Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 00:01, контрольная работа
Основу любой экономики составляет производство – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является фирма. Именно поэтому фирма выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность фирм, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики.
Введение……………………………………………………………….….3
Вопрос №1. Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер). ………………………………………………………………….….5
1.1 Определение предпринимательства и его основные виды……………………………………………………………………………....5
1.2 Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер)…………………………………………………………….…….….10
Вопрос №2. Социальный портрет современного российского предпринимателя. ………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………..17
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Владимирский филиал
Кафедра « Философии, истории и права »
Факультет заочный
Направление экономика
Сокращенная программа
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине: Экономическая социология
на тему: «Предпринимательское поведение»
Вариант № 7
Выполнила:
Курс 1 № группы 3с
Номер зачётной книжки 100.06/140164
Проверил: Мануйлов Н. В.
Владимир 2014г.
План
Введение…………………………………………………………
Вопрос №1. Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер). ………………………………………………………………….….5
1.1 Определение предпринимательства
и его основные виды……………………………………………………………………
1.2 Социально-психологический
портрет предпринимателя (Й. Шумпетер)………………………………………………………
Вопрос №2. Социальный портрет современного российского предпринимателя. ………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..17
Введение
Основу любой экономики составляет производство – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является фирма. Именно поэтому фирма выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность фирм, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики.
Наиболее важное место в социально-экономическом развитии общества занимает предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности является, прежде всего, фирма. Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства.
Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта. Динамику развития предпринимательства можно было бы рассматривать в качестве важного критерия, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.
Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.
Однако развития предпринимательства в России связано с целым рядом проблем. Достигнутый в России уровень развития предпринимательства сохраняется без существенных изменений уже с середины 1990-х годов. Практическое решение многих проблем развития предпринимательской деятельности осложняется отсутствием их теоретических разработок. Российское законодательство далеко от состояния, которое отвечает требованиям современного этапа развития предпринимательства. Современное общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства.
Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.
Цель контрольной работы – это рассмотрение вопроса предпринимательского поведения.
Задачами данной работы являются:
- дать определение предпринимательства и рассмотреть его основные виды
- составить социально-психологический портрет предпринимателя
- составить социальный портрет современного российского предпринимателя
Вопрос №1.Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер).
1.1 Определение предпринимательства и его основные виды.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
В зависимости от характера деятельности и видов используемых ресурсов различают производственное, торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.
Производственное предпринимательство. Производственным называется предпринимательство, непосредственно связанное с производством материальных, интеллектуальных и духовных ценностей:
В своей деятельности предприниматели – "производственники" в той или иной мере используют основные и оборотные средства (производственные помещения, машины, оборудование, приборы и инструменты, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, энергетические ресурсы), рабочую силу, включая и свою собственную, научные и информационные ресурсы. От их наличия и количества непосредственно зависят реальные объемы производства.
Вся произведенная предпринимателями товарная продукция поступает на соответствующие целевые рынки. В условиях рынка формируются цены и определяются объемы продаж конкретных товаров. Потребители продукции производственного предпринимательства могут приобретать нужные им товары (оборудование, материалы и др.) и услуги (транспортные, рекламные, информационные и т.д.) либо у их производителей (самостоятельно или с помощью посредников), лицо в оптовой или розничной торговой сети – у граждан (индивидуальных предпринимателей) и организаций, специализирующихся в области торгового предпринимательства.
Торговое предпринимательство. Торговое предпринимательство связано с куплей-продажей товаров:
Для понимания сути торгового предпринимательства следует отметить, что в качестве продукта предпринимательской деятельности в сфере торговли выступает уже не тот или иной товар (как может показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар. Сам же продаваемый товар будет здесь основным фактором предпринимательства.
При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно к покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг посредников), а в ряде случаев и послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все эти расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль, учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и в конечном счете оплачиваются покупателем.
Финансовое предпринимательство. Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики обычно выделяют в самостоятельный вид, является по сути одним из подвидов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи в данном случае выступает конкретный специфический товар – денежные средства в любом их проявлении, включая рубли, иностранную валюту и ценные бумаги:
К числу наиболее известных разновидностей предпринимательства в финансовой сфере относится кредитное предпринимательство. Предприниматель, занимающийся кредитным предпринимательством, привлекает денежные вклады граждан и юридических лиц, выплачивая их владельцам денежное вознаграждение в виде депозитного процента за весь период пользования вкладами, и выдает привлеченные средства в долг покупателям кредитов под более высокий кредитный процент. Разница между кредитными и депозитными процентами должна покрывать расходы предпринимателя и служить источником предпринимательской прибыли.
Страховое предпринимательство. Страховое предпринимательство заключается в продаже особой услуги – страховой защиты.
Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях (каких именно – уточняется в договоре страхования) полностью или частично компенсировать страхователю потери, которые тот может понести в течение срока действия договора.
Наиболее распространены три вида страхования:
К примеру, чтобы быть более-менее спокойным за свое будущее, автолюбителю следует заключить сразу три договора: о страховании жизни и здоровья (на случай аварии), о страховании принадлежащего ему автомобиля (от угона или аварии), а также о страховании его гражданской ответственности как автовладельца (если он сам окажется виновником происшествия с тяжелыми последствиями), или предусмотреть все это в одном общем (генеральном) договоре.
Экономический механизм страхования опирается на теорию вероятности и статистические данные о неблагоприятных событиях. Собирая регулярно страховые взносы с клиентов и аккумулируя их, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующую компенсацию всем пострадавшим страхователям. Решающую роль здесь играет "закон больших чисел". Чем выше вероятность наступления страховых событий, тем больше должны быть страховые взносы.
Посредническое предпринимательство. В основе посреднического предпринимательства лежит купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению предпринимательских операций в различных сферах предпринимательской деятельности:
Главным фактором посреднического предпринимательства является информация, причем информация самая разнообразная. Как показывает практика, даже при проведении простейших торгово-посреднических операций помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит (информация поставщика), а также о том, кому и за сколько это можно продать (информация покупателя), посреднику может пригодиться, в частности, знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов товаров (т.е. знание соответствующей "предметной области").
Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов. Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права (причем не только предпринимательского). Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.
Невиданным расцветом коммерческого посредничества (прежде считавшегося преступным деянием) были отмечены первые годы перестройки, когда в дефиците было все, кроме денег. Особой активностью отличилась в этом деле инженерно-техническая интеллигенция. Классический пример – компьютерный бизнес. Обладая информацией о реальных (а иногда и мнимых, ничем не обоснованных) потребностях промышленности в персональных компьютерах, посредники выступали в роли связующего звена между зарубежными производителями ПК, крупными отечественных импортерами и мелкими торгующими организациями , с одной стороны, и государственными промышленными предприятиями, имевшими в ту пору на своих счетах значительный избыток бюджетных средств, с другой стороны. С каждой совершенной с их участием сделки они получали свой, порой весьма весомый, посреднический процент. При известной же изворотливости посредникам удавалось получать вознаграждение и от покупателей, и от продавцов.
С развитием рынка закономерно возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных, когда сами участники этих проектов в силу разного рода причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут или не хотят преждевременно проявлять связанную с ними активность.
1.2 Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер).
Говоря о личных качествах предпринимателя, экономисты в первую очередь обращают внимание на психологический склад человека, тип характера. При этом подчеркиваются очень разные свойства:
• интеллект и нацеленность на новое знание (И. Кирцнер);
• воображение и изобретательность (Дж. Шэкль);
• личная энергия и водя к действию (Й. Шумпетер, Ф. Визер);
• сочетание ума и фантазии (В. Зомбарт).
Шумпетеровский предприниматель как наиболее популярный идеальный тип представляет человека, находящегося в непрерывном движении. Он не только не является собственником данного предприятия, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими более или менее постоянными узами. В случае успеха он оставляет свое детище и начинает разворачивать новые проекты. Привязанность к конкретному предприятию даже вредна для реализации предпринимательской функции. Среди личных качеств ему необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.