Причини конфлікту поколінь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «отцов и детей» (межпоколенных конфликтов).
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- определить значение понятий «возраст» и «поколение»;
- рассмотреть исторический аспект развития межпоколенных конфликтов;
- выявить причины возникновения конфликтов;
- изучить конфликты поколений в семейной сфере;
- описать последствия межпоколенных конфликтов.

Содержание работы

Введение

1. Понятия «возраст» и «поколение»

2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов

3. Причины возникновения межпоколенных конфликтов

4. Конфликт поколений в семейной сфере

5. Последствия конфликтов между поколениями

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Соціологія.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Дніпропетровський національний університет ім. О. Гончара

Факультет заочної та вечірньої форми навчання

Кафедра мікробіології, вірусології та біотехнології

 

 

Контрольна робота

з дисципліни Соціологія

на тему : «Причини конфлікту поколінь»

 

 

Виконала студентка III курсу

Групи ББ-10-2з

ФИО

№140951

Перевірив (ла)

 

 

Дніпропетровськ 2013

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Понятия «возраст» и  «поколение»

 

2. Исторический аспект  развития межпоколенных конфликтов

 

3. Причины возникновения  межпоколенных конфликтов

 

4. Конфликт поколений  в семейной сфере

 

5. Последствия конфликтов  между поколениями

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ХХ веке заметно обострилась  проблема взаимоотношений между  поколениями. Проблема преемственности  и конфликтов в отношениях «отцов»  и «детей» может рассматриваться  как взаимодействие встречных потоков  информации и деятельности, как особенности  передачи культурных ценностей от поколения  к поколению.

Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном российском обществе имеет место трансформация  отношения младших возрастных групп  к старшему поколению в направлении  от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

В таких условиях пожилые  люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания  и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая  столь болезненна не только для пожилых  людей, но и для всех остальных  членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту  и разрыву между поколениями.

Дестабилизация в нашей  стране, направленность сознания людей  на выживание влияет на то, как молодое  поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет ясного представления о  жизни старшего поколения и часто  драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения.

В массовом сознании, как  в скрытой, так и в явной  форме фиксируется отношение  к пожилым людям как к бесполезной  категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая  характеризуется утверждением стратегии  вытеснения старости из сферы доступа  к престижным ценностям, власти, и  другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей  степени акцентируется на проблемах  молодежи, чем лиц пенсионного  возраста.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «отцов и детей» (межпоколенных конфликтов).

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих  задач:

- определить значение  понятий «возраст» и «поколение»;

- рассмотреть исторический  аспект развития межпоколенных конфликтов;

- выявить причины возникновения  конфликтов;

- изучить конфликты поколений  в семейной сфере;

- описать последствия  межпоколенных конфликтов.

 

1. Понятия «возраст» и  поколение

 

Термин «возраст» употребляется  всюду, где возникает необходимость  зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.

Возрастные процессы рассматриваются  с трех позиций:

- Индивидуальное развитие.

- Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

- Возрастной символизм.

Временные аспекты индивидуального  человека реализуются в его временных  характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура  общества могут быть описаны в  терминах возрастной стратификации. Путем  деления на возрастные страты можно  представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.

Понятие «возраст» выступает  признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к  одному поколению еще не означает равенство возраста. Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.

Во-первых, поколение - это  звено, ступень, колено в цепи происхождения  от общего предка; это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками».

Во-вторых, понятием поколение  обозначают однородную по возрасту группу людей - когорту. Совокупность сверстников  образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие - молодежь, пенсионеры.

В-третьих, большое значение для социального анализа имеет  понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется  определенный промежуток времени, в  течение которого живет то или  иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства  до старости.

В-четвертых, понятие «поколение»  употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана  какими-либо важными историческими  событиями, пронизана «духом времени», единством идейных нравственных позиций (например, «комсомольцы 20-х  годов», «поколение Великой Отечественной  войны»).

А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами». Наиболее полно раскрывает понятие «поколение»  И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

- степень происхождения  от общего предка (генеалогическое  поколение);

- сверстников, т. е.  людей, родившихся приблизительно  в одно и то же время;

- современников, т.е. одновременно  живущих людей разного возраста;

- отрезок времени от  рождения родителей до рождения  их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной  и возрастной структур исторического  развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст  и старость. На разных этапах жизни  человек исполняет различные  общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это  период ученичества, усвоения норм и  ценностей данного общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в  соответствии с индивидуальными  возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения  социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий  индивид способен к ним приспосабливаться).

Старость в современной  смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с  другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ј часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители.

Старость как явление  человеческой жизни представлена двумя  качественно различными аспектами  своего существования. Биологическим  и социальным аспектом, «социальной  старостью». Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального  развития, а социальная старость выступает  заключительной стадией возрастной структуры общества. Как таковая  она представлена соответствующей  возрастной социально демографической  группой («поколением») стариков. В  понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический.

Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого  общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального  института: пенсионного обеспечения  по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного  порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») - характеризующаяся  пересечением данной личностью официальной  возрастной «границы старости», но сохранением  сложившегося образа жизни и социального  статуса.

Реальная старость характеризуется  наличием существенных ролевых сдвигов  в жизни перешедшего «порог старости»  человека. Причем характер этих сдвигов  зависит от того, какой образ жизни  имел место в предшествующие годы.

 

2. Исторический аспект  развития межпоколенных конфликтов

 

Картина положения старого  человека в обществе, как свидетельствует  история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды  и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения  старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако - это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто  по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и  на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был  объектом уважения в первобытной  орде. Но, с наступлением старости, когда  силы его и память отказывались ему  служить, запас этого опыта и  знаний становился неиспользуемым. Тогда  беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные  общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой  обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать  за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, существовавшими за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать  в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться  от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в  глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при  опускании не разбились или не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать  к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду.

В эпоху, когда массово  умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В  древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы - воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю  деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. В соответствии с этим он делил  две первые эпохи, то есть эпоху дикости  и эпоху варварства, на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости.

Считается, что одним из самых главных факторов, которые  способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение  стариков: они помогали женщинам следить  за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих  соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к  ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что  на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением  как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера  церемоний. Древние греки ассоциировали  старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило  управление страной и руководство  воспитанием подрастающего поколения.

Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически  первой идеологией закреплявшей доминирование  старших в обществе. Считалось, что  магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в  статус предка, то есть после его  физической смерти. Используя эту  силу, как предполагалось, старшие  могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам  предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые  монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков  не был столь развит, старики считались  приближенными к божествам, и  обладали, как предполагалось мистической  властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости - в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

Информация о работе Причини конфлікту поколінь