Приемная семья как технология семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Сегодня мир вступил в XXI век, однако издавна существующая в обществе проблема детей-сирот не только не исчезает с развитием цивилизации, но приобретает еще большую остроту и актуальность, так число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе – это не только дети, родители которых умерли, но и так называемые социальные сироты – дети, оставленные без попечения живыми родителями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоритические основы изучения основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей………………….5
1.1.Сущность и причины сиротства несовершеннолетних в современном обществе…………………………………………………………………………5
1.2.Приемная семья как технология и форма семейного жизнеустройства детей-сирот……………………………………………………………………..11
Глава 2.Нормативно-правовая база создания и функционирования приемных семей…………………………………………………………………………….15
2.1.Понятие и порядок образования приемной семьи……………………….15
2.2.Права и обязанности приемных родителей………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

01.04.2007.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

МРИПК

Кафедра «Социальные технологии»

                                               КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                         По дисциплине «Технологии социальной работы»

 

на тему: «Приемная семья  как технология семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

                                                                                          

                                                                                           Выполнила:           

студентка 2011 г. н.   

Киселева Е.В.

Проверила:

                                                                                     Преп-ль:к.социол.наук.,

                                                                              доцент кафедры СТ

                                                                                         Осохеева Б.Р.

                                                       2013 год                                  

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоритические основы изучения основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей………………….5

1.1.Сущность и причины  сиротства несовершеннолетних в  современном обществе…………………………………………………………………………5

1.2.Приемная семья как технология и форма семейного жизнеустройства детей-сирот……………………………………………………………………..11

Глава 2.Нормативно-правовая база создания и функционирования приемных семей…………………………………………………………………………….15

2.1.Понятие и порядок  образования приемной семьи……………………….15

2.2.Права и обязанности  приемных родителей………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..26

Список использованных источников…………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Сегодня мир вступил в XXI век, однако издавна существующая в обществе проблема детей-сирот не только не исчезает с развитием цивилизации, но приобретает еще большую остроту и актуальность, так число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе – это не только дети, родители которых умерли, но и так называемые социальные сироты – дети, оставленные без попечения живыми родителями.  
После Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. Войны, в результате которых появляются сироты, прекратились более 60 лет назад, а количество детей, лишенных родительского попечения, ежегодно неуклонно растет и составляет внушительную для мирного времени цифру. По данным Министерства образования, на 2008 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  
Отсутствие материнской заботы, поддержки родственников, семейного общения негативно сказываются на детском социальном, психическом и физическом здоровье.  
          Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без родителей,  не могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками будет просто опасно.

Научная разработанность проблемы сиротства нашла свое отражение  в работах таких исследователей как: Соц.педагогика под ред.Галазунова М.А.,Дзугаева,Дарлюделин С.В,, Холостова Е.И., Брускова Е.С.,Гусарова и многих других.[17],[12],[10],[15],[3],[9]

 Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача – смягчить для детей-сирот остроту проблем, вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с детьми-сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания для детей условий жизни, близких к семейным.

Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей .

Предмет исследования :приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот,  оставшимся без попечения родителей.

Цель исследования: выявить возможности социальной работы по созданию  условий успешной социализации  детей-сирот в приемной семье. 
Задачи исследования:  
1. Проанализировать сиротство как явление современного общества. 
2. Описать основные формы социальной работы с детьми-сиротами. 
4. Изучить нормативно-правовые основы создания и функционирования приемных семей. 
5. Изучить права и обязанности приемных родителей.   
Структура работы:  введение, 2 главы, в каждой главе 2 параграфа, заключение, список литературы. 
 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы изучения основ социальной  работы с детьми-сиротами и  детьми оставшимися без попечения родителей 
1.1.Сущность и причины сиротства в  современном обществе 
          Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, несчастные случаи, болезни приводили к безвременной гибели родителей маленьких детей, вследствие чего эти дети становились сиротами. Издавна существует и  иной вид сиротства, когда дети лишаются попечения родителей из-за нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности: родители или отказываются от ребенка, или устраняются от его воспитания. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших его потребностей. Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире, и их отсутствие переживается человеком, особенно в детском возрасте очень тяжело.   
        В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота  и социальный сирота.  
Сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [15]. Социальный сирота - ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем, вследствие лишения их родительских прав или признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.В этом случае заботу о детях берет государство. [11, с. 158].Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. 
Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении [12]. По словам автора Гордеевой М, в современной России проблема детей-сирот имеет большую остроту и актуальность, так как число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем российском обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Государство и общество берут на себя заботу по развитию, и воспитанию сирот, однако не всегда полноценно справляются с решением этой задачи [8].  
         Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. 
         В современных условиях социальной нестабильности многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные «антикризисные» механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков [13].                                                                          В настоящее время  продолжает иметь место устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1994 году было 496,3 тысяч таких детей, то на 1 января 2008 года 742 тыс. детей. При этом лишь около 10% из общего числа детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами следствии смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.                                                                               Одной из главных причин роста числа социальных сирот является  то, что ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2008 году 32,6 тысяч родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тысяч родителей привлечены к административной ответственности и поставлены на учет в органы милиции, возбуждено 9 тысяч уголовных дел в отношении указанной категории родителей. Правительством Российской Федерации не принимаются меры по повышению ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за надлежащее содержание и воспитание детей.Высокий уровень социального сиротства вызван долгосрочными тенденциями деструкции института семьи, последствиями социально-экономического кризиса 1990-х годов, приведшего к нарастанию семейного неблагополучия, а также недостаточной эффективностью действующей системы защиты прав детей .

Семьи переживают такие социально-экономические трудности, как: (потеря работы старшими членами семьи, низкие доходы, многодетность и др.) проблемы здоровья (инвалидность членов семей, злоупотребление психоактивными веществами и др.). Кроме того, на отношение родителей к детям влияют и психологические факторы (неблагополучные супружеские отношения, нарушенные детско-родительские отношения, слабые родительские навыки и др.). 

Многие семьи, переживающие раннюю стадию развития кризисной ситуации, имеют внутрисемейные и личностные ресурсы для ее преодоления. Необходимым  условием их реализации выступает своевременное  получение извне целенаправленной социальной помощи, использующей потенциал  семьи для реабилитации ее способностей осуществлять воспитание детей и  уход за ними.  
             При оказании социальной помощи семье очень важно раннее выявление семейного неблагополучия, оно позволяет минимизировать затраты и усилия специалистов, необходимые для восстановления семьи, обеспечения соблюдения прав ребенка. Организация работы с семьями, находящимися на ранней стадии кризиса, позволяет детям сохранить кровную семью, сократить число лишений родительских прав.  
    Помощь семьям и детям нередко строится как набор отдельных услуг, она зачастую нескоординирована и не выстроена как единый процесс реабилитации. В недостаточной степени распространены и используются современные технологии профилактической работы по предупреждению семейных кризисов [15].  
        Помощь семьям и детям группы риска по социальному сиротству осуществляется различными ведомствами разрозненно, по разным критериям и основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой единого комплекса мероприятий. Деятельность по реабилитации детей и семей, социальный патронаж семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеют достаточного нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Недостаточно развита система включения детей группы риска по социальному сиротству в систему дополнительного образования и досуговую деятельность. Система постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только начинает свое развитие. Отсутствует система профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства.    
     Принятые в последние годы в Российской Федерации меры по развитию законодательной базы в сфере защиты детства, опеки и попечительства создали необходимые условия для формирования в субъектах РФ системы профилактики социального сиротства как составной части мер по защите прав детей. В частности, федеральные законы № 258 от 29.12.2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве», № 49-ФЗ от 24.04.2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» повысили статус органов опеки и попечительства, ответственных за осуществление деятельности по защите прав детей. Обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье, которое закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве заняло особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. В связи с изложенным, актуальным является принятие на основе программно-целевого подхода комплекса мер по совершенствованию действующей в регионе системы защиты прав детей в целях решения задач профилактики социального сиротства. 
             Таким образом, рассмотрев сиротство, как социальное явление современного общества, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основные усилия в этой области направляются лишь на выявление и устройство детей, уже лишившихся родительского попечения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Приемная семья как технология и форма жизнеустройства детей-        сирот. 
              Многие годы традиционно приёмная семья не являлась распространённой формой устройства детей. В чем состоит основное отличие приемной семьи от известных форм устройства: усыновления и опеки?  Необходимо понимать, что приёмная семья — профессиональная семья. Приёмные родители, хотя и называются родителями, но, всё же, они не усыновители, и не опекуны, в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель. Они — профессиональные родители. Это не значит, что ребёнка они любить не будут, но это значит, что их деятельность по воспитанию должна быть более осмыслена, и более специфична, чем у опекуна или усыновителя. Если усыновление и опеку можно отнести к непрофессиональным семьям, то приемная и патронатная семьи относятся к профессиональным замещающим семьям.  В приемной семье один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, не вступают с ним в алиментные и наследственные отношения и получают средства на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Именно потому, что труд взрослых по воспитанию детей оплачивается, приемные семьи относят к профессиональным. И, следовательно, эта работа должна быть качественной. Существенное отличие приемной семьи от других форм принятия ребенка на воспитание состоит, еще и в том, что отношения между ребенком и взрослыми носят и временный характер до совершеннолетия. Одной из особенностей приемной семьи является сохранение связей с кровными родственниками и невозможность сохранения тайны появления ребенка в семье.  
Почему законодатель предусмотрел именно заключение договора о приёмной семье? Прежде всего, для того, чтобы отразить в нем особые условия воспитания, содержания, образования детей, передаваемых в приёмную семью. В договоре о приёмной семье должны указываться, например, особые условия содержания и воспитания ребёнка-инвалида, ребёнка с задержкой развития. Там же могут быть оговорены особенности образования ребёнка. Вот для чего нужен и договор о приёмной семье, и сама приёмная семья — создать для ребенка особые, необычные условия для жизни, которые «среднему» ребёнку не нужны. «Особые условия» могут быть лишь такие, которые можно проконтролировать. Для ребёнка-инвалида на коляске — создание в жилом помещении специальных приспособлений, особая расстановка мебели, особые условия по оборудованию комнаты ребёнка, ванной комнаты. Для ребёнка, имеющего задержки в развитии — посещение специальных занятий в специализированных центрах по назначению специалиста. Для ребёнка, страдающего аллергией, астмой, другим заболеванием — создание совершенно конкретных условий жизни (например, отсутствие животных в доме, обязательность соблюдения диеты и т.п.).  
Приемный родитель, создавая приёмную семью и принимая ребёнка на воспитание, добровольно ограничивает себя в определённых возможностях — теперь значительная часть жизни его будет посвящена ребенку, или даже нескольким. Особое внимание — особенным детям, вот, если хотите, девиз приёмной семьи. Именно поэтому государство выделяет деятельность приёмной семьи. И дополнительной оплатой, и льготами по трудовому стажу, и иными льготами и привилегиями. Вся деятельность, направленная на развитие приёмных семей должна происходить с учётом того, что приёмная семья — особая форма устройства особого ребёнка.  
Это не значит, что приёмную семью не могут образовать «обычные» семьи для «обычных» детей. Запрета делать этого в законодательстве нет. Но и смысла — тоже. Акцентировать внимание государства на те семьи, которые не требуют подобного повышенного внимания — и распыление ресурсов, и дополнительные неприятные ощущения от назойливого внимания и для родителей, и для детей.  
В первую очередь, стоит определить критерии, по которым определяется, готовы ли данные кандидаты в приёмные родители стать приёмной семьёй. Если говорить о профессионализации приёмной семьи, то необходимо выяснить, какие именно реабилитационные функции способна выполнять данная семья, каких особых детей способна принять. Следующее - создание обучающих и поддерживающих центров для работы с приёмными семьями. Если мы понимаем, что приёмная семья — семья профессиональная, то специальные компетенции родителям надо где-то получить, и где-то повышать свою квалификацию.  
Практика  показывает, что число семей, готовых с теплом и лаской, с искренним участием и желанием помочь, взять на свои плечи взращивание «сложных» детей — число таких семей велико. Примерно каждая десятая семья, собирающаяся принять ребёнка (на все формы устройства) делает это из альтруистических соображений, то есть ребёнок изначально, сознательно ищется не для того, чтобы «заполнить гнездо», не для того, чтобы «у нас был ребёнок», а для того, чтобы ещё один малыш обрёл семью, шанс на счастливую человеческую жизнь.  
Однако, остановлюсь на вопросе, который неизбежно возникал во всех регионах, где приемная семья получала более пристальное внимание, чем другие формы семейного устройства. Наиболее типичен пример, когда бабушка, являвшаяся опекуном собственного внука в течение ряда лет, приходит в орган опеки и заявляет, что не хочет быть опекуном, а хочет создать приемную семью. Причина — банальна: приёмным родителям больше платят. Как выходить из этой ситуации? Если под приёмной семьёй мы понимаем семью профессиональную, то в данном случае, её создание, очевидно, нецелесообразно. Ну, и главный аргумент состоит в том, что приёмная семья — форма договорная, форма решения проблем жизненного устройства и воспитания ребёнка. А не тех взрослых, которым «удобнее» или «более денежно» стать приёмным родителем. Орган опеки и попечительства вправе такой договор не заключать. Более того, в большинстве случаев это делать и нецелесообразно.[10]  
Основной контингент детей, передаваемых на воспитание в приемные семьи – это прежде всего, так называемые «непопулярной группы», скажем, дети старше 10 лет, дети-инвалиды, дети, имеющие значительные задержки в развитии, посещающие вспомогательные школы. В любом случае, вероятность передачи «сложного» ребёнка в приёмную семью существенно выше, чем на усыновление.  Если деятельность органов опеки и попечительства оценивать, например, по соотношению количества устроенных на семейные формы детей, к общему количеству детей, оставшихся без попечения родителей, появится интерес и необходимость «раздавать» не только грудничков, но и тех деток, которых «никто не берет», сложных в воспитании детей, инвалидов, подростков, детей с отставанием в развитии. Семья всё исправит, как показывает опыт, даже самые, казалось бы, «безнадёжные» находят место в жизни, если рядом с ними — добрый, чуткий, и — главное — свой, родной человек.  
        В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2008 года Федерального закона об опеке и попечительстве в РФ произошли существенные изменения, – теперь органом опеки и попечительства, осуществляющий все юридически значимые действия в отношении несовершеннолетнего и принимающего правоустанавливающие решения, является орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, а не по месту принятия решения об опеке или заключения договора. Статья 9 этого Федерального закона прямо обязывает органы опеки при перемене места жительства опекаемого передать дело по месту фактического проживания ребенка. Законодательно предусмотрен только двухсторонний договор между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем. Более того, Положение «О приемной семье» совершенно однозначно устанавливает между кем и кем должен быть заключен такой договор – «Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.  
          

Глава 2.Нормативно-правовые база создания и функционирования приемных семей. 

2.1.Понятие и порядок  образования  приемной семьи

Приемная семья - форма  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью  между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами  или отдельными гражданами, желающими  взять детей на воспитание в семью) [28, с. 246].  
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.      
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей: 
- дети-сироты;  
- дети, родители которых неизвестны;  
- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;  
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;  
- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в различных учреждениях: воспитательных, лечебно-профилактических, социальной защиты и других аналогичных учреждениях [23]. 

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:  
-лиц ,признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;  
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;  
- отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;  
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;  
- лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью. 
Приемные родители ребенка имеет право и обязаны:  
- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);  
- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;  
- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.  
Они являются законными представителями приемного ребенка  защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей). 
Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.  
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.  
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) в нее на воспитание. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по установленной форме. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.  
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы:  
- справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;  
- характеристика с места работы;  
- автобиография;  
- документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);  
- копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);  
- медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).  
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.  
           Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.  
В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей было наличие необходимых условий для этого.  
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия. 
Курбатова В.И, пишет, что приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей [15].  
           В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. 
            Таким образом, «свой» дом и нормальные условия жизни для ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что особенно важно для последующей самостоятельной жизни сирот. Для приемных родителей воспитание детей- сирот является не только профессией, но и выполнением морального долга.  
 

Информация о работе Приемная семья как технология семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей