Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 02:15, реферат
Конкретная процедура создания приемной семьи в настоящее время установлена Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. N 423 (учитываются также Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденные тем же Постановлением).
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
Приемная семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ. Однако зачатки такой формы устройства детей на воспитание были известны довольно давно, в том числе и в дореволюционной России. Юридическое оформление практика принятия детей на воспитание в приемную семью получила в Указе от 7(18) ноября 1775 г. "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи".
Суть ее состояла в том, что новорожденные дети, поступавшие в воспитательные дома Санкт-Петербурга и Москвы, по достижении ими двухмесячного возраста передавались по договору за вознаграждение кормилицам в деревенские семьи, где содержались сначала в течение 9 месяцев, а несколько позднее и до достижения ими возраста 2 - 3 лет, после чего возвращались в воспитательный дом.
В советский период приемная семья как правовой институт не получила распространения, однако в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в качестве приоритетного направления борьбы с сиротством было провозглашено создание детских домов семейного типа, одной из разновидностей которых стала семья, взявшая на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, была заложена правовая основа для дальнейшего развития данного правового института в Семейном кодексе РФ.
Нормативные документы
Помимо норм СК РФ деятельность приемных семей регулировалась ранее Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829. Однако впоследствии Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ, а Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Последним были утверждены следующие регулирующие деятельность приемной семьи правовые акты:
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Правила заключения договора
об осуществлении опеки или
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
Правила осуществления
органами опеки и попечительства
проверки условий жизни
Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;
форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Правовой статус приемной семьи также регулируется законодательством субъектов РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. N 312-ПП "О мерах по улучшению оказания медицинской помощи и образовательных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи граждан" (вместе с Положением о сертификате на медицинское сопровождение и предоставление образовательных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным на воспитание в семьи граждан на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью).
Оплата труда приемных родителей осуществляется субъектами РФ, однако фактически это происходит за счет денежных средств федерального бюджета. Так, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1120 субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, при условии, что размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, - не менее 2500 рублей в месяц.
В ст. 152 СК РФ дается определение приемной семьи. В частности, указывается, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре. Такое определение нельзя считать удачным, поскольку оно носит отсылочный характер и требует расшифровки понятия опеки.
В ней также говорится о том, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Вместе с тем договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен ГК РФ, поэтому его можно отнести к числу непоименованных договоров.
Таким образом, законодатель недвусмысленно говорит нам о том, что договор о приемной семье следует рассматривать в качестве разновидности опеки и попечительства и одновременно в качестве особой разновидности договора о возмездном оказании услуг. Вместе с тем не совсем понятно, что имеется в виду под оговоркой "поскольку это не противоречит существу таких отношений". Очевидно, можно прийти к выводу о том, что договор о приемной семье может быть и безвозмездным.
Нельзя не обратить внимания на то, что среди существенных условий договора о приемной семье, указанных в п. 1 ст. 153.1, отсутствует условие о размере вознаграждения приемным родителям. В п. 2 этой статьи лишь сказано, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом (п. 4 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного).
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных отношений. Приемные родители не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случая, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Вместе с тем приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
Конкретная процедура создания приемной семьи в настоящее время установлена Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. N 423 (учитываются также Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденные тем же Постановлением).
В соответствии с п. 7 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). А в п. 8 Правил сказано, что организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
В соответствии с Правилами договор
может заключаться как в
Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна. В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
Согласно п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы (аналогичный набор документов должен представляться гражданами, изъявившими желание стать приемными родителями):
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел,
подтверждающая отсутствие у гражданина,
выразившего желание стать
д) медицинское заключение о состоянии
здоровья по результатам
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);