Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:54, контрольная работа
Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундаментальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России, в особенности, в начале 20-х годов ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 60-х годов, когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.
Цель и общественная значимость прикладной социологии................................3
Основные характеристики социологического исследования..............................9
Основные этапы проведения социологического исследования........................15
Список использованной литературы...................................................................16
Содержание
Цель и общественная значимость
прикладной социологии....................
Основные характеристики
социологического исследования..................
Основные этапы проведения
социологического исследования..................
Список использованной литературы....................
Основы прикладной социологии
I
Цель и общественная значимость прикладной социологии
1) Прикладная социология - это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития.
Прикладная социология опирается
на теоретические достижения фундаментальной
науки с использованием методов
эмпирической проверки и формализованных
процедур. Отечественная прикладная
социология в виде конкретных эмпирических
исследований занимала видное место
в научной жизни еще в
2) Главная причина обращения к социологическим исследованиям - это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений, определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе, обосновывают планы и управленческие решения, анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Социологические исследования выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.
3) Методология - Совокупность теорий, концепций, парадигм, приемов исследования, применяемых в той или иной науке, на ее конкретно-исторической стадии развития.
Социологическая методология -
учение о системе онтологических предпосылок,
принципов, подходов, методов, объясняющих
структуру социологического знания, способы
его получения, его приращение, развитие
и применение. Она является способом самосознания
социологии как науки, представляет собой
особый вид рефлексии по поводу сущности,
назначения, возможности и границ научного
социологического познания.
Необходимость выделения методологического
анализа в особую область научной деятельности
является общей закономерностью развития
всех видов человеческой деятельности,
в том числе и научной. Чем сложнее научная
деятельность, тем острее потребность
в ее анализе.
Социологическая методология как специальная
область социологического знания начала
формироваться уже в XX веке. И к середине
века в социологической методологии сложились
различные направления. Они различались
по онтологическим основаниям социологических
исследований, по подходу, который в них
использовался, по методам, которые становились
предметом самой социологической методологии.
4) Парадигма - теоретико-методологическая основа и принцип социологии.
В истории развития социологического знания можно выделить три парадигмы, которые определяли цель, технологию, инструменты проводимых исследований: классическая, модернистская и постмодернистская.
Классическая традиция базировалась на неопозитивизме и требовала от исследователя строгого научного подхода, тождественного естественным наукам. В соответствии с ней, общество трактовалось как объективно существующая реальность, которую можно анализировать, учитывать происходящие в ней изменения, прогнозировать будущее развитие. Необходимыми условиями исследования были: дистанцирование субъекта от объекта, обеспечение независимости суждений; разработка соответствующей технологии; выбор инструментов, гарантирующих проверяемость, доказуемость результатов. Представителями классических, сциентистских традиций в социологии были О. Конт и Э. Дюркгейм. До сих пор это направление пользуется большой популярностью и авторитетом из-за способности отделить научный результат от ненаучного, точные знания от гипотез.
Модернистская традиция возникла в рамках классической как следствие осознания учеными зависимости результатов исследования от выбранной технологии и методов, профессиональной подготовленности социологов. Оказалось, что субъект эмоционально и ментально интегрирован в изучаемую социальную среду и не может быть в достаточной мере дистанцирован от неё. Следовательно, на получаемый результат оказывает влияние не только сущность объекта, выбранная технология, методы, но и жизненная позиция, уровень культуры, знания, стереотипы мышления субъекта исследования. В таком случае, можно говорить не о необходимости объективного познания социальной реальности, а о возможности рационального понимания "смыслов", которые вкладывают в свои действия люди. В иной социокультурной среде эти "смыслы" интерпретировались бы по-другому. Представителем модернистской традиции в социологии был М. Вебер. Стремясь рационально постичь социальную реальность, ученый разработал теорию "идеальных типов" - научных представлений о том, как строились бы и развивались социальные объекты без влияния субъективных и случайных факторов. Особенностью модернистского направления является тщательное, взвешенное отношение к выбору теоретической платформы исследования. Оказалось - важнее изучать не "что познается?", а "как познается?". Поэтому на смену неопозитивизму пришла социальная феноменология, теория рационального действия, символический интеракционизм, когнитивная и другие теории гуманистического толка.
Проведение исследований модернистского
направления позволило
Постмодернизм отвергает научные стереотипы (принципы) и признает "профессиональный стиль" исследования. Общую цель новой парадигмы в социологии можно сформулировать так: синтезируя множество интерпретаций и количественных сведений, необходимо приблизиться к пониманию явлений и процессов, протекающих в современном обществе. Методология качественных исследований принципиально отличается от методологии количественных: она базируется не столько на строгих теоретических положениях, сколько на определенных допущениях, прогнозах, предположениях. Это связано с ограниченными возможностями человека познать социальный мир. Исходным пунктом в исследованиях такого рода является установление противоречия между социальной реальностью и теоретическими ожиданиями, восприятие факта, обычая, ситуации как "странных". Целью исследователя в связи с возникшей проблемой является обнаружение "рассогласования" и объяснение его. То есть учёный в ходе качественного исследования должен не столько проверять научные гипотезы, сколько развивать новые теоретические представления. Эта задача усложняется тем, что социальная реальность редко соответствует четкой логически выверенной теории. Чаще она объясняется какими-то отдельными научными положениями и идеями, совокупностью интересов конкретных социальных групп, политическими, экономическими, идеологическими и другими соображениями.
Поэтому можно утверждать, что качественное социологическое исследование выполняет роль посредника между различными "социальными мирами". Для проведения исследований такого рода социолог определяет для себя ключевую проблему, совокупность ключевых вопросов и, соответственно, используемые методы. Методы качественных исследований позволяют интерпретировать, моделировать и конструировать социальные процессы. Социальные технологи, способные выполнять такого рода работы, обычно обладают хорошо развитой интуицией, иногда граничащей с гениальностью.
5) В ходе социологического исследования используются следующие методы: наблюдение, анализ документов, метод опроса, социальный эксперимент, социометрия (анализ малых групп), тестирование.
Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования.
Основное назначение метода: получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определить их повторяемость, типичность.
Объектом наблюдения выступают
социальная общность, коллектив, группа,
индивид, их состояние.
Предметом наблюдения являются признаки,
свойства, факторы деятельности наблюдаемого
объекта.
Анализом документов принято называть метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования.
Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса.
Документ, как объект анализа, — это специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Автор документа (коммуникатор) – это лицо, создавшее документ, передающее в нем информацию, а именно свое изложение событий, содержание ранее составленных документов, свое отношение к передаваемому (информации, событиям, действиям людей).
Предмет анализа документов – это
признаки, свойства документов, которые
могут характеризовать
Метод опроса. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.
Основное назначение метода получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа.
Объектом опроса являются социальная
общность, группа, коллектив, индивид.
Предметом опроса выступает субъективно-оценочная
информация, выраженная в мнении респондентов
и характеризующая их социальное поведение,
мотивы, ценностные ориентации, события
и факты их жизни.
Социальный эксперимент представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическим основанием применения эксперимента в социологии служит принцип социального детерминизма.
Основное назначение метода заключается в выявлении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов.
Объектом эксперимента выступают
— социальная группа, коллектив, личность
(участники эксперимента). В эксперименте
выделяют два вида объектов (единиц
эксперимента): контрольные и
Предметом эксперимента являются отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение.
Социометрия (структурный анализ малых групп). Социометрический метод – это вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора. Относится к числу экспериментальных методов изучения малых групп.
Основное назначение метода – диагностика
состояния взаимоотношений в
малых группах и коллективах.
Метод предназначен для получения
информации о структуре связей между
членами группы относительно выделенного
критерия. С помощью социометрического
метода дается описание структуры взаимоотношений
в группе, количественная оценка (измерение)
характера эмоциональных