Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:08, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы «отцов и детей» (межпоколенных конфликтов).
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- определить значение понятий «возраст» и «поколение»;
- рассмотреть исторический аспект развития межпоколенных конфликтов;
- выявить причины возникновения конфликтов;
- изучить конфликты поколений в семейной сфере;
- описать последствия межпоколенных конфликтов.
Введение
1. Понятия «возраст» и «поколение»
2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов
3. Причины возникновения межпоколенных конфликтов
4. Конфликт поколений в семейной сфере
5. Последствия конфликтов между поколениями
Заключение
Список литературы
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
Дніпропетровський національний університет ім. О. Гончара
Факультет заочної та вечірньої форми навчання
Кафедра мікробіології, вірусології та біотехнології
Контрольна робота
з дисципліни Соціологія
на тему : «Причини конфлікту поколінь»
Виконала студентка III курсу
Групи ББ-10-2з
ФИО
№140951
Перевірив (ла)
Дніпропетровськ 2013
Содержание
Введение
1. Понятия «возраст» и «поколение»
2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов
3. Причины возникновения межпоколенных конфликтов
4. Конфликт поколений в семейной сфере
5. Последствия конфликтов между поколениями
Заключение
Список литературы
Введение
В ХХ веке заметно обострилась
проблема взаимоотношений между
поколениями. Проблема преемственности
и конфликтов в отношениях «отцов»
и «детей» может
Она существует всегда, однако
содержание проблемы, острота противоречий
носит особенный конкретно-
В таких условиях пожилые
люди оказались брошенным
Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения.
В массовом сознании, как
в скрытой, так и в явной
форме фиксируется отношение
к пожилым людям как к
Целью данной работы является рассмотрение проблемы «отцов и детей» (межпоколенных конфликтов).
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- определить значение
понятий «возраст» и «
- рассмотреть исторический аспект развития межпоколенных конфликтов;
- выявить причины возникновения конфликтов;
- изучить конфликты поколений в семейной сфере;
- описать последствия межпоколенных конфликтов.
1. Понятия «возраст» и поколение
Термин «возраст»
Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
- Индивидуальное развитие.
- Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
- Возрастной символизм.
Временные аспекты индивидуального
человека реализуются в его временных
характеристиках. Социально-возрастные
процессы и возрастная структура
общества могут быть описаны в
терминах возрастной стратификации. Путем
деления на возрастные страты можно
представить процесс
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.
Во-первых, поколение - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками».
Во-вторых, понятием поколение обозначают однородную по возрасту группу людей - когорту. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие - молодежь, пенсионеры.
В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.
В-четвертых, понятие «поколение»
употребляется как духовно-
А.И. Афанасьева определяет
поколение как «объективно
- степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
- сверстников, т. е.
людей, родившихся
- современников, т.е.
- отрезок времени от
рождения родителей до
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.
Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).
Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ј часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители.
Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования. Биологическим и социальным аспектом, «социальной старостью». Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой («поколением») стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический.
Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.
Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») - характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.
Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего «порог старости» человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы.
2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако - это не так.
В древние времена старые
люди не умирали естественной смертью.
Потому что в тогдашних, с трудом
себя содержащих сообществах людей,
не оставалось места для тех, кто
по причине физической немощи переставал
быть полноценным участником добычи
пропитания. На заре цивилизации и
на ранних этапах культурного развития
центральной фигурой был зрелый
человек. Он был знатоком окрестностей
и обладателем долгого
В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы - воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.
Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. В соответствии с этим он делил две первые эпохи, то есть эпоху дикости и эпоху варварства, на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости.
Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.
Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.
Со временем стариков не
только перестают уничтожать, но к
ним начинает проявлять уважение
младшее поколение. Ученые предполагают,
что это может быть потому, что
на ранних стадиях цивилизации достижение
пожилого возраста было весьма редким
явлением. Старики пользовались уважением
как наиболее богатые личным опытом
люди, историки рода, хранители давних
традиций, воспитатели людей, посредники
между живыми и умершими и мастера
церемоний. Древние греки ассоциировали
старость с мудростью, это делало
старика существенной фигурой общества,
старейшиной, в его функции входило
управление страной и руководство
воспитанием подрастающего
Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости - в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.