Предпринимательское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Основу любой экономики составляет производство – производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является фирма. Именно поэтому фирма выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность фирм, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….….3
Вопрос №1. Определение предпринимательства и его основные виды. Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер). ………………………………………………………………….….5
1.1 Определение предпринимательства и его основные виды……………………………………………………………………………....5
1.2 Социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер)…………………………………………………………….…….….10
Вопрос №2. Социальный портрет современного российского предпринимателя. ………………………………………………………….….12
Заключение……………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………..17

Файлы: 1 файл

экономическая социология.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимателями движут различные мотивы на пути достижения к своей цели. Во-первых, мотив прибыли. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Напротив, предпринимательская деятельность вырабатывает неприязнь ко всякого рода гедонизму. Прибыль важна в первую очередь как критерий успеха: заработанные деньги показывают, насколько хорошо реализован задуманный предпринимательский проект.

Во-вторых, воля к победе. Сюда входит, с одной стороны, желание борьбы и, с другой – стремление к успеху ради успеха.1

В третьих, радость творчества. В шумпетеровских описаниях предпринимательство выступает как акт творческой деятельности, доставляющее его творцу радость.

Постепенно, в психологические параметры вводятся и социальные. Подмечается, что предприниматели относительно чаще являются выходцами из больших семей. Играет роль и характер самой семьи. Например, довольно оригинальный портрет предпринимателя как маргинала и нон-конформиста нарисован в “реактивной модели” психодинамических сил, складывающих личность предпринимателя. Многие из этих сил — родом из детства, они рождаются в результате подавления личностных начал подростка авторитарным отцом. Жесткий внешний контроль постепенно вырабатывает неприятие всякой власти и организации, затрудняет социальную адаптацию. Предпринимательский порыв есть импульсивная реакция, взрыв подавленных эмоций. Трудности встраивания в устоявшуюся социальную структуру побуждают потенциального предпринимателя к созданию собственного мира, в котором компенсируются детские фрустрации и вынужденный инфантилизм.2

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2. Социальный  портрет  современного  российского  предпринимателя.

 

 До начала 90-х годов исследования  российского предпринимательства  спросом не пользовались по  причине отсутствия интереса  к этой теме. Но реформы 90-х  годов в корне изменили ситуацию - они послужили как бы спусковым крючком для развития в нашей стране предпринимательства. Массовость этого явления в свою очередь стало причиной роста исследовательского интереса к этой тематике.

В 1991-1993 годах было проведено российско-французское исследование российского предпринимательства "Новые социальные движения в России".Результаты этой работы позволили вывести некоторый социальный портрет предпринимателей по следующим характеристикам:

1. Демографические параметры:

-в возрасте 25-35 лет - более 50%; в возрасте 36-45 лет - около 30%; старше 45 лет - не более 20%.

-женщины предприниматели составляют  не более 10% от общего числа  предпринимателей.

-с высшим образованием - 70-80% предпринимателей ( преимущественно выпускники технических  вузов), а ученую степень имеют 7-10%.

2. Экономические факторы: у предпринимателя  рост доходов опережает рост  цен; расходы на питание составляет  менее 50% доходов семьи; у них сохранился  высокий уровень транспортных  расходов и расходов на строительство  и ремонт жилья, возросли расходы на сферу досуга.

3. Образ и стиль жизни:

- рабочий день 12-13 часов;

- скромность в быту и повседневной  жизни.

Исследователи выделяют следующую типологию мотивации деятельности:

- ориентация на улучшение материального  положения;

- желание реализовать свои профессиональные идеи либо общественно-политические убеждения;

- стремление найти свое лицо;

- стремление найти свое место  в бизнесе.

Обращает на себя внимание, тот факт, что большинство наших предпринимателей имеют высокий уровень образования, в отличие от многих других зарубежных развитых стран.  Говоря об образовании, следует учитывать и качественный аспект, многие предприниматели вышли из самых престижных учебных заведений страны – МГУ, ФИЗТЕХа, МИФИ. При этом, довольно высока доля лиц с двумя дипломами.

Так же заслуживает серьезного внимания, тот факт, по каким причинам люди в нашей стране становились предпринимателями. По результатам опроса больше трети предпринимателей (36%) стали таковыми без особого на то желания. Их во многом, к этому ответственному решению вынудило экономическое положение в нашей стране в начале 90-ых годов, когда большое количество людей потеряли работу.

Хотелось бы затронуть вопрос женского предпринимательства в России, так как мы привыкли с момента возникновения процесса частного бизнеса, что предприниматель это мужчина. Однако в последнее время в России женщина – предприниматель становится явлением привычным. Женщины – предприниматели имеют свой плюс: они, по сравнению с мужчинами – предпринимателями, гораздо более гибко и мобильно решают многие проблемы и конфликты. Важная проблема, которая пока не решается ни у тех и не у других – это проблема нецивилизованной конкуренции. Особенно женщинам приходится тяжелее, поскольку концентрация исходных капиталов мала. Одно определенно можно утверждать – развитие женской составляющей в предпринимательстве идет достаточно интенсивно. Оно и дальше будет продолжаться, т.к. инициализируется не только экономическими параметрами, но и сильной внутренней мотивацией женщин – добиться положения, самоутвердиться, реализовать свой профессионализм. Данный фактор является одним из важнейших элементов социализации личности через предпринимательскую деятельность, что вновь указывает на социальный аспект вопроса о предпринимательстве, как об определенной социальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение своей работы хотелось бы подытожить все вышесказанное.

Итак, в ходе работы было определено, что под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

В зависимости от характера деятельности и видов используемых ресурсов различают производственное, торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

Среди личных качеств предпринимателю необходимы, во-первых, интуиция и чутье, требующиеся для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.

Предпринимателями движут различные мотивы на пути достижения к своей цели. Во-первых, мотив прибыли. Во-вторых, воля к победе. В-третьих, радость творчества.

Предпринимателям, как социальной группе, присущи все эти черты, однако, российское предпринимательство имеет ряд своих особенностей.

В процессе написания контрольной работы был выведен некоторый социальный портрет российского предпринимателя по следующим характеристикам:

 

1. Демографические параметры:

-в возрасте 25-35 лет - более 50%; в возрасте 36-45 лет - около 30%; старше 45 лет - не более 20%.

-женщины предприниматели составляют  не более 10% от общего числа  предпринимателей.

-с высшим образованием - 70-80% предпринимателей ( преимущественно выпускники технических  вузов), а ученую степень имеют 7-10%.

 

2. Экономические факторы: у предпринимателя рост доходов опережает рост цен; расходы на питание составляет менее 50% доходов семьи; у них сохранился высокий уровень транспортных расходов и расходов на строительство и ремонт жилья, возросли расходы на сферу досуга.

 

3. Образ и стиль жизни:

- рабочий день 12-13 часов;

- скромность в быту и повседневной  жизни.

 

Исследователи выделяют следующую типологию мотивации деятельности:

- ориентация на улучшение материального  положения;

- желание реализовать свои профессиональные  идеи либо общественно-политические убеждения;

- стремление найти свое лицо;

- стремление найти свое место  в бизнесе.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель и задачи контрольной работы были достигнуты. А именно: было дано определение предпринимательства и рассмотрены его основные виды, был составлен социально-психологический  портрет  предпринимателя, а так же социальный  портрет  современного  российского  предпринимателя.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Зомбарт В. Буржуа. Этюды по  истории духовного развития современного  экономического  человека.  М.:  Наука, 1994.- 443с.

2.  Радаев В. В. Экономическая  социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 368c.

3.  Радаев В. В. Формирование новых  российских рынков: трансакционные  издержки, формы контроля и деловая  этика. М.: Центр политических технологий, 1998. – 327с.

4.  Шумпетер  И.  Теория  экономического  развития.  М.:  Прогресс, 1982. – 401с.

5. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. «Предпринимательство  как объект и субъект управления» // Социс. – 1996г. - № 6 г. Новосибирск. – С. 120-125

6. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша  И.Н. Социальный портрет предпринимателя // Социологические исследования, 1992. № 10. С. 53-62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Шумпетер  И.  Теория  экономического  развития.  М.:  Прогресс, 1982.- 193 с,

2 Радаев В.В.Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 100 c.

 

 


 



Информация о работе Предпринимательское поведение