Прикладная социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундаментальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России, в особенности, в начале 20-х годов ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 60-х годов, когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.

Содержание работы

Цель и общественная значимость прикладной социологии................................3

Основные характеристики социологического исследования..............................9

Основные этапы проведения социологического исследования........................15

Список использованной литературы...................................................................16

Файлы: 1 файл

Социология 2.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

Объектом социометрического опроса выступает малая (контактная) социальная группа, члены которой находятся  в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп  есть неинституциональные (неофициальные) и институциональные (официально признанные), к числу которых относятся малые коллективы. 

Предмет социометрического опроса – это, во-первых, во-первых, социометрическая структура группы, а во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы. 

 

Тестирование. Тест — стандартизированное, ограниченное по времени испытание. Он позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить актуальный, существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства (в том числе умения и навыки), устойчивые черты поведения. 

Основное назначение — дает возможность  получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик; диагностика  и мониторинг групп работников и  населения. 

Объектом при тестировании могут  выступать — личность, малая (контактная) группа, социальная группа, общность. 

Социологическое исследование завершается  анализом и обработкой полученных данных, получением эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций. 

Этап анализа представляет собой  соотнесение полученной информации об изучаемом объекте с уже  имеющимся объемом знаний о нем. Содержание и цель этапа анализа  заключается в том, чтобы объяснить  смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в единую систему. 

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа  и обобщения информации, полученной в ходе социологических исследований. К количественным методам относятся: группировка, расчет коэффициентов  корреляции, факторный анализ, и  т. д. Качественными методами анализа  и обобщения являются: типологизация, моделирование и создание теорий. 

 

II

Основные характеристики социологического исследования

 

Конкретное  социологическое исследование (К.С.И.) - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. К.С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, чем они отличаются от фундаментального исследования, цель которого - приращение научно-теоретического знания. Существуют два основных типа К.С.И. К первому из них относятся исследования, специализированные по проблемам,  требующим последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу общественной жизни. Примером здесь может служить проводимое Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 1998-1999 изучение социально-экономического механизма активизации экономического поведения различных социальных групп в современном белорусском обществе, переживающем сложный и трудный переход к социально ориентированной рыночной экономике. Ко второму типу К.С.И. относятся такие из них, которые проводятся по разовым запросам заказчиков; в качестве таковых могут выступать властные структуры, государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы, общественные организации и т.п. Именно такой характер носили проведенные социологами того же института в 1998 исследования отношения населения к развитию страховой медицины, к возможности строительства атомной электростанции в Беларуси, а также осуществленное ими изучение статуса  медицинского и фармацевтического работника. Организация  К.С.И. обладает определенной спецификой. Успешность его осуществления во многом зависит от установления атмосферы взаимопонимания с заказчиком, одинакового понимания целей, задач и ожидаемых результатов исследования.

Результаты К.С.И. широко используются в борьбе за депутатские  места в местных органах власти и в парламентах, применяются  в межпартийных спорах, в борьбе оппозиции против правительственных  структур. В отличие от социолога  академического типа, работающего в  академическом исследовательском  институте или вузе и являющегося  чаще всего специалистом в одной  узкой области (скажем, в социологии культуры, в экономической социологии и т.п.), социолог-прикладник чаще всего  является многопрофильным исследователем. Часто меняются не только его клиенты,  но и тематика его исследований. Сегодня он может заниматься изучением  рынка труда,  состоянием безработицы  в стране либо в одной из отраслей производства, завтра - изучением уровня и характера религиозности или  ценностных ориентаций молодежи, состоянием преступности или социокультурных  предпочтений различных возрастных и профессиональных групп.

 По содержанию, направленности, формам  и способам К.С.И. чрезвычайно  разнообразны, поэтому существует  довольно много видов таких  исследований, их определенная типология.  Так, например, в зависимости от  масштабности и сложности решаемых  исследовательских задач, от требуемой  глубины анализа  полученных  эмпирических данных К.С.И. подразделяются  на: пилотажные, описательные и аналитические.  

Пилотажное  исследование  представляет собой пробное исследование  преимущественно методической направленности, цель которого - проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надежности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью  и т.п. При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения социолога с респондентами, т.е. с теми лицами, которые отвечают на вопросы анкеты или у которых берут интервью. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые совокупности (до 100 человек) , проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария.

Описательное  исследование ориентировано на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание  изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленных общностей людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Цель аналитического исследования заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность, поэтому оно является наиболее сложным. По используемым методам информации такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы:  включенное наблюдение,  контент-анализ  документов, массовый опрос,  интервьюирование  экспертов.

Другая типология К.С.И. строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя вполне устраивает моментальный, статический срез явлений или процессов, даваемый именно в данный момент времени, он применяет либо монографическое, либо точечное (разовое) прикладное социологическое исследование.

Монографическое исследование  - такой вид К.С.И., при котором в качестве объекта изучения выступает только одна единица какого-либо класса  социальных процессов или явлений. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов. Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом одного нового явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Точечное (разовое) К.С.И. дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит чаще всего маркетинговое исследование,  имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время,  или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы в данное время.

 Совершенно иной характер  и направленность имеют повторные  исследования,  цель которых - изучение одного и того же  объекта или его различных  компонентов, проводимое несколько  раз через определенные интервалы  времени, в одинаковых или видоизменяющихся  условиях.

Повторные К.С.И. требуют высокой методологической и методической подготовленности проводящих их социологов. Основные требования к таким исследованиям - сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям. Повторные К.С.И. в зависимости от изучаемого контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов: трендовые, панельные, лонгитюдные исследования. 

Трендовые исследования  проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках  с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. В свою очередь такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

 Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты.

 Исторические трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы, например, молодежи в возрасте 16-29 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются. Такое исследование позволяет выявить исторически изменяющиеся характеристики ценностных ориентаций молодежи определенного возраста и уловить основные тенденции подобных изменений.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени. Главным недостатком панельных исследований являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к другому. Кроме того, неизбежны некоторые потери в первоначально отобранной совокупности. Поэтому объем выборки при таком исследовании на каждом из его повторных этапов следует увеличивать до 20% против статистически обоснованной. При проведении исследований такого типа целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют сохранить в максимально возможной степени стабильность  исследуемой совокупности по ее величине и составу. Количество повторных обследований и интервалы между ними определяются содержанием и целями исследовательской программы.

Лонгитюдное исследование  - вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь,  которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика  и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов, прежде всего социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка. Лонгитюдные исследования - один из самых трудоемких и дорогих по затратам методов в прикладном социологическом исследовании в силу необходимости поддержания и сохранения контактов между социологом-исследователем и респондентами в течение многих лет. Одним из наиболее эффективных видов повторного К.С.И. является социологический мониторинг.  Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах  изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социологического мониторинга - получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени. При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать определенные принципы  сбора данных. К таковым, в частности, относятся:

1) охват наиболее значительных  социальных процессов и явлений; 

2) проведение социологических  опросов на одних и тех же  территориях; 

3) согласованность сроков  сбора социологических и статистических  данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек  наблюдения и др.) для получения  эмпирических данных;

5) дополнение в случае  необходимости постоянного состава  показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости  от своеобразия определенного  этапа исследования, что обеспечивает  гибкость системы мониторинга;

6) выработка критериев  корреляции социологических и  статистических данных;

7) организация, пополнение  и сохранение единого банка  социальной информации на всем  протяжении исследования;

8) организация доступа  потребителей к имеющейся социологической  информации.

 Неуклонное проведение  в жизнь указанных принципов  дает возможность исследователям  определить основные тенденции  и закономерности поведения индивидов,  их групп и общностей в зависимости  от изменения экономических, социально-политических, социокультурных, экологических  и иных условий их жизни,  а, кроме того, выяснить, как цели, интересы,  мотивы,  ценностные  ориентации людей влияют на  эти условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

Характеристика  основных этапов социологического исследования

 

Основные  этапы социологического исследования

Содержание

Программирующий

Разработка вопросов методологии, методики и техники социологического исследования

Информационный

Применение методов и  техники для получения массива  достоверной и репрезентативной социологической информации

Окончание

Аналитический

Анализ социологической  информации, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование  тенденций и закономерностей, выделение  корреляционных и причинно-следственных связей

Практический

Разработка практических рекомендаций и социальных технологий


 

 

 

 

 

 

Информация о работе Прикладная социология