Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа
Сегодня мир вступил в XXI век, однако издавна существующая в обществе проблема детей-сирот не только не исчезает с развитием цивилизации, но приобретает еще большую остроту и актуальность, так число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В современном обществе – это не только дети, родители которых умерли, но и так называемые социальные сироты – дети, оставленные без попечения живыми родителями.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоритические основы изучения основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей………………….5
1.1.Сущность и причины сиротства несовершеннолетних в современном обществе…………………………………………………………………………5
1.2.Приемная семья как технология и форма семейного жизнеустройства детей-сирот……………………………………………………………………..11
Глава 2.Нормативно-правовая база создания и функционирования приемных семей…………………………………………………………………………….15
2.1.Понятие и порядок образования приемной семьи……………………….15
2.2.Права и обязанности приемных родителей………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………30
2.2. Права и обязанности приемных родителей.
Приемными родителями могут стать только совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Закон (п. 1 ст. 153 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан, быть приемными родителями. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить надлежащее семейное воспитание детей имеются по объективным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:
а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК), или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи, с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК);
б) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах (ст. 69—71, 73 СК);
в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи) (п. Зет. 39 ГК);
г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией (ст. 141 СК);
д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять ребенка на воспитание в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. Медицинское освидетельствование граждан, желающих стать приемными родителями, производится в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 153 СК; .п. 7—11 Положения о приемной семье). Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную Семью, подают в орган опеки и попечительства по "месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приёмную семью.
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. При этом в соответствии с п. 2 ст. 146. СК обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные личные качества лиц, желающих стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей приемных родителей, Семейным кодексом и Положением о приемной семье не установлены, что предполагает необходимость индивидуального подхода органа опеки и попечительства к решению данного вопроса в каждом конкретном случае.
В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).
Заключение органа опеки и попечительства о возможности лица быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения.
Для подбора, обучения лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью (п. 11 Положения о приемной семье).Заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями дает им право на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по направлению органа опеки и попечительства для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Согласно п. 3 .ст. 153 СК приемные
родители по отношению к принятому
на воспитание ребенку обладают правами
и обязанностями опекуна (попечителя),
предусмотренными ст. 36—38 ГК и ст. 150
СК. Они несут за приемного ребенка
ответственность перед
Приемные родители являются
законными представителями
-совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки (п. 2 ст. 32 ГК; ст. 150 СК);
-дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от 14 до 18 лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (п. 2 ст. 33 ГК);
-имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях (п. 18 Положения о приемной семье);
-распоряжаются в установленном ст. 37 ГК порядке имуществом приемного, ребенка.
Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка (п. 2 ст. 150 СК). При необходимости приемные родители, как законные представители приемного ребенка, вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании (ст. 10 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений (п. 5 Положения о приемной семье).
Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка (ст. 55 и 150 СК).
Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца, в котором указываются фамилия, имя, отчество и адрес приемных родителей, дата и номер договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также фамилия, имя, отчество, год рождения каждого ребенка (Приложение № 2 к Положению о приемной семье).
Материальное обеспечение приемной семьи. Порядок материального обеспечения приемной семьи регламентируется ст. 155 СК и разделом IV Положения о приемной семье (п. 29—36). Денежные средства ежемесячно выплачиваются приемным родителям на содержание каждого приемного ребенка с учетом расходов на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Если ребенок передается на воспитание в приемную семью на срок более одного года, то дополнительно выделяются средства на приобретение мебели. Указанные денежные средства выплачиваются органами местного самоуправления приемным родителям в течение всего срока действия договора, а при передаче ребенка на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия — до достижения возраста восемнадцати лет.
Размер ежемесячных денежных
средств на содержание каждого приемного
ребенка устанавливается
Приемные родители ведут
учет расходов в письменной форме
по приходу и расходу денежных
средств, выделяемых на содержание ребенка
(детей), сведения об израсходованных
средствах представляются ежегодно
в орган опеки и
Заключение
Изучение исследований, посвященных
проблемам детей-сирот в нашем обществе позволило прийти к
Прослеживается неоспоримая закономерность
в истории России: чем более развито общество,
тем более оно заботится о тех, кто не может
сам себя обеспечить, содержать и образовывать.
Институт сиротства известен со времен
древних славян, когда детство не было
ценностью, а сурового наказания за детоубийство
не предусматривалось. Он возник как способ
сохранения жизни детям. В разные исторические
времена опеку и попечительство над детьми
осуществляли общество, государство и
церковь.
Несмотря на разнообразие имеющихся форм
социального устройства и воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, число таких детей постоянно
растет. Большая доля детей-сирот воспитывается
в детских домах, приютах, интернатах.
Такие условия, далеки от семейных, и это
одна из причин проблем адаптации молодых
людей к самостоятельной жизни после наступления
совершеннолетия. Кроме этого, большинство
сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства,
получения жилья, создания семьи.
Наличие разных
форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, подтверждается
необходимостью новых подходов и организации
деятельности органов опеки и попечительства,
позволяющих создавать уполномоченные
организации, главными задачами которых
будут раннее выявление детского неблагополучия,
организация социальной защиты детей
в их кровных семьях, а также социальная
работа, как и с детьми, так и с их семьями,
подбор и подготовка семей, желающих стать
приемными родителями, воспитателями,
опекунами или усыновителями.
К сожалению, в большинстве случаев право
ребенка жить и воспитываться в семье
не рассматривается в пространстве кровной
семьи. Основное внимание уделяется не
осмыслению способов сохранения семьи,
не подходом к разрешению проблемы профилактике
сиротства и реабилитации неблагополучных
семей, не созданию необходимой для этого
инфраструктуры, а формам и методам изъятия
ребенка из неблагополучной семьи и устройства
его под опеку или в детский дом. Поэтому
главной задачей органов опеки остается
работа по изоляции ребенка от родителей,
социальная работа с родителями ведущие
асоциальный образ жизни и не занимающихся
его воспитанием, и устройство его в государственное
учреждение или замещающую семью. При
этом меньше всего принимается во внимание
интерес самого ребенка. Теряя право иметь
свою семью, ребенок автоматически лишается
возможности реализовать и другие свои
права в объеме, необходимом для наилучшего
развития. Необходимо изменить коренным
образом государственную социальную политику
в интересах детей на
Государственные органы опеки и попечительства
должны располагать возможностями для
индивидуальной профилактической работы
семьей при самых первых проявлениях ее
неблагополучия. Деятельность органов
опеки начинается только в случае возникновения
проблемы, с которой семья самостоятельно
справиться не может, когда инспектор
поставлен перед необходимостью решать
вопрос о целесообразности и правомерности
вмешательства в жизнь семьи, исходя из
собственных представлений о семейном благополучии.
В настоящее время, главным
документом, регулирующим социализацию
детей-сирот, является Федеральный закон
«О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей».
Жизнеустройство детей-сирот в приемных
семьях - это перспективный путь решения проблемы сиротства, реализующий
право каждого ребенка иметь семью. Приемная
семья дает возможность максимально приблизить
воспитание детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, к реальной жизни.
Она формирует у детей навыки преодоления
трудных жизненных ситуаций, психологическую
защиту и правильное поведение при стрессах,
а также морально-этическую установку
на создание собственной стабильной семьи,
что и представляет собой содержание их
социализации.
В то же время семьи с приемными детьми
нуждаются в социальном патронаже, под
которым понимается оказание им адресной
помощи, сопровождения и поддержки специалистами
социальной работы.
Для осуществления такой многоаспектной работы по решению проблем сиротства
необходимо усиление гражданской ответственности
за судьбы детей-сирот, подготовка грамотных
специалистов для соответствующих служб,
создание эффективного института профессиональной
замещающей семьи. Необходимо также создание
эффективной системы помощи семье, которая
должна осуществляться по двум стратегическим
направлениям. Во первых, необходима деятельность
по предотвращению социального сиротства.
Для чего требуется организация планомерной,
комплексной социальной работы как с неблагополучными
семьями на ранней стадии кризиса семьи,
так и работы, направленной на укрепление
института семьи, восстановление ее социального
Решение этих проблем требует участия
всех уровней государственной администрации,
общественных организаций, а также различных
профессионалов и граждан
Таким образом, бесправность и обездоленность российских детей, возросшая детская беспризорность отбрасывают нашу страну далеко назад в годы постреволюционной разрухи и голода. Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды.Возможно, некоторые из существующих проблем и призвана решить приемная семья.
Список использованной литературы
1. Беличева, С. А. Служба
социальной защиты семьи и детства. // Педагогика 2005. - №№ 7-8. –С.
2. Библия – М., Российское
библейское общество, Мф. 5:7, С. 6.
3.Брускова, Е. С. Семья
без родителей. - М.: Центр р- Интернационал,
2006. –С.111.
4. Брутман, В. И. Северный
А.А. Некоторые современные тенденции
социальной защиты детей- сирот и вопросы
профилактики социального сиротства //
Социальное и душевное здоровье ребенка
и семьи: защита, помощь,возвращение в жизнь. -
5. Василькова, Ю.В. Василькова
Т.А. Детство. Защита детей в современных
условиях//Социальная педагогика: Курс
лекций: Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей..- М.: Изд. Центр
6. Великанова, Л. С. Сирота
с Казанского. О проблемах беспризорных
детей //Смена. -2000.-№11. - С
7.Галагузова ,М.А., Галагузова
Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов
Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие
для ВУЗов - М.: ВЛАДОС, 2001. - С.30.
8. Гордеева, М. “Дети,
женщины, семья должны быть под защитой
государства”//Социальная
9. Гусарова, Г. Социализация
детей-сирот и детей, оставшихся без попечений
родителей//Российское образование: Официальные
вести.-2001.-№1-2.-С.94-96.
10. Дармоделин, С.В. Безнадзорность
детей в России//Педагогика.-2001.-№5.-
11. Дементьева, И. Шульга
Т. Дети, нуждающиеся в государственной
помощи и поддержке (Рекомендации к Федеральной
целевой программе “Дети-сироты”)//Социальная
12. Дзугаева, А. Как
устроить судьбу детей, оставшихся без
попечения родителей//Народное
13. Зарецкий, В. К. Пути
решения проблемы сиротства в России / В.К.
Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослов, А.Б.
Холмогорова. - М., 2002
14. Иванова,Н.П. Социальное
сиротство в России//Защити меня!.-1999.-№0.-С.2-3.
15. Холостова, Е. И. Социальная
работа с семьей: Учебное пособие / Е.И.Холостова
– М.: 2006. – С. 212