Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа
Сегодня мир вступил в XXI век, однако издавна существующая в обществе проблема детей-сирот не только не исчезает с развитием цивилизации, но приобретает еще большую остроту и актуальность, так число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе – это не только дети, родители которых умерли, но и так называемые социальные сироты – дети, оставленные без попечения живыми родителями.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоритические основы изучения основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей………………….5
1.1.Сущность и причины сиротства несовершеннолетних в современном обществе…………………………………………………………………………5
1.2.Приемная семья как технология и форма семейного жизнеустройства детей-сирот……………………………………………………………………..11
Глава 2.Нормативно-правовая база создания и функционирования приемных семей…………………………………………………………………………….15
2.1.Понятие и порядок образования приемной семьи……………………….15
2.2.Права и обязанности приемных родителей………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
(ГОУ ВПО ВСГУТУ)
МРИПК
Кафедра «Социальные технологии»
По дисциплине «Технологии социальной работы»
на тему: «Приемная семья как технология семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
студентка 2011 г. н.
Киселева Е.В.
Проверила:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоритические основы изучения основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей………………….5
1.1.Сущность и причины
сиротства несовершеннолетних
1.2.Приемная семья как технология
и форма семейного жизнеустройства детей-сирот…………………………………………………
Глава 2.Нормативно-правовая
база создания и функционирования приемных
семей…………………………………………………………………
2.1.Понятие и порядок
образования приемной семьи…………
2.2.Права и обязанности
приемных родителей………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………30
Введение
Сегодня мир вступил
в XXI век, однако издавна существующая
в обществе проблема детей-сирот не только
не исчезает с развитием цивилизации,
но приобретает еще большую остроту и
актуальность, так число сирот не уменьшается,
а непрерывно растет. В современном обществе
– это не только дети, родители которых
умерли, но и так называемые социальные
сироты – дети, оставленные без попечения
живыми родителями.
После Великой Отечественной в стране
было 680 тысяч сирот. Войны, в результате
которых появляются сироты, прекратились
более 60 лет назад, а количество детей,
лишенных родительского попечения, ежегодно
неуклонно растет и составляет внушительную
для мирного времени цифру. По данным Министерства
образования, на 2008 год в России на учете
было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Отсутствие материнской заботы, поддержки
родственников, семейного общения негативно
сказываются на детском социальном, психическом
и физическом здоровье.
Актуальность
проблемы заключается в том, что дети,
оставшиеся без родителей, не могут
быть изолированы от общества. Мы всегда
будем рядом с ними. От того, какими будут
эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить
их самим себе, не заниматься ими, то они
начнут решать свои проблемы сами. Будут
воровать, грабить, станут источниками
инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками
будет просто опасно.
Научная разработанность проблемы
сиротства нашла свое отражение
в работах таких исследователей
как: Соц.педагогика под ред.Галазунова
М.А.,Дзугаева,Дарлюделин С.В,, Холостова
Е.И., Брускова Е.С.,Гусарова и многих других.[17],[12],[10],[15],[3]
Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача – смягчить для детей-сирот остроту проблем, вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с детьми-сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания для детей условий жизни, близких к семейным.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей .
Предмет исследования :приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования: выявить возможности социальной
работы по созданию условий успешной социализации детей-сирот в приемной семье.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сиротство как явление
современного общества.
2. Описать основные формы социальной работы
с детьми-сиротами.
4. Изучить нормативно-правовые основы
создания и функционирования приемных семей.
5. Изучить права и обязанности приемных
родителей.
Структура работы: введение, 2 главы, в каждой главе
2 параграфа, заключение, список литературы.
1. Теоретические
основы изучения основ
1.1.Сущность и причины
сиротства в современном обществе
Сиротство
как социальное явление существует столько
же, сколько человеческое общество. Во
все времена войны, эпидемии, стихийные
бедствия, несчастные случаи, болезни
приводили к безвременной гибели родителей
маленьких детей, вследствие чего эти
дети становились сиротами. Издавна существует
и иной вид сиротства, когда дети
лишаются попечения родителей из-за нежелания
или невозможности осуществлять последними
родительские обязанности: родители или
отказываются от ребенка, или устраняются
от его воспитания. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический
мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших его потребностей.
Родительский дом и семья являются гарантами
стабильности и надежности в изменчивом
мире, и их отсутствие переживается человеком,
особенно в детском возрасте очень тяжело.
В настоящее время
в обыденной речи и в теоретических исследованиях
широко используются два понятия: сирота и социальный сирота.
Сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный родитель [15]. Социальный
Существующая система работы с детьми
в государственных учреждениях зависит
от множества факторов социально-психологического,
объективного и субъективного характера
и не всегда способствует успешной адаптации
личности. Стало уже приметой времени,
когда руководителей или воспитателей
детских домов или интернатов судят, в
связи с применением физических наказаний
от оскорбления словом до лишения питания,
избиения, помещения в психиатрическую
больницу, перевод из обычного детского
дома в коррекционный. В детских учреждениях получают
травмы, в том числе от побоев воспитателей
и старших детей, а также производственные.
Здесь, с одной стороны, болезни лечат,
но с другой - не долечивают и провоцируют.
Все это может повлиять на дальнейшее
физическое развитие ребенка и его умственные
способности. Если для раннего детства,
проведенного в государственном учреждении,
удачно найден термин «госпитализм», то
сами выпускники характеризуют его как
армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции
детей-сирот обусловлены уровнем психического
и физического здоровья, а также воспитанием
и образованием, в том числе полученными
в государственном учреждении [12]. По словам автора Гордеевой
М, в современной России проблема детей-сирот
имеет большую остроту и актуальность,
так как число детей-сирот не уменьшается,
а непрерывно растет. В сегодняшнем российском
обществе происходят сложные и неоднозначные
процессы. Государство и общество берут
на себя заботу по развитию, и воспитанию
сирот, однако не всегда полноценно справляются
с решением этой задачи [8].
Основными
причинами увеличения числа детей-сирот
при живых родителях являются падение
социального престижа семьи, ее материальные
и жилищные трудности, межнациональные
конфликты, рост внебрачной рождаемости,
высокий процент родителей, ведущих асоциальный
образ жизни.
В современных
условиях социальной нестабильности многие
семьи не смогли адаптироваться и сформировать
защитные «антикризисные» механизмы.
Снизился воспитательный потенциал, ухудшился
нравственно-психологический климат в
семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение
родителей от детей, нарастание процессов
деформации семьи, разрушение нравственно-этических
норм, социальных связей, обострение криминогенной
ситуации, ухудшение здоровья детского
населения, недостаточное финансирование
социальной сферы — все это привело к
снижению уровня защищенности детей и
Семьи переживают такие социально-экономические трудности, как: (потеря работы старшими членами семьи, низкие доходы, многодетность и др.) проблемы здоровья (инвалидность членов семей, злоупотребление психоактивными веществами и др.). Кроме того, на отношение родителей к детям влияют и психологические факторы (неблагополучные супружеские отношения, нарушенные детско-родительские отношения, слабые родительские навыки и др.).
Многие семьи, переживающие раннюю
стадию развития кризисной ситуации,
имеют внутрисемейные и личностные
ресурсы для ее преодоления. Необходимым
условием их реализации выступает своевременное
получение извне
При оказании социальной помощи семье
очень важно раннее выявление семейного
неблагополучия, оно позволяет минимизировать
затраты и усилия специалистов, необходимые
для восстановления семьи, обеспечения
соблюдения прав ребенка. Организация
работы с семьями, находящимися на ранней
стадии кризиса, позволяет детям сохранить
кровную семью, сократить число лишений
родительских прав.
Помощь семьям и детям нередко
строится как набор отдельных услуг, она
зачастую нескоординирована и не выстроена
как единый процесс реабилитации. В недостаточной
степени распространены и используются
современные технологии профилактической
работы по предупреждению семейных кризисов [15].
Помощь семьям
и детям группы риска по социальному сиротству
осуществляется различными ведомствами
разрозненно, по разным критериям и основаниям
и из-за отсутствия эффективного взаимодействия
не представляет собой единого комплекса
мероприятий. Деятельность по реабилитации
детей и семей, социальный патронаж семей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
не имеют достаточного нормативного обеспечения.
Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными
семьями, имеющими несовершеннолетних
детей, предоставление необходимых социальных
услуг этим семьям не гарантировано. Недостаточно
развита система включения детей группы
риска по социальному сиротству в систему
дополнительного образования и досуговую
деятельность. Система постинтернатной
адаптации выпускников учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, только начинает свое развитие.
Отсутствует система профессиональной
подготовки и повышения квалификации
кадров для оказания квалифицированной
помощи в сфере профилактики социального
Принятые в последние годы
в Российской Федерации меры по развитию
законодательной базы в сфере защиты детства,
опеки и попечительства создали необходимые
условия для формирования в субъектах
РФ системы профилактики социального
сиротства как составной части мер по
защите прав детей. В частности, федеральные
законы № 258 от 29.12.2006 г. «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации, в связи с совершенствованием
разграничения полномочий»; № 48-ФЗ от
24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве»,
№ 49-ФЗ от 24.04.2008 г. «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального
закона «Об опеке и попечительстве» повысили
статус органов опеки и попечительства,
ответственных за осуществление деятельности
по защите прав детей. Обеспечение гарантий
права ребенка жить и воспитываться в
семье, которое закреплено в основных
международных документах по вопросам
защиты прав и законных интересов детей
(в частности, в Конвенции о правах ребенка),
а также в российском законодательстве
заняло особое место в организации работы
по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних. В связи с изложенным,
актуальным является принятие на основе
программно-целевого подхода комплекса
мер по совершенствованию действующей
в регионе системы защиты прав детей в
целях решения задач профилактики социального
сиротства.
Таким образом, рассмотрев сиротство,
как социальное явление современного
общества, можно сделать вывод о том, что
в настоящее время основные усилия в этой
области направляются лишь на выявление
и устройство детей, уже лишившихся родительского
попечения.
1.2. Приемная
семья как технология и форма жизнеустройства
детей- сирот.
Многие годы традиционно приёмная семья
не являлась распространённой формой
устройства детей. В чем состоит основное
отличие приемной семьи от известных форм
устройства: усыновления и опеки? Необходимо
понимать, что приёмная семья — профессиональная
семья. Приёмные родители, хотя и называются
родителями, но, всё же, они не усыновители,
и не опекуны, в том смысле, который вкладывает
в это понятие законодатель. Они — профессиональные
родители. Это не значит, что ребёнка они
любить не будут, но это значит, что их
деятельность по воспитанию должна быть
более осмыслена, и более специфична, чем
у опекуна или усыновителя. Если усыновление
и опеку можно отнести к непрофессиональным
семьям, то приемная и патронатная семьи
относятся к профессиональным замещающим
семьям. В приемной семье один или оба родителя
наделяются полномочиями опекунов до
совершеннолетия ребенка, не вступают
с ним в алиментные и наследственные отношения
и получают средства на содержание ребенка
и зарплату за его воспитание. Именно потому,
что труд взрослых по воспитанию детей
оплачивается, приемные семьи относят
к профессиональным. И, следовательно,
эта работа должна быть качественной.
Существенное отличие приемной семьи
от других форм принятия ребенка на воспитание
состоит, еще и в том, что отношения между
ребенком и взрослыми носят и временный
характер до совершеннолетия. Одной из
особенностей приемной семьи является
сохранение связей с кровными родственниками
и невозможность сохранения тайны появления
ребенка в семье.
Почему законодатель предусмотрел именно
заключение договора о приёмной семье?
Прежде всего, для того, чтобы отразить
в нем особые условия воспитания, содержания,
образования детей, передаваемых в приёмную
семью. В договоре о приёмной семье должны
указываться, например, особые условия
содержания и воспитания ребёнка-инвалида,
ребёнка с задержкой развития. Там же могут
быть оговорены особенности образования
ребёнка. Вот для чего нужен и договор
о приёмной семье, и сама приёмная семья
— создать для ребенка особые, необычные
условия для жизни, которые «среднему»
ребёнку не нужны. «Особые условия» могут
быть лишь такие, которые можно проконтролировать.
Для ребёнка-инвалида на коляске — создание
в жилом помещении специальных приспособлений,
особая расстановка мебели, особые условия
по оборудованию комнаты ребёнка, ванной
комнаты. Для ребёнка, имеющего задержки
в развитии — посещение специальных занятий
в специализированных центрах по назначению
специалиста. Для ребёнка, страдающего
аллергией, астмой, другим заболеванием
— создание совершенно конкретных условий
жизни (например, отсутствие животных
в доме, обязательность соблюдения диеты
и т.п.).
Приемный родитель, создавая приёмную
семью и принимая ребёнка на воспитание,
добровольно ограничивает себя в определённых
возможностях — теперь значительная часть
жизни его будет посвящена ребенку, или
даже нескольким. Особое внимание — особенным
детям, вот, если хотите, девиз приёмной
семьи. Именно поэтому государство выделяет
деятельность приёмной семьи. И дополнительной
оплатой, и льготами по трудовому стажу,
и иными льготами и привилегиями. Вся деятельность,
направленная на развитие приёмных семей
должна происходить с учётом того, что
приёмная семья — особая форма устройства
особого ребёнка.
Это не значит, что приёмную семью не могут
образовать «обычные» семьи для «обычных»
детей. Запрета делать этого в законодательстве
нет. Но и смысла — тоже. Акцентировать
внимание государства на те семьи, которые
не требуют подобного повышенного внимания
— и распыление ресурсов, и дополнительные
неприятные ощущения от назойливого внимания
и для родителей, и для детей.
В первую очередь, стоит определить критерии,
по которым определяется, готовы ли данные
кандидаты в приёмные родители стать приёмной
семьёй. Если говорить о профессионализации
приёмной семьи, то необходимо выяснить,
какие именно реабилитационные функции
способна выполнять данная семья, каких
особых детей способна принять. Следующее
- создание обучающих и поддерживающих
центров для работы с приёмными семьями.
Если мы понимаем, что приёмная семья —
семья профессиональная, то специальные
компетенции родителям надо где-то получить,
и где-то повышать свою квалификацию.
Практика показывает, что число семей,
готовых с теплом и лаской, с искренним
участием и желанием помочь, взять на свои
плечи взращивание «сложных» детей —
число таких семей велико. Примерно каждая
десятая семья, собирающаяся принять ребёнка
(на все формы устройства) делает это из
альтруистических соображений, то есть
ребёнок изначально, сознательно ищется
не для того, чтобы «заполнить гнездо»,
не для того, чтобы «у нас был ребёнок»,
а для того, чтобы ещё один малыш обрёл
семью, шанс на счастливую человеческую жизнь.
Однако, остановлюсь на вопросе, который
неизбежно возникал во всех регионах,
где приемная семья получала более пристальное
внимание, чем другие формы семейного
устройства. Наиболее типичен пример,
когда бабушка, являвшаяся опекуном собственного
внука в течение ряда лет, приходит в орган
опеки и заявляет, что не хочет быть опекуном,
а хочет создать приемную семью. Причина
— банальна: приёмным родителям больше
платят. Как выходить из этой ситуации?
Если под приёмной семьёй мы понимаем
семью профессиональную, то в данном случае,
её создание, очевидно, нецелесообразно.
Ну, и главный аргумент состоит в том, что
приёмная семья — форма договорная, форма
решения проблем жизненного устройства
и воспитания ребёнка. А не тех взрослых,
которым «удобнее» или «более денежно»
стать приёмным родителем. Орган опеки
и попечительства вправе такой договор
не заключать. Более того, в большинстве
случаев это делать и нецелесообразно.[10]
Основной контингент детей, передаваемых
на воспитание в приемные семьи – это
прежде всего, так называемые «непопулярной
группы», скажем, дети старше 10 лет, дети-инвалиды,
дети, имеющие значительные задержки в
развитии, посещающие вспомогательные
школы. В любом случае, вероятность передачи
«сложного» ребёнка в приёмную семью существенно
выше, чем на усыновление. Если деятельность
органов опеки и попечительства оценивать,
например, по соотношению количества устроенных
на семейные формы детей, к общему количеству
детей, оставшихся без попечения родителей,
появится интерес и необходимость «раздавать»
не только грудничков, но и тех деток, которых
«никто не берет», сложных в воспитании
детей, инвалидов, подростков, детей с
отставанием в развитии. Семья всё исправит,
как показывает опыт, даже самые, казалось
бы, «безнадёжные» находят место в жизни,
если рядом с ними — добрый, чуткий, и — главное — свой,
В связи с вступлением
в силу с 1 сентября 2008 года Федерального
закона об опеке и попечительстве в РФ
произошли существенные изменения, –
теперь органом опеки и попечительства,
осуществляющий все юридически значимые
действия в отношении несовершеннолетнего
и принимающего правоустанавливающие
решения, является орган опеки и попечительства
по месту нахождения ребенка, а не по месту
принятия решения об опеке или заключения
договора. Статья 9 этого Федерального
закона прямо обязывает органы опеки при
перемене места жительства опекаемого
передать дело по месту фактического проживания
ребенка. Законодательно предусмотрен
только двухсторонний договор между органами
опеки и попечительства и приемными родителями
или приемным родителем. Более того, Положение
«О приемной семье» совершенно однозначно
устанавливает между кем и кем должен
быть заключен такой договор – «Договор
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью» заключается между органом
опеки и попечительства по месту жительства
(нахождения) ребенка и приемными родителями.
Глава 2.Нормативно-правовые
база создания и функционирования приемных семей.
2.1.Понятие и порядок образования приемной семьи