Прикладное социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Любая социальная наука не может существовать без приобретения различной эмпирической информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, а также тех средств, с помощью которых эта информация собирается и обрабатывается. Одним из источников такой информации выступают данные официальной статистики, опубликованные в журналах, бюллетенях и других изданиях. Социальную информацию можно также получить в результате специальных социальных исследований, которые проводиться с целью решения конкретной социальной проблемы.

Содержание работы

1.Введение
2. Этапы и виды прикладного социологического исследования.
3. Программа прикладного социологического исследования.
4. Выборочный метод в социологическом исследовании.
5.Заключение
6. Литература.

Файлы: 1 файл

Тема 29.docx

— 49.25 Кб (Скачать файл)

   Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

    Наряду с основными критериями, определяющими виды исследования, могут использоваться и дополнительные. В зависимости от того, изучается объект в статике или в динамике, выделяют следующие виды социологического исследования: разовое (точечное) и повторное исследования.

   Точечное  исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

  Повторные исследования, в свою очередь, подразделяются на трендовые (когортные, исторические), панельные, лонгитюдные.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с целью изучения изменений на уровне социальных групп.

  Объектом исторических трендовых исследований является изучение однотипных возрастных групп, предпринимаемое через определенные промежутки времени, с целью выяснения тех изменений, которые могут иметь место в одних и тех же возрастных группах по мере изменения самого общества.

  Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в процессе развития и социализации. Эти задачи решаются с помощью панельных и лонгитюдных исследований.

Панельные исследования – это изучение одних и тех же явлений через определенные интервалы времени. Частота повторяемости и продолжительность интервалов определяются произвольно. Важно лишь, чтобы одни и те же лица изучались по сходной методике. Объектом исследования здесь могут быть представители любых возрастных групп, от детского до пенсионного возраста. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности  образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился  объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Если же объектом исследования становится молодежная группа, то панельное исследование превращается в лонгитюдное.

Лонгитюдное исследование – это изучение индивидуальных изменений членов молодежной группы. Основным требованием лонгитюдного исследования является единство программы, инструментария и выборки на всем протяжении изучения объекта, которое может длиться несколько лет.

     Особой разновидностью повторных масштабных исследований является социальный мониторинг, который представляет собой целостную систему изучения и отслеживания тех изменений, которые происходят с определенными социальными объектами в ходе их функционирования и развития. Это отслеживание осуществляется на основе сбора, хранения, обработки и сравнения той информации, которая накапливается в ходе долгосрочного исследования изучаемого объекта.   

2.ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Программа социологического исследования – это теоретический документ, определяющий пути, приемы и сроки изучения социальных проблем. А так же это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Включает в себя два основных раздела (иногда выделяют три раздела, расчленяя второй на два самостоятельных).

Теоретико-методологический раздел (определение задач, целей, объекта и предмета исследования, описание проблемной ситуации, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий). Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

Процедурно-методический раздел (выбор эмпирических методов сбора первичной социологической информации, обоснование выборки, разработка инструментария и методики его использования, определение методов количественной и качественной обработки полученных данных, определение плана исследования и графика работ).

Программа позволяет четко  определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно  выполняемым исследованиям по сходным  проблемам. Позволяет разработать  общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты –  теория. Она также обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную  организацию исследовательского процесса.                                                                                                                                         

   Программа должна отвечать на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Каким кадровым потенциалом,  на основании каких научных  заделов и научно-технических  средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

 

  Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование.

  В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости:

- от цели исследования;

- носителя программы;

- масштабов ее распространенности;

- времени действия противоречия; то есть нарушением ранее сложившихся  причинно-следственных связей социального  явления или процесса.

     В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации. Во-вторых, теряется имеющая немалое значение оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению социологических данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом. И в-третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте.

   Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, - это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации. Прикладное социологическое исследование чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

  Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы. Например, говоря об уровне знаний, мы подразумеваем, уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов, пенсионеров и др. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы и стать объектами социологического исследования.

   Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в конкретном случае. Чаще его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера.

Гносеологические проблемы - это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний.

  По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений и др.По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер (быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или микрорайона).

    По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. В качестве примера для первой назовем неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема может быть разрешена за относительно короткий срок; для второй - проблему адаптации работников предприятий к новым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку; для третьей - противоречия, порождающие жилищную проблему и др.

Определив объект и предмет  социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе.

Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания. Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем.  Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Задачи социологического исследования также условно делятся на основные и дополнительные.

  Подготовка программы прикладного социологического исследования - дело сложное. Оно должно осуществляться на высоком уровне. После этого составляется рабочий план исследования.

Рабочий план отражает основные процедурные мероприятия, связанные  с качественным проведением социологического исследования. Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции.

В ходе проектирования социологического исследования, помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нормативами.

Таким образом, подготовка программы прикладного социологического исследования требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит больше времени, чем даже на само исследование. Но от качества программы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

    Методы исследования – различные способы получения данных о свойствах объекта. Они должны быть адекватными целям, соответствовать специфике объекта исследования.

   Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными.

    Социологи изучают поведение (мнения, оценки, мотивы) не отдельно взятых людей, но некоторых человеческих "совокупностей" - социальных групп, классов, сообществ. Информация о массовых социальных явлениях и процессах может быть получена как из объективных, так и из субъективных источников. К объективным источникам относятся официальная государственная статистика, статистика министерств и ведомств, служб социальной защиты, профессиональных союзов, общественных партий и движений и т.п. Объективное и даже официальное происхождение таких данных не всегда гарантирует их точность и однозначность. Так, существенно расходятся оценки уровня безработицы службами занятости и профсоюзами, которые используют для определения этого уровня разные методики. Средний уровень доходов, определяемый министерством статистики, является заведомо заниженным, так как в нем не учитываются (или учитываются не в полном объеме) заработки в теневом секторе экономики и доходы от индивидуальной трудовой деятельности. Заведомо занижены данные о распространенности наркомании или пьянства за рулем из-за того, что регистрируются далеко не все случаи этих явлений. А данные о читателях библиотек, напротив, завышены, так как библиотека считает своим читателем каждого, кто был в нее записан, даже если человек посетил ее лишь однажды.

Информация о работе Прикладное социологическое исследование