Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 23:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации, а значит и отношения молодежи к службе в армии.
Обсуждение проблемы становится бессмысленным, если не определить содержание понятия "армия", которое весьма неоднозначно и употребляется в различных смыслах: во-первых, армия - часть вооруженных сил ; во-вторых - это оперативное объединение, включающее дивизии, бригады и аналогичные части более низкого уровня;
Введение
1. Институт армии на современном этапе развития российского общества
2. Призыв граждан на военную службу
2.1 Схема призыва солдат-срочников
2.2 Схема призыва солдат на контрактной основе
3. Престиж армии и социальные характеристики Вооруженных Сил РФ
3.1 Социальный портрет призывника
3.2 Престиж армии и факторы его повышения
3.3 Отношение молодежи к проф. Армейской службе
3.4Отношение молодежи к срочной службе
3.5 Социальные и политические организации в сфере правозащиты
Заключение
Список использованных источников
Серьезным фактором, определяющим, сколь престижна армия, является семейное положение потенциальных военнослужащих. Не хотят связывать себя с армией, ни при каких условиях 65,5% состоящих в браке и около 40% холостяков. Но при неотвратимости выбора 27,8% семейных отдадут предпочтение контрактной службе и 20,8% -- обычной. В холостяцкой группе это соотношение составляет соответственно 37,4% и 11%. То есть холостяки охотнее жалуют контракт, чем обремененные семьей.
Влияет на престиж армии и региональный фактор. Самый низкий показатель приверженцев контрактной системы среди москвичей и петербуржцев -- 30,1% (в 1,5 раза ниже, чем в других регионах). В сельской местности также мало молодежи, стремящейся служить по контракту, она предпочитает в случае необходимости службу порах и на селе следует активизировать. Причем методы военной профориентации, система стимулирования не должны быть одинаковыми, нужно учитывать специфику
городского образа жизни, особенности профессиональной квалификации В.И. ЧУПРОВ ОТНОШЕНИЕ ПРИЗЫВНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ ПО КОНТРАКТУ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
3.3 Почему молодежь стремится в профессионалы?
Что же привлекает юношей призывного возраста в контрактной системе? Прежде всего -- материальная сторона службы и возможное самоутверждение. Однако рассматривать эти позиции в качестве мотивации выбора призывниками военных профессий было бы преждевременным. Они быстрее характеризуют ожидания от контрактной системы, чем устойчивую структуру мотивов. Это подтверждает тот фактор, что распределение ответов в обеих группах опрошенных фактически совпадает.
Кроме того, доминанта материальных ожиданий вовсе не означает, что служба по контракту привлекательнее для представителей малообеспеченных слоев. Ведь ориентированных на нее среди удовлетворенных своим жизненным уровнем в 1,2 раза больше, чем среди постоянно испытывающих материальные затруднения. Высокая зарплата, надежда на получение жилья и другие материальные блага рассматриваются молодыми людьми как некое обязательное условие контрактной системы, лишь при наличии которого принимаются во внимание другие стимулы Заявление министра обороны. Похоже, именно неосуществленные ожидания привели к столь резкому падению престиже контрактной системы. Сделав упор на материальное стимулирование и не обеспечив его реализацию, армия, по сути проиграла призывную кампанию.
Игнорирование моральных стимулов чревато скорым разложением создаваемой профессиональной армии. Анализ мотивационной структуры показал, что у призывников получает распространение психология «наемника». Значительная их доля намерена заключить контракт на прохождение службы вне России, в том числе в армиях других государств (13,5%), в объединенных Вооруженных силах СНГ (5,6%), в казачьих формированиях (2,1%). Характерно, что свыше 50% желали бы участвовать в военных действиях и готовы служить в любых условиях, только бы больше платили.
Главный по значимости нематериальный стимул проистекает из такой стороны личностного фактора, которая связана с поиском путей собственного самоутверждения. Стремление почувствовать себя сильным, испытать свою волю в экстремальной обстановке занимает ведущее (второе) место в мотивационной структуре всех социальных групп, кроме семейной (состоящие в браке этому мотиву отводят четвертое место). Неслучайно необходимость заботиться о близких, оказывать им материальную помощь устойчиво находится на третьей позиции в структуре мотивов, высказанных опрошенными (хотя лишь примерно 30% имеют на своем иждивения родителей или близких родственников): в данной мотивации, несомненно, проявляется одна из форм становления молодой личности.
Выше уже отмечалось, что для подавляющего большинства молодежи военная профессия не выглядит престижной. Даже в группе желающих получить контракт стремление приобрести военную профессию, как более приоритетную по сравнению с другими, находится на седьмом месте в мотивационной структуре. Только занятые в строительстве, промышленности и на транспорте ей благоволят в большей мере Заявление министра обороны. По всей видимости, социально-профессиональное положение работающих оказывает воздействие на положительную мотивацию выбора или военной карьеры преимущественно по тем специальностям, которые могут использоваться как в армии, так и после увольнения из нее. Нельзя не учитывать при работе с призывниками и такие аспекты мотивации, как стремление к романтике, коллективизм. Желание увидеть мир, познакомиться с новыми местами, жить в коллективе присутствует в мотивационной структуре каждого десятого респондента. Преимущественно это молодые люди из малых и средних городов, а также не имеющие собственной семьи.
3.4 Почему молодежь не хочет служить срочную службу?
В последние годы значительно возросло количество "отказников" и лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы. Для принятия необходимых управленческих решений, организации военно-патриотического воспитания, формирования военно-профессиональной пригодности необходимы знания, в частности, об отношении учащейся молодежи к военной службе Голиков В.Д., Кабакович Г.А. Офицеры и армия. Уфа: Восточный институт, 2001. С. 173-194.. Замечательным средством для изучения данного факта являются социологические исследования, ярко анализирующие низкий уровень мотивации юношей в этой области в 1989-2001 гг. В связи с произошедшими с тех пор социально-экономическими изменениями, порядком комплектования воинских частей и подразделений и т.д. назрела острая необходимость в уточнении подобных позиций.
С этой целью в 2009 году проведено два социологических исследования: среди школьников Тюмени в период прохождения ими учебно-полевых сборов на базе специализированного учебного центра "Аванпост" и среди студентов на базе пяти тюменских вузов (ТГУ, ТИСИ, ТМИ, ТИИ, ТСХИ). В опросе принимали участие школьники 14-17 летнего возраста, студенты 5 курса по второй), студенты, обучающиеся на военных кафедрах, учащиеся профильных классов оборонно-спортивной подготовки. Полученные данные сравнивались с результатами опроса 1984 г., в ходе которого были опрошены школьники 14-17-летнего возраста и студенты 2 курса. Основными методами исследования стали: опрос (анкетирование), математическая обработка данных, теоретический анализ. Анализ материалов свидетельствует о том, что за 20-летний период произошло сокращение в 3,4 раза школьников и в 46 раз студентов с установкой готовности к добровольному прохождению военной службы; к беспрекословному выполнению требований дисциплинарного устава, соответственно, в 1,6 и 1,7 раза. На основании самооценки значительное количество школьников пришло к выводу о том, что уровень их физической подготовки не соответствует требуемому различными видами военно-учебной деятельности. Количество школьников, считающих себя физически готовыми, специальной физической подготовкой занимаются только 28,1% школьников и 16,3% студентов. Недостаточный уровень физической подготовленности школьников объясняется влиянием ряда негативных факторов: снижением мотивации к физическому самосовершенствованию; отменой комплекса ГТО, отказом от комплексных программ по физическому воспитанию и переходом к специализациям на основе одного вида спорта и т.д.
В связи с изменением ценностных ориентации, расширением сферы досуга, появлением новых интересов за истекший период значительно снизился у школьников и студентов интерес к военно-мемуарной литературе. Особо следует отметить существенное увеличение количества лиц с негативным отношением к военной службе; у школьников на 47%, у студентов на 57,9%. Если в 1984 г. Официальное статистическое исследование 1984 среди студентов и школьников на первое место среди основных трудностей военной службы большинство школьников (62,7%) и студентов (65,8%) ставили большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки, то в 2004 г. вперед вышли "неуставные отношения", на которые указали 44,6% школьников и 38,1% студентов. Данное обстоятельство свидетельствует о недооценке заблаговременной физической подготовки к предстоящей военной службе, к действиям в экстремальных ситуациях. Анализ материалов свидетельствует о том, что среди школьников и студентов с негативным отношением к военной службе можно выделить две подгруппы:
1) с сознанием необходимости "отслужить";
2) вторая - с установкой любым путем уклониться от призыва
Среди студентов "уклонистов" в три раза больше, чем среди школьников Статистика военкоматов Московской области. Занимаются различными видами подготовки к военной службе от 3,5% до 28% школьников и от 3,8% до 16,3% студентов. Но, значительная часть тех и других (26 ,7% и 64,4% соответственно) ничего не делают в этом направлении. Данные анализа позволили, в зависимости от знака отношения к службе в армии, выделить четыре группы среди опрошенных: с положительным отношением (34 и 15%); с отрицательной установкой, но вынужденных отслужить (46,7 и 55,8%); с отрицательной установкой, имеющих намерение не служить, используя разные возможности (15,5 и 36,6%): с нейтральным отношением к военной службе (13 и 17%). Школьники и студенты, у которых сложилось негативное отношение к армии, мотивируют его следующим: падением престижа военной службы (46% школьников и 51% студентов); неуставными отношениями, в частности, "дедовщиной" (45 и 38% респондентов), участием в локальных вооруженных конфликтах (8% и 11 %).
Оценка респондентами основных трудностей армейской службы по трехбалльной шкале позволила расположить их в порядке значимости в следующей последовательности: у школьников и студентов первое место занимают неуставные отношения (2,4 балла), второе - большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки (2,2 балла), третье - твердая военная дисциплина и армейский распорядок, неустроенность быта - по 1,9 балла, четвертое - трудности адаптации к новому коллективу (школьники - 1,7 балла, студенты - 1,4 балла).
Прослеживается общий для всех молодых людей страх перед срочной службой в армии. Они "напичканы" продукцией СМИ, касающейся "дедовщины", неуставных отношений, плохого питания, неустроенности армейского быта, побегов из гарнизонов военнослужащих с захватом оружия и стрельбой в своих сослуживцев и т.д. Ранее нами было выявлено, что самыми распространенными источниками информации об армии являются: для школьников - рассказы преподавателей ОБЖ, родных и друзей (67% респондентов), для студентов - телевидение и радио (53%). Из других источников информации следует отметить; для школьников - телевидение и радио (29%), периодические издания (4%), для студентов - рассказы родных и знакомых (29%), периодические издания (18%). Конечно, эти проблемы в армии существуют. Но благодаря СМИ такое ранжирование важности и значимости не соответствует действительности Заявление министра обороны.
Несмотря на это, позитивное отношение к военной службе, в частности, офицерской, еще сохранилось как у школьников, так и у студентов. Часть молодых людей готовится к поступлению в высшие военные учебные заведения, к срочной службе по призыву. Более высокие качественные показатели позитивного отношения к военной службе, активной подготовке к военно-профессиональной деятельности имеют студенты, обучающиеся на военных кафедрах вузов. Они получают военно-учетную специальность, многие (41,7%) занимаются различными военно-прикладными видами спорта.
Таким образом, согласно данным за 20-летний период, четко обозначилась тенденция значительного увеличения количества школьников и студентов с негативным отношением к военной службе. Основными трудностями армейской службы школьники и студенты считают; неуставные отношения ("дедовщину"), большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки. Заблаговременной самостоятельной подготовкой к предстоящей военной службе занимается недостаточное число юношей. В формировании негативного отношения к военной службе существенную роль играют средства массовой информации, отмена учебной дисциплины "начальная военная подготовка", низкий уровень военно-патриотического воспитания, военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи.
3.5 Социальные и политические
организации в сфере
В Российской Федерации существует специализированная правозащитная организация «Комитет солдатских матерей», занимающаяся вопросами правомерности или неправомерности призыва на срочную службу. Основной задачей Комитета является улучшение пребывания военнослужащих в войсковых частях, а также отслеживание законности солдатской жизни в Вооруженных Силах РФ.
Общественная правозащитная организация Межрегиональная общественная организация помощи военнослужащим «Солдатские матери» действует с 1 апреля 2003 года. Проводит индивидуальные консультации по медицинским и юридическим вопросам граждан Москвы, Московской области.
8 июня 2006 года при участии
представителей комитетов
Также существует множество региональных отделений и отдельных правозащитных организаций, занимающихся вопросами воинского призыва. Немаловажно и мнение ведущих политиков. Так, например, партия «Наши» полностью поддерживает желание молодых людей «отдать долг Родине», для чего организует показательные «отправки в войска» добровольцев из числа партийных молодых людей.
Некоторые из политических партий активно поддерживают стремление молодых людей служить срочную службу, другие же, наоборот, выступают против рекрутирования с различной мотивацией. Основной причиной, по которой политики и социологи не советуют парням идти служить является то, что нынешняя система Вооруженных Сил Российской Федерации может быть опасна для здоровья, либо же говорится, что служба в армии попросту не принесет каких-либо польз для общества и страны, а значит и для самого солдата.
Если говорить о попытках политиках как-либо наладить существующую систему прохождения срочной службы, то нужно упомянуть о нескольких позитивных нововведениях:
- ужесточен контроль за офицерами, работающими с личным составом;
- ужесточен контроль за так называемыми «дедами» и за «неуставными отношениями в войсковых частях»;
- в каждой войсковой части теперь есть «телефон доверия», по которому военнослужащий может сообщить об ущемлении своих прав;
- в некоторых частях установлены камеры скрытого наблюдения, для обеспечения безопасности военнослужащих.
Заключение
В данной работе было проведено исследование, предметом которого стал имидж Российских Вооруженных Сил в представлении современной молодежи. Результаты исследования подтвердили первоначальное предположение об актуальности данного вопроса. Позитивный имидж ВС в глазах студентов и школьников крайне важен на сегодняшний день. Дело в том, что нынешняя ситуация во всем мире очень серьезно предрасполагает к началу локальных военных противостояний и даже начало Третьей Мировой Войны.
Исследование показало, что современной армии России требуются быстрые, решительные и очень существенные реформы: молодежь относится к службе в армии по большей части негативно, чему есть причины:
Часть причин может быть описана достаточно четко самими субъектами такого мнения. Это касается прежде всего, так называемой «дедовщины» или по терминологии, используемой армейским официозом, неуставных взаимоотношений. Практика угнетения, эксплуатации и физического подавления, принуждения, унижения и издевательств со стороны одного «призыва» по отношению к более «молодому» воспроизводится в рядах ВС РФ в течение всего периода, и свидетельств угасания этого процесса нет. Этот феномен широко известен в обществе и выдвигается как причина номер один или номер два, из-за которой молодые люди (или их родители) не хотят участвовать в исполнении конституционного долга.
Сопряженными с вопросами о «дедовщине» оказывают другие причины, выдвигаемые общественностью как резоны против армейской службы. Они касаются унижений и плохого обращения с призывниками со стороны сержантского и офицерского состава. Далее они затрагивают плохие условия содержания - плохое питание, условия проживания и пр. Эти обстоятельства в глазах общества имеют общую причину - деградацию и коррупцию как младших, так и старших командиров. Раскладывание имущества и продовольствия, эксплуатация призывников, принуждения к работам, которые не связаны с боевой учебой и даже самообеспечением армии, - все это известно в обществе из рассказов отслуживших и играет резко негативную роль в формировании отношения к службе в армии.
Информация о работе Престиж армии и социальные характеристики Вооруженных Сил РФ