, опираясь при ее создании на примеры, взятые из истории наиболее цивилизованных народов.

Анализируя роль разных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт разделил их на первичные и вторичные, при этом к первичным, по мнению ученого, следует относить духовное развитие, ко вторичному - климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, прирост населения и некоторые другие.

Социальная динамика Конта обладает рядом определенных достоинств: так, он сделал попытку раскрытия закономерностей социальной эволюции, на которую не обращали внимания его предшественники; теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения на общество как нечто целого[8].

Ключевой частью социологии Огюста Конта выступает разработка проблематики методов, применяемых в исследовании общества (таблица 2).

Будучи противником крайностей эмпиризма, обосновывает возможность применения в социологии метода наблюдения, а также сравнительного, экспериментального и исторического методов. 

Рассуждения Конта о методах, которые могут и даже должны быть взяты на вооружение социологией, в итоге приводят к тому, что мыслитель не настаивает на строго объективных методах исследования, причиной тому стал возникший вопрос о необходимости найти твердую теоретическую основу при проведении социологических исследований как составных элементов социологии. Но Конт, говоря о социологических исследованиях, не предложил ничего нового для их проведения, его идеи сводились исключительно к умозрительному характеру.

Глава 2. Место О. Конта в истории социологии

Проблема целостности общества в социальной философии О. Конта является сквозной темой. Конт видел основной принцип такой целостности в солидарности, которая достигается осознанием каждым своей роли, единым состоянием умов, позитивной религией, реализацией основных возможностей человеческой природы в деятельности социальных групп и институтов, а также в распределении ролей между гражданами. При этом Конт подчеркивал организующую, воспитывающую роль семьи, полноту проявлений в ней мужского и женского начал, безусловное преобладание духовной власти над светской. Целостность общества достигается окончательно, когда Человечество объединяется в единое Целое. Здесь достигается преемственность и охрана традиций, культ представителей духовной элиты, гармония банкиров и рабочих, патрициата и пролетариата, преемственность поколений. Все это основывается на научной организации труда и социологии, которая совпадает с позитивной религией. Всеобщий баланс обеспечивается соответствием социальной организации основным возможностям человеческой природы (чувство, разум, действие). Светская власть имеет ровно столько власти, сколько нужно для организации работ и поддержания порядка. Духовная власть контролирует состояние умов. Семья, собственность, язык, воспитание - условия сплоченности общества.

В вопросе о предмете и методе социологии О. Конта интересовала, прежде всего, проблема предмета. Однако здесь нельзя не обратить внимание на тот факт, что новое понимание предмета социологии породило расширительное толкование функций этого вида знания. Так, наряду с общепризнанными объяснительной и гносеологической функциями, Контом добавляются практическая и реформаторская функции. Задача социологии, по мнению мыслителя, - реформировать, изменить мир на основании правильно понятых законов его функционирования и эволюции. Эту мысль лучше всего выразил афоризма Огюста Конта «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы уметь сделать».[9]

Успешная реализация новых идей требовала новых средств достижения этих целей, то есть новых научных методов. Конт неоднократно подчеркивал, что ценит методы выше любой конструкции, полученной с их помощью. Систему методологических приемов Конта обстоятельно описал Дж. Ст. Милль в своей работе «Система логики»[10].  Ряд методов (наблюдение, классификация, эксперимент и др.) Конт рекомендовал заимствовать у естествознания, но в силу крайней специфичности социальных явлений он требовал и обоснование новых методов - сравнительно-исторического, конструктивно-типологического и субъективного (или симпатического сопереживания).

Меньшая степень внимания к методу была обусловлена не только наглядной демонстрацией современного Конту метода естественных наук, но и влиянием гегелевской системы. Как известно, Конт разработал закон интеллектуальной эволюции человечества, согласно которому общественное сознание прошло три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивистскую.

На теологической стадии, как отмечает Конт, ум человека следит за каждым явлением природы, усматривая при этом преобладание сверхъестественной силы, когда человек стремится к постоянному познанию явлений, поражающих его сознание. Но уже на следующей, метафизической стадии, человеческое сознание обращается к понятиям, отражающим реальность внешнего мира. Однако вследствие того, что наука еще плохо развита понятия эти имеют абстрактный характер. На позитивной стадии человеческое сознание, делая определенные выводы, исходит уже из наблюдений[9].

 Контовский закон трех стадий есть не что иное, как перенос гегелевской системы становления Духа в плоскость сугубо общественных отношений. На сегодняшний день в социологии вырисовываются две стратегические перспективы: или заниматься выработкой более совершенной теории, или изобретать более адекватный метод. Исчерпание естественно-научного метода провоцирует современную социологию как раз на такую перспективу. Тем самым социология лишается статуса научной дисциплины, сливаясь в единое целое с социальной философией. По сути дела такой процесс начался еще в социологии Г. Зиммеля с его идеи формальной социологии, где социологические идеи должны проходить проверку на истинность, используя только логические процедуры. Таким образом, в современной социологии по-прежнему в центре внимания стоит выработка теории, а не метода. Но современная социология, эволюционируя в метасоциологию, теряет процедуру верификации, за которую так сражался Конт.

Интересен взгляд Конта и на юриспруденцию, а конкретно - развитие права, подхода к праву как к социальному явлению. Конт исходит из идеи развития юридического порядка, согласно которой порядок всегда является основным условием прогресса, а прогресс - необходимой целью порядка. Конт подчеркивал, что искусственный или юридический порядок, в конечном счете, есть лишь простое продолжение естественного порядка, который, в свою очередь, подчинен действию неизменных естественных законов. Открытие естественных законов как законов явлений и составляет высшую цель позитивизма.

Отметим, что основные работы Конта активно обсуждались, начиная с 60-х годов XIX столетия, в журналах и возникавшей тогда социологической литературе. Вместе с тем это было не заимствование и переложение на русском языке контовских идей, а критическое усвоение и прямая полемика. В частности, этико-социологическое направление (субъективная социология) в лице П. Лаврова, Н. Михайловского, Н. Кареева противопоставило объективизму теории Конта ценностное содержание социального порядка и прогресса, субъективный характер индивидуального и массового поведения. От Конта отталкивался неопозитивизм Де-Роберти и бихевиоризм раннего П. Сорокина, а также в полемике с ним формировались антипозитивистские концепции Г. Плеханова, А. Лаппо-Данилевского, Л. Петражицкого, Б. Кистяковского и других. Таким образом, классический позитивизм Конта послужил мощным импульсом для становления собственно российской социальной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог нашему исследованию, хотим подчеркнуть, что культура XIX века вырастала из новой структуры общества, иной системы ценностей и идеалов. Возрастание сложности и ускорение прогресса социального мира (формирование национально-правовых государств, гражданской свободы и равенства, разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, рыночной экономики) обусловливало соответствующую «шуму времени» социальную науку. Процесс отделения социального познания от традиционной философии (метафизики) и одновременного его дифференцирования создают направление, которое привело к позитивному знанию, в основном обращенному на чувственно воспринимаемый и опытно проверяемый мир. Социальное познание исключает из себя метафизику и выступает альтернативой проблематике традиционной философии, упертой в поиски первопричин, скрытой сущности реальной действительности. Материализм (вульгаризация) и идеализм (спиритуализм) расцениваются теперь как одинаково неэффективные.

Авторитет научного знания переходит к естествознанию с его опытно-математическим эталоном. В условиях промышленной революции - индустриализции и прогресса общественной практики - эмпирико-сенсуалистическая линия познания превращается в позитивизм. Социальные дисциплины, освобождаясь от методологического влияния рациональной философии все шире сводят духовное и социальное к механике (физиологическим основаниям). Тем самым открывается возможность для раскрытия практического, прикладного потенциала социального познания с одной стороны. С другой - для использования эмпирических методов получения научного знания.

Таким образом, начало XIX в. ознаменовалось созданием социокультурных условий для появления новой социальной науки, обретающей собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется «социальной физикой», «социальной физиологией», а затем «социологией» - наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии.

Список использованной литературы

 

  1. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2003.
  2. Зиммель Г. Избранное.М., 1996. - 319 с.
  3. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. - 639 с.
  4. Кареев Н.И. Избранные статьи по социологии. СПб, 2008.
  5. Конт О. Дух позитивной философии. Тексты по истории социологии XIX-XX вв.М., 1997. - 512 с.
  6. Конт О. Избранные сочинения. М., 1996. - 417 с.
  7. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
  8. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии. В 2-х томах. СПб, 1998. - 315 с.
  9. Огюст Конт и позитивизм Auguste Comte and positivism / Милль Джон Стюарт; Пер. Спиридонов И.И.М., 2007. - 170 с.
  10. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб, 2000. - № 4.С. 194-197.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Иерархия наук по О. Конту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Методы социологии Огюста Конта

 

Метод

Описание

Наблюдения

По утверждению Конта, наблюдение должно являться главным методом в любом исследовании, проводимом в рамках социологии. Конт отмечал важность не только непосредственных наблюдений, но и косвенных обстоятельств (изучение исторических и культурных памятников, обычаев и обрядов, анализ и сравнение различных языков).

Экспериментальный

Необходим для сопоставления жизни различных этносов, находящихся на разных частях земного шара, с целью определения общих законов их существования и развития.

Сопоставления

Рассматривается, не отделяясь от метода наблюдения, так как разделение может привести к тому, что случайные моменты будут восприняты как основные. Именно это и произошло, отмечает мыслитель, когда неправильные выводы были сделаны при определении значения климата на различные расы.

Исторический

Метод, который наиболее всего соответствует природе социальных явлений, при этом нетипичен для социологии. Конт указывал, что метод этот нужно проводить вместе со сравнением. Именно в историческом методе выражается главная особенность социологии, состоящая в необходимости перехода от целого к его части. Согласно Конту, между социологией и историей нет различий.



Информация о работе Предпосылки возникновения социологии. О. Конт как основатель социологии